Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Юридическим лицам
29.01.2016 36 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как применять Указ № 538: МНС разъясняет©

В связи с принятием Указа Президента от 31.12.2015 № 538 «О налогообложении и взимании арендной платы за земельные участки» (далее – Указ № 538) МНС разъясняет следующее.

Указ № 538 зарегистрирован в НРПА 13.01.2016 № 1/6207 и опубликован на сайте Национального правового интернет-портала 15.01.2016 г.

I. По подп. 2.1 п. 2

Подпунктом 2.1 п. 2 Указа № 538, вступившим в силу с 16.01.2016 г., для организаций, применявших по состоянию на 31.12.2015 г. упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) с отражением выручки по принципу оплаты и являвшихся в 2014 г. плательщиками налога на прибыль и (или) налога при УСН, определена дата включения в 2015 г. в налоговую базу налога при УСН выручки от реализации медицинских услуг (при периоде медицинского наблюдения и оказания медицинской помощи пациенту в организации здравоохранения более 60 календарных дней) и услуг в сфере образования (при сроке получения образования более 60 календарных дней) (далее – медицинские и образовательные услуги) за период их оказания до 1.01.2015 г.

В частности, в соответствии с положениями подп. 2.1 п. 2 Указа № 538 организации, применявшие по состоянию на 31.12.2015 г. УСН с отражением выручки по принципу оплаты:

– включают в налоговую базу налога при УСН на 31.12.2015 г. суммы выручки от оказания медицинских и образовательных услуг, не учтенные ими до 1.01.2015 г. согласно законодательству при определении налоговой базы налога на прибыль или налога при УСН (в период применения общего порядка налогообложения или УСН соответственно);

– в связи с увеличением налоговой базы налога при УСН по изложенному выше основанию не позднее 22.02.2016 г. представляют в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию по налогу при УСН за 2015 г. (налоговую декларацию по налогу при УСН за 2015 г. с внесенными изменениями и (или) дополнениями);

– не позднее 22.02.2016 г. производят уплату налога при УСН в суммах, подлежащих уплате в связи с положениями подп. 2.1 п. 2 Указа № 538.

В случае представления налоговой декларации по налогу при УСН и уплаты налога при УСН в указанные сроки начисление пеней не производится и меры административной ответственности не применяются.

Следует отметить, что норма подп. 2.1 п. 2 Указа № 538 относится исключительно к той выручке (ее части) от реализации медицинских и образовательных услуг за период их оказания до 1.01.2015 г., дата отражения которой в соответствии с законодательством не наступила до 1.01.2015 г.

II. По подп. 2.2 п. 2

Положение подп. 2.2 п. 2 Указа № 538, вступившее в силу с 16.01.2016 г., предписывает организациям – плательщикам налога на прибыль (налога при УСН, единого налога для производителей сельхозпродукции), которые в 2014 г. отражали выручку по мере оплаты при применении УСН, включить на дату официального опубликования Указа № 538 (15.01.2016 г.) в налоговую базу указанных налогов выручку от реализации имущественных прав, если:

– она поступила полностью или частично до 1.01.2015 г.;

– дата ее отражения, определяемая в соответствии с п. 5 ст. 288 НК (в редакции, действовавшей до 1.01.2015 г.), не приходилась на период до 1.01.2015 г. для целей исчисления налога при УСН;

– дата ее отражения, предусмотренная ч. 3 п. 4 ст. 127 НК (ч. 9 п. 5 ст. 288 НК в редакции, действующей с 1.01.2015 г.), не приходится на период после 31.12.2014 г.

Таким образом, изложенный порядок включения в налоговую базу относится к указанным организациям и распространяется на суммы оплаты имущественных прав, поступившие до 1.01.2015 г. (суммы обязательств по оплате имущественных прав, в части которых обязательство прекращено до 1.01.2015 г.), которые не отражены до 1.01.2015 г. в составе объекта для исчисления налога при УСН по причине ненаступления даты отражения выручки.

