Как регулируется аудит в Беларуси и Казахстане (продолжение)
Продолжим сравнение законодательного регулирования аудиторской деятельности в Беларуси и Казахстане (начало см. «ЭГ» № 81, Информбанк, с. 11–14).
В мировой практике аудиторская профессия тесно связана с традициями саморегулирования. В соответствии со ст. 8 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон РБ) аудиторские организации и (или) аудиторы – индивидуальные предприниматели (ИП) в целях координации своей деятельности, а также представления и защиты общих интересов могут создавать аудиторские объединения в соответствии с законодательством РБ. Такие объединения наделены следующими правами:
– представлять интересы членов объединения в государственных, общественных и международных организациях;
– устанавливать обязательные для соблюдения членами объединения внутренние правила аудиторской деятельности;
– утверждать кодекс профессиональной этики аудиторов, обязательный для соблюдения членами объединения;
– вносить в Минфин предложения о совершенствовании законодательства РБ в области аудиторской деятельности;
– участвовать в разработке учебно-программной и учебно-методической документации, информационно-аналитических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых в процессе подготовки к аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора;
– обобщать опыт работы аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, разрабатывать рекомендации по выполнению правил аудиторской деятельности и иным вопросам, связанным с осуществлением такой деятельности, оказывать аудиторским организациям, аудиторам – индивидуальным предпринимателям методическую помощь;
– осуществлять внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов – ИП, являющихся членами аудиторского объединения, в соответствии с уставом и внутренними правилами аудиторской деятельности аудиторского объединения;
– выполнять иные функции, определенные уставом аудиторского объединения.
В Казахстане подобные объединения именуются профессиональными организациями. Их учредителями и участниками могут быть только аудиторы и аудиторские организации, причем аудиторы и аудиторские организации могут состоять только в одной профессиональной организации (п. 4 ст.10 Закона Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон РК). Для таких организаций обязательна аккредитация (п. 1 ст. 10 Закона РК), то есть официальное признание уполномоченным органом (Минфином РК) правомочий профессиональных аудиторских организаций (п. 2 ст. 1 Закона РК).
Профессиональные организации аудиторов Казахстана наделены несколько более широкими полномочиями, чем белорусские. В соответствии со ст. 11 Закона РК они могут:
– осуществлять внешний контроль качества аудиторских оганизаций;
– проводить курсы повышения квалификации аудиторов с выдачей сертификатов в порядке, определенном Минфином;
– анализировать, обобщать и распространять опыт работы аудиторов;
– представлять интересы аудиторов и аудиторских организаций в государственных, общественных, иностранных и международных организациях;
– рассматривать споры аудиторов, аудиторских организаций, являющихся их участниками, связанные с осуществлением аудиторской деятельности;
– проводить рейтинг аудиторских организаций и публиковать в периодических изданиях;
– участвовать в работе международных организаций по бухучету и аудиту;
– разрабатывать, издавать и распространять учебную литературу, методические рекомендации, периодические издания в области аудиторской деятельности;
– давать рекомендации по стандартам аудита и иным вопросам аудиторской деятельности (в Законе РБ – вносить предложения о совершенствовании законодательства в области аудиторской деятельности);
– по итогам внешнего контроля качества исключать из профессиональных организаций лиц, допустивших нарушение стандартов аудита и Кодекса этики;
– разрабатывать и утверждать учебные программы повышения квалификации аудиторов.
Главное отличие: казахстанская профессиональная организация, объединяющая не менее 10 аудиторских компаний, может создавать квалификационную комиссию, которая проводит аттестацию кандидатов в аудиторы (ст. 14 Закона РК). В Беларуси такое просто невозможно представить. При этом согласно п. 2 ст. 11 Закона РК профессиональная организация обязана создать квалификационную комиссию в течение 6 месяцев со дня аккредитации в уполномоченном органе (Минфин РК).
Таким образом, фактически в Казахстане аудиторы сами проводят аттестацию кандидатов в профессию, проводят курсы повышения квалификации и осуществляют внешний контроль качества аудиторских компаний. В обязанности профессиональных организаций в Казахстане входит так же разработка и принятие кодекса этики, обеспечение соблюдения аудиторами его требований, а также стандартов аудита (п. 2 ст. 11 Закона РК).
Профессиональная аудиторская организация может быть лишена аккредитации, если в течение 6 месяцев со дня аккредитации в уполномоченном органе не создаст квалификационную комиссию. 10%, но не менее 5 аудиторских организаций – членов профессиональной организации за 12 месяцев были лишены лицензии без ходатайства со стороны такой профессиональной организации, систематически нарушала Правила аккредитации, Кодекса этики, не соответствует требованиям Международной федерации бухгалтеров, проводила аттестацию кандидатов в аудиторы не в соответствии с порядком, установленным законодательством РК (ст. 12 Закона РК).
