Как правильно изъять из оборота некачественные товары

Ответственность за обращение на рынке продукции, соответствующей требованиям качества и безопасности, возложена не только на ее изготовителей, но и на всех субъектов хозяйствования, задействованных в цепочке ее доставки от изготовителя к потребителю (поставщиков, продавцов, представителей изготовителя, продавца, поставщика).
Изъятие из обращения продукции, несоответствующей требованиям качества и безопасности, осуществляется, как правило, на основании решений изготовителей либо предписаний (указаний) контролирующих (надзорных) органов.
Алгоритмы действий субъектов хозяйствования по изъятию из продажи опасных товаров закреплены в трех НПА. Это:
Закон от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 90-З);
-
постановление Совмина от 27.01.2021 № 43 «О порядке изъятия (отзыва) из обращения, возврата, вывоза, утилизации опасной продукции» (далее – постановление № 43);
-
постановление Минздрава от 16.07.2012 № 98 «Об изъятии из обращения продукции» (далее – постановление № 98).
Отметим наличие различий в алгоритмах. Однако они скорее дополняют друг друга, чем вступают в противоречие. Поэтому рекомендуем соблюдать требования всех трех названных НПА.
В п. 5 ст. 12 Закона № 90-З определен алгоритм действий изготовителя товара, продавца, поставщика и их представителей, если товар причиняет или может причинить вред жизни, здоровью, наследственности, имуществу потребителя и окружающей среде.
Справочно: ...