Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Зарубежный опыт
15.12.2017 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как регулируется аудит в Беларуси и Казахстане (продолжение)

Продолжим сравнение законодательного регулирования аудиторской деятельности в Беларуси и Казахстане (начало см. «ЭГ» № 81, Информбанк, с. 11–14).

В мировой практике аудиторская профессия тесно связана с традициями саморегулирования. В соответствии со ст. 8 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон РБ) аудиторские организации и (или) аудиторы – индивидуальные предприниматели (ИП) в целях координации своей деятельности, а также представления и защиты общих интересов могут создавать аудиторские объединения в соответствии с законодательством РБ. Такие объединения наделены следующими правами:

– представлять интересы членов объединения в государственных, общественных и международных организациях;

– устанавливать обязательные для соблюдения членами объединения внутренние правила аудиторской деятельности;

– утверждать кодекс профессиональной этики аудиторов, обязательный для соблюдения членами объединения;

– вносить в Минфин предложения о совершенствовании законодательства РБ в области аудиторской деятельности;

– участвовать в разработке учебно-программной и учебно-методической документации, информационно-­аналитических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых в процессе подготовки к аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора;

– обобщать опыт работы аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, разрабатывать рекомендации по выполнению правил аудиторской деятельности и иным вопросам, связанным с осуществлением такой деятельности, оказывать аудиторским организациям, аудиторам – индивидуальным предпринимателям методическую помощь;

– осуществлять внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов – ИП, являющихся членами аудиторского объединения, в соответствии с уставом и внутренними правилами аудиторской деятельности аудиторского объединения;

– выполнять иные функции, определенные уставом аудиторского объединения.

В Казахстане подобные объединения именуются профессиональными организациями. Их учредителями и участниками могут быть только аудиторы и аудиторские организации, причем аудиторы и аудиторские организации могут состоять только в одной профессиональной организации (п. 4 ст.10 Закона Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон РК). Для таких организаций обязательна аккредитация (п. 1 ст. 10 Закона РК), то есть официальное при­знание уполномоченным органом (Минфином РК) правомочий профессиональных аудиторских организаций (п. 2 ст. 1 Закона РК).

Профессиональные организации аудиторов Казахстана наделены несколько более широкими полномочиями, чем белорусские. В соответствии со ст. 11 Закона РК они могут:

– осуществлять внешний контроль качества аудиторских оганизаций;

– проводить курсы повышения квалификации аудиторов с выдачей сертификатов в порядке, определенном Минфином;

– анализировать, обобщать и распространять опыт работы аудиторов;

– представлять интересы аудиторов и аудиторских организаций в государственных, общественных, иностранных и международных организациях;

– рассматривать споры аудиторов, аудиторских организаций, являющихся их участниками, связанные с осуществлением аудиторской деятельности;

– проводить рейтинг аудиторских организаций и публиковать в периодических изданиях;

– участвовать в работе международных организаций по бухучету и аудиту;

– разрабатывать, издавать и распространять учебную литературу, методические рекомендации, периодические издания в области аудиторской деятельности;

– давать рекомендации по стандартам аудита и иным вопросам аудиторской деятельности (в Законе РБ – вносить предложения о совершенствовании законодательства в области аудиторской деятельности);

– по итогам внешнего контроля качества исключать из профессиональных организаций лиц, допустивших нарушение стандартов аудита и Кодекса этики;

– разрабатывать и утверждать учебные программы повышения квалификации аудиторов.

Главное отличие: казахстанская профессиональная организация, объединяющая не менее 10 аудиторских компаний, может создавать квалификационную комиссию, которая проводит аттестацию кандидатов в аудиторы (ст. 14 Закона РК). В Беларуси такое просто невозможно представить. При этом согласно п. 2 ст. 11 Закона РК профессиональная организация обязана создать квалификационную комиссию в течение 6 месяцев со дня аккредитации в уполномоченном органе (Минфин РК).

Таким образом, фактически в Казахстане аудиторы сами проводят аттестацию кандидатов в профессию, проводят курсы повышения квалификации и осуществляют внешний контроль качества аудиторских компаний. В обязанности профессиональных организаций в Казахстане входит так же разработка и принятие кодекса этики, обеспечение соблюдения аудиторами его требований, а также стандартов аудита (п. 2 ст. 11 Закона РК).

Профессиональная аудиторская организация может быть лишена аккредитации, если в течение 6 месяцев со дня аккредитации в уполномоченном органе не создаст квалификационную комиссию. 10%, но не менее 5 аудиторских организаций – членов профессиональной организации за 12 месяцев были лишены лицензии без ходатайства со стороны такой профессиональной организации, систематически нарушала Правила аккредитации, Кодекса этики, не соответствует требованиям Международной федерации бух­галтеров, проводила аттестацию кандидатов в аудиторы не в соответствии с порядком, установленным законодательством РК (ст. 12 Закона РК).