Аккредитованные профессиональные аудиторские организации в Казахстане дают заключение о соблюдении аудиторской организацией требований международных стандартов аудита и Кодекса этики по результатам проведенного внешнего контроля качества. Такое заключение, наряду с лицензией, необходимо иметь любой казахстанской аудиторской компании, если она намеревается оказывать услуги по проведению обязательного аудита (приказ министра финансов РК от 30.03.2015 № 231).
Права аудиторов и аудиторских организаций
Имеются некоторые различия и в правах аудиторов наших стран.
В Беларуси в соответствии со ст. 9 Закона РБ аудиторы имеют право:
– самостоятельно определять формы и методы оказания аудиторских услуг;
– проверять у аудируемого лица первичные учетные документы, регистры бухучета и другие документы о его деятельности, фактическое наличие отдельных активов и обязательств, их соответствие данным бухучета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– участвовать в проведении инвентаризации активов и обязательств аудируемого лица;
– получать в соответствии с законодательством РБ по письменному запросу в республиканских органах госуправления, иных государственных организациях, подчиненных правительству, и в других организациях сведения о деятельности аудируемого лица в объеме, необходимом для выполнения договора оказания аудиторских услуг;
– привлекать на договорной основе в соответствии с законодательством РБ в качестве экспертов лиц, не состоящих в штате аудиторской организации и обладающих специальными навыками, знаниями и опытом в определенной сфере деятельности, отличной от аудиторской деятельности;
– получать у должностных лиц аудируемого лица при заключении договора оказания аудиторских услуг информацию, необходимую для оценки объема работ по такому договору;
– получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и (или) письменной форме, а также в электронном виде по вопросам, возникающим в ходе оказания аудиторских услуг;
– отказаться от исполнения договора оказания аудиторских услуг в случаях непредоставления аудируемым лицом необходимых документов, произвольного вмешательства аудируемого лица в процесс оказания аудиторских услуг, выявления в ходе оказания аудиторских услуг обстоятельств, оказывающих либо способных оказать влияние на объективность аудиторского мнения;
– осуществлять иные права, не противоречащие законодательству РБ и вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг.
В Казахстане аудиторы согласно ст. 20 Закона РК вправе:
– получать и проверять необходимую бухгалтерскую и иную финансово-хозяйственную документацию аудируемого субъекта для выполнения условий договора на проведение аудита;
– вступать в профессиональную организацию;
– получать у должностных лиц аудируемого субъекта разъяснения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;
– обжаловать решения профессиональных организаций в судебном порядке.
Таким образом, список прав аудитор в казахстанском законодательстве значительно короче белорусского и совпадает только по двум пунктам. Зато в ст. 21 Закона РК содержится гораздо более обширный перечень прав аудиторских организаций. Это обусловлено и тем, что в Казахстане нет аудиторов – ИП.
В Казахстане аудиторские организации вправе:
– самостоятельно определять методы проведения аудита;
– запрашивать и проверять необходимую бухгалтерскую и иную финансово-хозяйственную документацию для выполнения условий договора на проведение аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора;
– при проведении аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора запрашивать сведения в отношении аудируемого лица в госорганах и иных организациях, местных исполнительных органах, а также в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в порядке, установленном законодательством РК;
– привлекать на договорной основе к участию в проведении аудита специалистов различного профиля, за исключением лиц, указанных в ст. 24 Закона РК. При этом указанная статья Закона РК содержит ограничения аналогичные, содержащимся в ст. 21 Закона РБ;
– отказаться от проведения аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора либо выдачи аудиторского отчета или аудиторского заключения в случае нарушения аудируемым субъектом условий договора на проведения аудита, аудита по налогам;
– проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого субъекта, а также фактическое наличие имущества, учтенного в этой документации.
Обратим внимание, что казахстанские компании вправе привлекать на договорной основе любых специалистов различного профиля (кроме лиц, которые вообще не имеют права участвовать в аудите. У нас же разрешается привлекать только экспертов, но не иных внештатных сотрудников.
Еще одно существенное различие: у нас Закон РБ разрешает отказаться от исполнения договора оказания аудиторских услуг в случаях непредоставления аудируемым лицом необходимых документов, его произвольного вмешательства в процесс оказания аудиторских услуг, выявления обстоятельств, оказывающих либо способных оказать влияние на объективность аудиторского мнения. В Казахстане аудиторы могут отказаться не только от проведения аудита, но и от выдачи аудиторского отчета или аудиторского заключения, причем в случае любого нарушения аудируемым субъектом условий договора.