III. По подп. 2.3 п. 2

Подпункт 2.3 п. 2 Указа № 538 определяет порядок исчисления налога при УСН в 2015 г., как это указано в самом подп. 2.3, и в соответствии с подп. 7.5 п. 7 Указа № 538 распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1.01.2015 г.

Так, суммы компенсации расходов по сбору отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении к Указу Президента от 11.07.2012 № 313, и пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы ввезенные потребительские товары, определяемые и выплачиваемые в порядке, установленном законодательством, не включаются в 2015 г. в выручку для целей определения налоговой базы налога при УСН независимо от того, что их включение предусматривалось абз. 11 ч. 6 п. 2 ст. 288 НК (в редакции, действовавшей в 2015 г.).

Применительно к 2016 г. обратим внимание, что с 1.01.2016 г. ч. 6 п. 2 ст. 288 НК не содержит каких-либо особенностей для целей определения налоговой базы налога при УСН в отношении сумм компенсаций расходов по сбору отходов.

В 2015–2016 гг. плательщики при исчислении налога при УСН руководствуются положениями подп. 1.6 п. 1 Указа Президента от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления».

IV. НДС

Указ № 538 принят в целях приведения актов законодательства в соответствие с Законом от 30.12.2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон № 224-З) по следующим вопросам обложения НДС.

1. О налогообложении лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения и ветеринарных мероприятий

(п. 1, абз. 4–6 п. 5 Указа № 538).

Указом № 538 (абз. 4–6 п. 5 Указа № 538) признан утратившим силу с 1.02.2016 г.Указ Президента от 16.05.2005 № 228 «Об утверждении перечней лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения, а также ветеринарных услуг, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость» (далее – Указ № 228).

Так, Законом № 224-З из подп. 1.1 п. 1 ст. 94 НК с 1.01.2015 г. исключены из оборотов, освобождаемых от НДС, обороты по реализации лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения по перечню, утв. Указом № 228. Вместе с тем п. 1 Указа № 228 было установлено, что обороты по реализации на территории РБ лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения освобождаются от обложения НДС по перечню, утв. Указом № 228.

Таким образом, льгота при реализации лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения упразднена не с 1.01.2015 г., а с 1.02.2016 г. Соответственно, при реализации указанных товаров:

отгруженных до 1.02.2016 г., освобождение от НДС применяется;

отгруженных с 1.02.2016 г., обложение НДС осуществляется с применением ставки НДС в размере 20%.

Одновременно с отменой Указа № 228 утрачивает силу с 1.02.2016 г. утвержденный этим же Указом и перечень ветеринарных услуг, оказываемых плательщиком НДС, имеющим специальное разрешение (лицензию) на ветеринарную деятельность, обороты по реализации которых на территории РБ освобождаются от обложения НДС.

Поскольку в отношении оборотов по реализации ветеринарных услуг (с 1.02.2016 г. – ветеринарных мероприятий) льгота по НДС сохранена в подп. 1.3 п. 1 ст. 94 НК, п. 1 Указа № 538, вступившим в силу с 1.02.2016 г., утвержден новый перечень ветеринарных мероприятий, обороты по реализации которых на территории РБ освобождаются от НДС.

2. Об осуществлении вычета сумм НДС у подрядчика по субподрядным работам, приобретенным до 1.01.2015 г.

(подп. 2.4 п. 2 Указа № 538)

С 1.01.2015 г. в связи с принятием Закона № 224-З изменились порядок налогообложения строительных и проектных работ у подрядчика и порядок осуществления им налоговых вычетов по НДС при приобретении строительных и проектных работ у субподрядчиков.

С 1.01.2015 г. подрядчик определяет налоговую базу как стоимость предъявленных заказчику строительных (проектных) работ, включая стоимость работ, выполненных субподрядчиками. Суммы НДС, предъявленные субподрядчиками, подлежат вычету в общем порядке после их отражения в бухучете. Однако при изменении порядка налогообложения нормы НК определяют применять новый порядок вычета сумм НДС только в отношении строительных (проектных) работ, приобретаемых с 1.01.2015 г., и не позволяют подрядчику принять к вычету суммы НДС по строительным (проектным) работам, приобретенным у субподрядчика в 2014 г.

