Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №38(2732) от 24.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.205
EUR:
3.4758
RUB:
3.5495
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Болезненно, но перестраиваемся»: как санкции повлияли на работу предприятий «Беллесбумпрома»

Фото: bellesbumprom.by

Прошлый год выдался для предприятий концерна «Беллесбумпром» непростым: они экспортируют более 70% своей продукции, поэтому в связи с санкциями были вынуждены спешно перестраивать логистические цепочки и искать новые рынки сбыта. Насколько успешным оказался этот процесс, а также что сегодня представляет собой концерн и как он работает на внутреннем рынке, рассказал председатель «Беллесбумпрома» Михаил Касько.

Серьезный вызов

Сегодня в составе «Беллесбумпрома» свыше 40 предприятий. В целом деятельность концерна подразделяется на три сектора: деревообработка, производство мебели и целлюлозно-бумажная промышленность. Основной упор делается на углубленную переработку древесного сырья. Подведомственные предприятия выпускают более 140 видов товаров: это и плитная продукция (ДСП, МДФ, фанера), и мебель, и целлюлозно-бумажная продукция (от волокна до различных видов бумаги и картона).

В отрасли работает свыше 30 тыс. человек. Предприятия в основном расположены в малых и средних городах. Средняя заработная плата сотрудников по итогам 2022 г. составила 1560 руб. В целом за 2022 год к уровню 2021 г. выросли и номинальная (на 17%), и реальная зарплаты (на 1,5%).

М. Касько отметил, что жизнь концерна разделилась на до и после введения санкций. В первой половине 2022 г. ситуация складывалась неплохо. А всю вторую половину года компаниям пришлось перестраиваться, искать новых покупателей.

«Зачастую это происходило достаточно болезненно, приходилось решать вопросы, связанные с логистикой, финансами, занятием уже занятых кем-то ниш. Вторая половина года для отрасли стала серьезным вызовом, но я считаю, что мы достаточно хорошо смогли с этим справиться. Да, не все вопросы решены, но объемы производства с июля-августа начали постепенно восстанавливаться», – подчеркнул глава концерна.

Объем промышленного производства в 2022 г. составил 105% (к уровню 2021 г.). Отрасль сработала рентабельно, стало меньше убыточных предприятий (на текущий момент таких организаций 6, в 2021 г. их было 7). Все обязательства – и перед банками, и перед партнерами, и перед коллективами – были выполнены.

Перестройка экспортных потоков

Основная задача предприятий концерна – оставаться конкурентноспособными на экспортных рынках, независимо от ситуации и санкционного давления. По словам заместителя председателя «Беллесбумпрома» Александра Пшенного, в 2022 г. экспорт осуществлялся в 69 стран мира: 59 стран дальнего зарубежья и 10 стран СНГ. Потоки распределились следующим образом: 54% экспорта пришлось на страны ЕАЭС, 26% ушло в Евросоюз, 20% – в страны дальней дуги.

А. Пшенный подчеркнул, что 2022‑й стал годом серьезной перестройки. Так, еще в 2021 г. в страны ЕАЭС экспортировалось 34% продукции, 40% продавалось в ЕС, а 26% – в страны дальней дуги. Причиной таких изменений стало введение ограничений: продукция «Беллесбумпрома» по коду ТН ВЭД 44 (а это более 40% всей выпускаемой продукции) стала подсанкционной. В связи с этим предприятия концерна нарастили поставки в дружественные страны, особенно в РФ и другие страны ЕАЭС. К примеру, темп роста экспорта в Россию по итогам 2022 г. составил 149%. Самым большим спросом пользуется продукция целлюлозно-бумажного производства, мебель (темп роста 129%), отдельные позиции дерево­обработки (например, плиты ДСП).

В качестве новых рынков сбыта зампредседателя концерна назвал такие страны, как Мексика, Палестина, Тунис и Эквадор. Кроме того, предприятия нарастили поставки на ранее освоенные рынки: в Кению – в 5,8 раза, Иран – в 2,3 раза, Алжир – в 2 раза, Ирак – в 1,5 раза. Активно осваивается рынок Узбекистана, темп роста экспорта в эту страну в 2022 г. составил 330%. Значительные усилия прикладываются и по продвижению продукции в Казахстан (темп роста экспорта по итогу года – 190%).

Основное внимание сейчас уделяется решению логистических проблем. Необходимость разворота на 180 градусов требует от концерна поиска новых схем транспортировки и еще более тесной работы с РФ. По его словам, лесопромышленный комплекс в соседней стране хорошо развит и до введения санкций также был экспортоориентированным. Поэтому концерну приходится конкурировать с российскими партнерами и устранять возникающие барьеры на пути продвижения своей продукции.

Импортозамещение и уход IKEA

Особое внимание М. Касько уделил реализации импортозамещающих проектов. По его словам, по объему производства импортозамещающих товаров концерн приблизился к 1 млрд USD. В планах на 2023 год нарастить объемы.

В текущем году запланировано несколько импортозамещающих проектов. В частности, в Гомеле начнется производство одноразовых бумажных стаканчиков. Добрушская бумажная фабрика «Герой Труда» освоила производство картона для такой посуды. Кроме того, предприятия начнут осваивать новые линейки по производству мебели. В планах нарастить до конца года производство такой продукции на 30%, чтобы занять свободные ниши как на внутреннем, так и на рынке соседних стран.

В планах – запуск новых линий по производству бумаги и картона, наращивание выпуска ламинированных плит и полотна для санитарно-гигиенической продукции, в частности, памперсов.

Одной из проблем, которую вынужден был решать концерн в 2022 г., стал уход торговой сети IKEA. Ряд белорусских мебельных предприятий производили продукцию для этой компании.

«Они болезненно, но перестраивают свою производственную программу и ищут новые рынки сбыта», – подчеркнул М. Касько.

Такие предприятия, как правило, производили одно или два наименования продукции, но в очень больших объемах. Сегодня им приходится переформатировать мебельный ряд, с нуля искать рынки сбыта и выстраивать логистику.

Еще одним вопросом, который сейчас вынужден решать концерн, является экспорт пеллет. Традиционно они поставлялись в страны Европейского союза, где это древесное сырье считается возобновляемым видом топлива. Сейчас производители вынуждены искать новые рынки сбыта, но процесс идет сложно. Руководство «Беллесбумпрома» видит решение вопроса в увеличении потребления такой продукции внутри страны. Это планируется сделать за счет перевода котельных, работающих на местных видах топлива, на пеллеты.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by