Аккредитованные профессиональные аудиторские организации в Казахстане дают заключение о соблюдении аудиторской организацией требований международных стандартов аудита и Кодекса этики по результатам проведенного внешнего контроля качества. Такое заключение, наряду с лицензией, необходимо иметь любой казахстанской аудиторской компании, если она намеревается оказывать услуги по проведению обязательного аудита (приказ министра финансов РК от 30.03.2015 № 231).

Права аудиторов и аудиторских организаций

Имеются некоторые различия и в правах аудиторов наших стран.

В Беларуси в соответствии со ст. 9 Закона РБ аудиторы имеют право:

– самостоятельно определять формы и методы оказания аудиторских услуг;

– проверять у аудируемого лица первичные учетные документы, регистры бухучета и другие документы о его деятельности, фактическое наличие отдельных активов и обязательств, их соответствие данным бух­учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– участвовать в проведении инвентаризации активов и обязательств аудируемого лица;

– получать в соответствии с законодательством РБ по письменному запросу в республиканских органах госуправления, иных государственных организациях, подчиненных правительству, и в других организациях сведения о деятельности аудируемого лица в объеме, необходимом для выполнения договора оказания аудиторских услуг;

– привлекать на договорной основе в соответствии с законодательством РБ в качестве экспертов лиц, не состоящих в штате аудиторской организации и обладающих специальными навыками, знаниями и опытом в определенной сфере деятельности, отличной от аудиторской деятельности;

– получать у должностных лиц аудируемого лица при заключении договора оказания аудиторских услуг информацию, необходимую для оценки объема работ по такому договору;

– получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и (или) письменной форме, а также в электронном виде по вопросам, возникающим в ходе оказания аудиторских услуг;

– отказаться от исполнения договора оказания аудиторских услуг в случаях непредоставления аудируемым лицом необходимых документов, произвольного вмешательства аудируемого лица в процесс оказания аудиторских услуг, выявления в ходе оказания аудиторских услуг обстоятельств, оказывающих либо способных оказать влияние на объективность аудиторского мнения;

– осуществлять иные права, не противоречащие законодательству РБ и вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг.

В Казахстане аудиторы согласно ст. 20 Закона РК вправе:

– получать и проверять необходимую бухгалтерскую и иную финансово-хозяйственную документацию аудируемого субъекта для выполнения условий договора на проведение аудита;

– вступать в профессиональную организацию;

– получать у должностных лиц аудируемого субъекта разъяснения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;

– обжаловать решения профессиональных организаций в судебном порядке.

Таким образом, список прав аудитор в казахстанском законодательстве значительно короче белорусского и совпадает только по двум пунктам. Зато в ст. 21 Закона РК содержится гораздо более обширный перечень прав аудиторских организаций. Это обусловлено и тем, что в Казахстане нет аудиторов – ИП.

В Казахстане аудиторские организации вправе:

– самостоятельно определять методы проведения аудита;

– запрашивать и проверять необходимую бухгалтерскую и иную финансово-хозяйственную документацию для выполнения условий договора на проведение аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора;

– при проведении аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора запрашивать сведения в отношении аудируемого лица в госорганах и иных организациях, местных исполнительных органах, а также в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в порядке, установленном законодательством РК;

– привлекать на договорной основе к участию в проведении аудита специалистов различного профиля, за исключением лиц, указанных в ст. 24 Закона РК. При этом указанная статья Закона РК содержит ограничения аналогичные, содержащимся в ст. 21 Закона РБ;

– отказаться от проведения аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора либо выдачи аудиторского отчета или аудиторского заключения в случае нарушения аудируемым субъектом условий договора на проведения аудита, аудита по налогам;

– проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого субъекта, а также фактическое наличие имущества, учтенного в этой документации.

Обратим внимание, что казахстанские компании вправе привлекать на договорной основе любых специалистов различного профиля (кроме лиц, которые вообще не имеют права участвовать в аудите. У нас же разрешается привлекать только экспертов, но не иных внештатных сотрудников.

Еще одно существенное различие: у нас Закон РБ разрешает отказаться от исполнения договора оказания аудиторских услуг в случаях непредоставления аудируемым лицом необходимых документов, его произвольного вмешательства в процесс оказания аудиторских услуг, выявления обстоятельств, оказывающих либо способных оказать влияние на объективность аудиторского мнения. В Казахстане аудиторы могут отказаться не только от проведения аудита, но и от выдачи аудиторского отчета или аудиторского заключения, причем в случае любого нарушения аудируемым субъектом условий договора.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by