Так, подп. 2.4 п. 2 Указа № 538 установлено, что подлежат вычету суммы НДС, предъявленные подрядчику или фактически уплаченные подрядчиком, применявшим положения, предусмотренные в ст. 921 НК, при приобретении до 1.01.2015 г. строительных работ (включая проектные работы), выполненных субподрядчиками, стоимость которых включается с 1.01.2015 г. в налоговую базу у такого подрядчика в соответствии с п. 17 ст. 98 НК. Указанные суммы НДС с 1.01.2015 г. отражаются подрядчиками:

в бухучете организаций;

в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

в учете доходов и расходов индивидуальных предпринимателей.

Действие подп. 2.4 п. 2 Указа № 538 распространяется на отношения, возникшие с 1.01.2015 г. (ч. 2 подп. 7.5 п. 7 Указа № 538).

Таким образом, норма подп. 2.4 п. 2 Указа № 538 устанавливает возможность принять подрядчиком к вычету с 2015 г. суммы «входного» НДС по работам, приобретенным у субподрядчиков до 1.01.2015 г. (при условии их отражения в учете с 1.01.2015 г.) и включенным в налоговую базу НДС с 1.01.2015 г.

Положения подп. 2.4 п. 2 Указа № 538 нормативно закрепили применяющийся на практике порядок вычета сумм НДС у подрядчиков, применивших в 2015 г. разъяснение Минстройархитектуры от 29.01.2015 № 11-1-30/962.

Подрядчики, применяющие УСН с НДС и не ведущие бухучет, а также индивидуальные предприниматели (т.е. подрядчики, применяющие метод начисления НДС «по оплате» согласно ст. 921 НК) могут отразить такие сум­мы «входного» НДС в соответствующих книгах учета.

Таким образом, норма подп. 2.4 п. 2 Указа № 538 позволила реализовать принцип работы зачетной системы взимания НДС и не допустить двойного налогообложения строительных (проектных) работ в переходный период.

3. О налогообложении товаров медицинского назначения

(подп. 3.2 п. 3 Указа № 538)

Подпунктом 3.2 п. 3 Указа № 538 корректируются нормы Указа Президента от 6.03.2005 № 118 «Об утверждении перечня товаров медицинского назначения, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость» (далее – Указ № 118) по следующим моментам.

Терминология, используемая в Указе № 118, приведена в соответствие с терминологией, используемой в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (далее – Договор о ЕАЭС), и подп. 1.1 п. 1 ст. 94 НК.

Одновременно абз. 6–9 подп. 3.2 п. 3 Указа № 538, вступившими в силу с 1.02.2016 г., перечень медицинских изделий, утвержденный данным Указом, скор­ректирован и приводится в соответствие с классификацией, содержащейся в единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Таким образом, применяется освобождение от НДС при реализации отгруженных с 1.02.2016 г. дезинфицирующих средств, используемых в медицинских целях (код ТН ВЭД ЕАЭС 3808 50 000), изделий из пластмасс, применяемых только в медицине (код ТН ВЭД ЕАЭС 3926 90 970 9), морозильных шкафов вертикального типа, используемых в медицине (код ТН ВЭД ЕАЭС 8418 40 800 8), капсул из желатина для медицинских целей (код ТН ВЭД ЕАЭС 9602 00 000 9).

4. О порядке передачи налоговых вычетов по НДС юридическими лицами, входящими в сводный баланс основной деятельности БЖД

(подп. 3.4 п. 3 Указа № 538)

Пунктом 21 ст. 107 НК предоставлены полномочия Президенту на определение порядка передачи БЖД налоговых вычетов по НДС по перевозам от юридических лиц, входящих в сводный баланс основной деятельности БЖД. Согласно подп. 3.4 п. 3 Указа № 538 указанный порядок закреплен посредством внесения изменений в Указ Президента от 3.04.2006 № 186 «О порядке и сроках представления налоговых деклараций (расчетов) по налогу на добавленную стоимость по перевозкам и налогу на прибыль по сводному балансу основной деятельности Белорусской железной дороги и уплаты указанных налогов».

5. О налогообложении ввозимых на территорию РБ лекарственных средств, медицинских изделий и протезно-ортопедических изделий, а также сырья, материалов для их изготовления, комплектующих изделий для их производства, полуфабрикатов

(подп. 3.7 п. 3 Указа № 538)

В связи с изменениями, внесенными Законом № 224-З в подп. 1.5 п. 1 ст. 96 НК, с 1.01.2015 г. освобождаются от НДС при ввозе на территорию РБ лекарственные средства, медицинские изделия и протезно-ортопедические изделия, а также сырье, материалы для их изготовления, комплектующие изделия для их производства, полуфабрикаты к ним по перечню, утверждаемому Президентом (далее – перечень).

Подпунктом 3.7 п. 3 Указа № 538, действие которого распространяется на отношения, возникшие с 1.01.2015 г., внесены соответствующие изменения в данный перечень, утв. Указом Президента от 24.02.2012 № 107 «Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров» по увязке терминологии, используемой в подп. 1.5 п. 1 ст. 96 НК и в Договоре о ЕАЭС.

V. В соответствии с подп. 3.5 п. 3 Указа № 538 внесены изменения и дополнения в Указ Президента от 1.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее – Указ № 101)

Подпункт 1.5 п. 1 Указа № 101 с 1.01.2016 г. дополнился случаем, на который не распространяется преференция, установленная этим подпунктом. В частности, запрет на повышение размера ежегодной арендной платы за земельные участки, расположенные в границах СЭЗ, специальных туристско-рекреационных парков и предоставленные в аренду их резидентам для реализации инвестиционных проектов, не действует в случае увеличения размера ежегодной арендной платы за земельные участки (части земельных участков), включенные в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены (т.е. не действует в случае, указанном в ч. 11 подп. 1.15 п. 1 Указа № 101).

Уточнена норма подп. 1.6 п. 1 Указа № 101, в соответствии с которой размер ежегодной арендной платы за земельные участки земель сельхозназначения, предоставленные для ведения сельского хозяйства, за земельные участки, входящие в состав земель лесного фонда и предоставленные для использования в сельскохозяйственных целях, за земельные участки, входящие в состав земель водного фонда и предоставленные для использования в сельскохозяйственных целях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы, устанавливается в размере земельного налога, определенного в соответствии с налоговым законодательством (с учетом увеличения или уменьшения его ставок по решениям местных Советов), без применения увеличения (уменьшения) размера ежегодной арендной платы в соответствии с подп. 2.2 п. 2 Указа № 101.

Исходя из изложенного размер ежегодной арендной платы за земельные участки земель сельхозназначения, предоставленные для целей, указанных в подп. 1.6 п. 1 Указа № 101, определяется в размере земельного налога, исчисленного только с учетом действующих решений местных Советов.

С 16.01.2016 г. исключен подп. 1.7.71 п. 1 Указа № 101, указывавший на то, что невзимание арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором (для обслуживания этих объектов после окончания их строительства, если ранее такие участки были предоставлены для целей указанного строительства), заключенным между инвестором (инвесторами) и РБ (далее – инвестиционный договор), производится в случаях, порядке и на условиях, установленных законодательством и (или) инвестиционным договором. Данная норма не представляла собой «самостоятельную» льготу, поскольку, если законодательством и (или) инвестиционным договором арендатору не было предоставлено право не уплачивать арендную плату за указанные земельные участки (не было предоставлено освобождение от арендной платы за вышеуказанные земельные участки), то положение подп. 1.7.71 п. 1 Указа № 101 (в редакции Указа Президента от 21.07.2014 № 361) не являлось основанием для невзимания этой платы. Таким образом, упразднение подп. 1.7.71 п. 1 Указа № 101 не влечет изменений в порядке исчисления и уплаты арендной платы.

В связи с исключением подп. 1.72 п. 1 Указа № 101 плательщики, применяющие УСН, с 1.01.2016 г. исчисляют и уплачивают арендную плату за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, независимо от общей площади имеющихся у них участков. При этом сохранены льготы:

– по земельным участкам, предоставленным бюджетным организациям, применяющим УСН (подп. 1.7.2 п. 1 Указа № 101);

– для плательщиков налога при УСН по сельскохозяйственным землям сельхозназначения (подп. 1.7.14 п. 1 Указа № 101);

– по земельным участкам, находящимся у плательщиков налога при УСН, являющихся республиканскими государственно-общественными объединениями, а также организационными структурами РГОО «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь», созданными в виде юридических лиц (подп. 1.7.15 п. 1 Указа № 101). Одновременно обращаем внимание, что данные льготы не применяются в случае, указанном в ч. 1 подп. 1.13 п. 1 Указа № 101, а также в отношении земельных участков, указанных в подп. 1.151 п. 1 Указа № 101.

Подпункт 1.15 п. 1 Указа № 101 дополнен положениями, в соответствии с которыми с 1.01.2016 г. предоставлено право местным исполкомам, администрациям СЭЗ увеличивать, но не более чем в 10 раз, размер ежегодной арендной платы за земельные участки, занятые неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капстроениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капстроений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, утверждаемый областными (Минским городским) Советами либо по их поручению областными (Минским городским) исполкомами, администрациями СЭЗ в порядке и на условиях, установленных Совмином (далее – перечень).

Исчисление и уплата арендной платы за земельные участки (части земельных участков) в увеличенном размере в соответствии с указанными решениями местных исполкомов, администраций СЭЗ производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято.

При принятии в течение отчетного года областными (Минским городским) Советами либо по их поручению областными (Минским городским) исполкомами, администрациями СЭЗ решения о включении земельных участков (частей земельных участков), занятых неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капстроениями (зданиями, сооружениями), их частями, в перечень арендная плата по таким земельным участкам (частям земельных участков) исчисляется и уплачивается в размере, увеличенном не более чем в 10 раз, с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято соответствующее решение. При этом размер арендной платы, увеличенной в соответствии с указанными решениями, рассчитывается пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года. Исчисление и уплата арендной платы в увеличенном размере прекращаются с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято решение областного (Минского городского) Совета либо по его поручению областного (Минского городского) исполкома, администрации СЭЗ об исключении земельных участков (частей земельных участков), занятых неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капстроениями (зданиями, сооружениями), из перечня.

Таким образом, в случае включения в перечень новых объектов арендная плата исчисляется в увеличенном размере начиная с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято соответствующее решение, дополняющее соответствующий перечень.

В случае если из перечня исключается какой-либо объект, арендная плата в увеличенном размере прекращает исчисляться с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято соответствующее решение об исключении объекта из указанного перечня.

Обращаем внимание, что подп. 1.15 п. 1 Указа № 101 установлена методика определения части площади земельного участка, приходящейся на неиспользуемое (неэффективно используемое) капстроение (здание, сооружение) в случае, если на земельном участке, кроме данного капстроения (здания, сооружения), расположены и иные объекты, а также если неиспользуемой (неэффективно используемой) признана часть капстроения (здания, сооружения).

Так, в случае, если на земельном участке расположены несколько капстроений (зданий, сооружений), из которых неиспользуемым (неэффективно неиспользуемым) является одно или несколько капстроений (зданий, сооружений) либо их частей, то часть земельного участка, занятая неиспользуемым (неэффективно неиспользуемым) капстроением (зданием, сооружением), его частью, определяется путем умножения площади земельного участка на отношение площади застройки неиспользуемого (неэффективно используемого) кап­строения (здания, сооружения), его части к общей площади застройки капстроений (зданий, сооружений), расположенных на этом участке.

Также подп. 1.15 п. 1 Указа № 101 введена обязанность для юридических лиц при наличии поименованных обстоятельств представить в налоговые органы расчет суммы арендной платы с внесенными изменениями и (или) дополнениями не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято соответствующее решение местными исполкомами, администрациями СЭЗ.

Уплата арендной платы за земельные участки (части земельных участков) в увеличенном размере производится не позднее даты, соответствующей ближайшему законодательно установленному сроку ее уплаты после пред­ставления расчета суммы арендной платы с внесенными изменениями и (или) дополнениями, а впоследствии – в порядке и сроки, установленные в ч. 1 подп. 1.10 п. 1 Указа № 101.

Кроме того, подп. 1.15 п. 1 Указа № 101 предусмотрена обязанность местных исполкомов, администраций СЭЗ в течение 5 рабочих дней после утверждения перечня (включения в перечень новых объектов) направлять сведения о включенных в него земельных участках (частях земельных участков), плательщиках, размере увеличенной арендной платы в налоговый орган по месту постановки юридического лица, индивидуального предпринимателя на учет и по месту нахождения земельного участка, а в отношении гражданина – в налоговый орган по месту нахождения участка, а также уведомлять указанных лиц о необходимости уплаты суммы арендной платы в увеличенном размере.

Подп. 1.15 п. 1 Указа № 101 установлено, что решения местных исполкомов, администраций СЭЗ об увеличении размера арендной платы за земельные участки не распространяются на:

– организации и индивидуальных предпринимателей, которым изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней;

– организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-­коммунальные услуги населению;

– газоснабжающие и энергоснабжающие организации, оказывающие услуги населению по газо- и электроснабжению;

– организации, получающие субсидии из бюджета;

– организации, реализующие планы модернизации, при условии их включения в перечень организаций, которым Совмином определены показатели эффективности развития согласно планам модернизации.

Более того, в связи с дополнением п. 1 Указа № 101 подп. 1.151 с 1.01.2016 г. независимо от положений подп. 1.7 п. 1 Указа № 101 арендная плата исчисляется и уплачивается в порядке и сроки, установленные в подп. 1.15 п. 1 Указа № 101:

– за земельные участки, используемые не по целевому назначению, не используемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформ­ления правоудостоверяющих документов;

– за земельные участки (части земельных участков), занятые неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капстроениями (зданиями, сооружениями), их частями.

Таким образом, с 1.01.2016 г. льготы по арендной плате, установленные подп. 1.7 п. 1 Указа № 101, не применяются в отношении земельных участков, занятых неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капстроениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень, а также в отношении земельных участков, используемых не по целевому назначению, не используемых в течение сроков, определенных законодательными актами, занятых до оформления правоудостоверяющих документов.

В подп. 2.2 п. 2 и п. 21 Указа № 101 внесены изменения, в соответствии с которыми с 16.01.2016 г. местным исполкомам, администрациям СЭЗ предоставлено право увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2,5 раза, размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов, резидентов.

При этом исчисление и уплата арендной платы в увеличенном (уменьшенном) размере в соответствии с решениями местных исполкомов и администраций СЭЗ производятся с учетом норм ч. 2 подп. 2.2 п. 2 и ч. 2 п. 21 Указа № 101 соответственно.

Кроме того, для игорных заведений установлен коэффициент 0,03 вместо действующего коэффициента 0,0055.

VI. По п. 4 Указа № 538 сообщаем следующее

В соответствии с п. 4 Указа № 538 при официальном опубликовании принятых в 2015 г. в связи с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 30.12.2014 «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» в ч. 3 ст. 188 и (или) ч. 1 ст. 201 НК, решений местных Советов об увеличении (уменьшении) в 2015 г. ставок налога на недвижимость и (или) земельного налога после наступления предусмотренных НК для организаций сроков представления налоговых деклараций по налогу на недвижимость и (или) земельному налогу за 2015 г. организации обязаны:

по налогу на недвижимость:

– не позднее 20-го числа третьего месяца квартала, следующего за кварталом, в котором официально опубликован Указ № 538, т.е. не позднее 20.06.2016 г., представить налоговые декларации по налогу на недвижимость с внесенными изменениями и (или)  дополнениями в связи с применением указанных решений;

при необходимости не позднее 22-го числа третьего месяца квартала, следующего за кварталом, в котором официально опубликован Указ № 538, т.е. не позднее 22.06.2016 г., уплатить (доплатить) суммы налога на недвижимость, возникшие в связи с применением указанных решений, без начисления пеней и применения мер административной ответственности;

по земельному налогу:

– не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором официально опубликован Указ № 538, т.е. не позднее 20.05.2016 г., представить налоговые декларации по земельному налогу с внесенными изменениями и (или) дополнениями в связи с применением указанных решений;

– при необходимости не позднее 22-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором официально опубликован Указ № 538, т.е. не позднее 23.05.2016 г., уплатить (доплатить) суммы земельного налога, возникшие в связи с применением указанных решений, без начисления пеней и применения мер административной ответственности;

по налогу на прибыль:

– в налоговые декларации по налогу на прибыль, представленные до даты представления налоговых деклараций по налогу на недвижимость и (или) земельному налогу в связи с корректировкой исчисленных сумм по данным налогам на основании решений местных Советов об увеличении (уменьшении) в 2015 г. ставок налога на недвижимость и (или) земельного налога, внести соответствующие изменения и дополнения и представить их не позднее предусмотренного законодательством очередного срока представления налоговых деклараций по налогу на прибыль, следующего за кварталом, на который приходится дата представления налоговых деклараций по налогу на недвижимость и (или) земельному налогу, указанных в абз. 2 и 4 п. 4 Указа № 538, т.е. не позднее 20.07.2016 г.;

при необходимости уплатить (доплатить) суммы налога на прибыль не позднее предусмотренного законодательством очередного срока для их уплаты, следующего за датой представления расчетов с внесенными изменениями и дополнениями, установленной в абз. 6 п. 4 Указа № 538, т.е. не позднее 22.07.2016 г., без начисления пеней и применения мер административной ответственности.

Таким образом, в связи с нормами п. 4 Указа № 538 разъясняем следующее:

1. В случае если плательщиком в 2015 г. за 2015 г. представлены налоговые декларации с внесенными изменениями и (или) дополнениями по налогу на недвижимость и (или) земельному налогу в связи с применением решений местных Советов об увеличении (уменьшении) в 2015 г. ставок налога на недвижимость и (или) земельного налога, а также если плательщиком указанные налоговые декларации представлены в 2016 г. за 2015 г. не позднее сроков, установленных Указом № 538, и произведена доплата (уплата) налога на недвижимость и (или) земельного налога до 22.06.2016 г. и до 23.05.2016 г. соответственно, то согласно абз. 3 и 4 п. 4 Указа пени не начисляются и меры административной ответственности не применяются.

В случае представления плательщиком до 20.07.2016 г. налоговой декларации по налогу на прибыль с внесенными изменениями и (или) дополнениями в связи с применением понижающих в соответствии с решениями местных Советов ставок налога на недвижимость (или) земельного налога, пени на суммы налога, подлежащего доплате по срокам уплаты 2015 г., не начисляются и меры административной ответственности не применяются (абз. 7 п. 4 Указа).

2. В случае если плательщиком не соблюдены нормы, установленные п. 4 Указа № 538 по представлению соответствующих налоговых деклараций и уплате налогов, пени начисляются в соответствии со ст. 52 НК за весь период 2015 г. и применяются меры административной ответственности согласно КоАП.

Принимая во внимание изложенное, министерство поручает инспекциям МНС:

1. Провести разъяснительную работу со всеми плательщиками по применению норм Указа № 538.

2. Истребовать налоговые декларации с внесенными изменениями и (или) дополнениями и получить пояснения о суммах налогов, подлежащих доплате (уменьшению) в соответствии с Указом № 538 в связи с применением плательщиками ставок налога на недвижимость и (или) земельного налога в соответствии с решениями местных Советов, принятыми в 2015 г.

3. Осуществлять камеральный контроль за организациями, применяющими УСН и имеющими земельные участки на праве аренды, на предмет представления ими налоговой декларации по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций за 2016 г.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by