Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Консультации
23.06.2017 25 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как пожаловаться на судебного исполнителя

Рассмотрим возможности защиты прав, нарушенных незаконными действиями (бездействием) судебного исполнителя, работника или руководителя органа принудительного исполнения (далее – ОПИ) в соответствии с нормами нового законодательства в сфере исполнительного производства.

Кто и куда жалуется

Постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также постановления, действия (без­действие) руководителя ОПИ, за исключением Главного судебного исполнителя РБ, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы (опротестованы) сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, прокурором в порядке подчиненности соответственно руководителю ОПИ, вышестоящему руководителю ОПИ, а в случае несогласия с их решением – в суд (ст. 124 Закона от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве», далее – Закон № 439-З).

Прокурор имеет право принесения протеста на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (без­действие) руководителя ОПИ, за исключением Главного судебного исполнителя РБ, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, в суд без соблюдения указанного выше порядка обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, постановлений, действий (бездействия) руководителя ОПИ.

Постановления, действия (бездействие) Главного судебного исполнителя РБ могут быть обжалованы либо опротестованы непосредственно в суд.

Порядок подачи жалобы (протеста) в порядке подчиненности регулируется нормами ст. 125 Закона № 439-З.

Жалобы (протесты) на постановления, действия (без­действие) судебного исполнителя районного (меж­районного), городского, районного в городе ОПИ подаются главному судебному исполнителю соответствующего ОПИ.

Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) главного судебного исполнителя районного (межрайонного), городского, районного в городе ОПИ, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, а также жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя управления принудительного исполнения главного управления юстиции областного (Минского городского) исполкома подаются главному судебному исполнителю по области (городу Минску).

Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) главного судебного исполнителя по области (городу Минску), связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, а также жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя главного управления принудительного исполнения Минюста подаются Главному судебному исполнителю РБ.

При этом отметим, что согласно законодательству лицо, подавшее жалобу (протест), вправе отозвать ее до принятия по ней решения.

Составление жалобы

Требования к форме и содержанию жалобы (протеста), поданной в порядке подчиненности, содержатся в ст. 126 Закона № 439-З.

Так, жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя ОПИ, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, подаются в письменной форме. В жалобе (протесте) должны быть указаны:

– наименование ОПИ, в который подается жалоба (протест);

– должность, ФИО судебного исполнителя, руководителя ОПИ, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются (опротестовываются);

– ФИО гражданина, в т.ч. ИП, его место жительства (место пребывания) либо наименование, место нахождения юридического лица, госоргана, фамилия и инициалы прокурора, подающих жалобу (протест);

– фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина, в т.ч. ИП, его место жительства (место пребывания) либо наименование, место нахождения юрлица, организации, не являющейся юрлицом, являющихся стороной исполнительного производства;

– наименование документа (жалоба, протест);

– номер исполнительного производства, по которому подается жалоба (протест), и дата его возбуждения;

– наименование исполнительного документа, требования, содержащиеся в исполнительном документе;

– наименование суда или иного уполномоченного органа (фамилия и инициалы уполномоченного лица), выдавших исполнительный документ;

– сущность жалобы (протеста);

– обстоятельства, на которых основана жалоба (протест);

– требования лица, подающего жалобу (протест), со ссылкой на акты законодательства;

– перечень прилагаемых документов;

– дата подачи жалобы (протеста).

В жалобе (протесте) могут быть указаны и другие сведения, необходимые для правильного ее рассмотрения.

Содержание жалобы (протеста):

– личная подпись гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя, подающего жалобу, или его представителя;

– ФИО руководителя юрлица, организации, не являющейся юрлицом, либо лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать жалобу, и их личная подпись, заверенная печатью юрлица, организации, не являющейся юрлицом;

– личная подпись прокурора, подающего протест.

К жалобе, подаваемой представителем гражданина, в т.ч. ИП, прилагаются доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия. В любом случае к жалобе (протесту) должны быть приложены:

– документ, подтверждающий направление копии этой жалобы (протеста) и приложенных к ней документов сторонам исполнительного производства, судебному исполнителю, руководителю ОПИ, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются (опротестовываются);

– копии обжалуемых (опротестовываемых) постановлений судебного исполнителя, руководителя ОПИ.

Сроки

Сроки подачи жалобы (протеста) в порядке подчиненности прописаны в ст. 127 Закона № 439-З.

Так, жалобы (протесты) на постановления судебного исполнителя, а также на постановления руководителя ОПИ, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть поданы в течение 10 дней со дня получения соответствующих постановлений судебного исполнителя, руководителя ОПИ.

Жалобы (протесты) на действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на действия (бездействие) руководителя ОПИ, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть поданы в течение 10 дней со дня совершения этих действий (установления факта бездействия) либо со дня, когда лицо, подающее жалобу (протест), не извещенное о времени и месте совершения таких действий, узнало или должно было узнать об их совершении.

В сроки, исчисляемые днями, не включаются в нерабочие дни, установленные актами законодательства (ст. 29 Закона № 439-З).

Пропущенный срок подачи жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя ОПИ, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, может быть восстановлен при условии, что одновременно с этой жалобой (протестом) подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) и руководитель ОПИ, рассматривающий жалобу (протест), признает причины пропуска срока уважительными (ст. 128 Закона № 439-З).

При отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) руководитель ОПИ в течение трех дней со дня поступления такого ходатайства выносит постановление об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) и направляет его лицу, обратившемуся за восстановлением пропущенного срока. При удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) руководитель ОПИ принимает жалобу (протест) к рассмотрению по существу. Отдельное постановление о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) не выносится.

Постановление руководителя ОПИ, за исключением Главного судебного исполнителя РБ, об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) может быть обжаловано (опротестовано) вышестоящему руководителю ОПИ, а в случае несогласия с его решением – в суд. Постановление Главного судебного исполнителя РБ об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) может быть обжаловано (опротестовано) непосредственно в суд.

В то же время жалоба (протест) может быть возвращена без рассмотрения. Так, в соответствии со ст. 129 Закона № 439-З руководитель ОПИ, которому подана жалоба (протест) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя ОПИ, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, возвращает жалобу (протест) без рассмотрения, если:

– пропущены сроки подачи жалобы (протеста), установленные ст. 127 Закона № 439-З, и лицо, подавшее жалобу (протест), не обратилось с ходатайством о восстановлении пропущенного срока либо в удовлетворении такого ходатайства отказано;

– не соблюдены форма и содержание жалобы (протеста), установленные ст. 126 Закона № 439-З;

– лицо, подавшее жалобу (протест), уже обращалось с жалобой (протестом) на те же постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, руководителя ОПИ в суд и по ней вынесено судебное постановление;

– предметом жалобы (протеста) являются постановления, действия (бездействие) лица, не являющегося судебным исполнителем, руководителем ОПИ.

О возвращении без рассмотрения жалобы (протеста) руководитель ОПИ, которому подана жалоба (протест), не позднее трех дней со дня ее поступления выносит постановление. Постановление руководителя ОПИ, за исключением Главного судебного исполнителя РБ, о возвращении без рассмотрения жалобы (протеста) может быть обжаловано (опротестовано) вышестоящему руководителю ОПИ, а в случае несогласия с его решением – в суд. Постановление Главного судебного исполнителя РБ о возвращении без рассмотрения жалобы (протеста) может быть обжаловано (опротестовано) непосредственно в суд.

Жалоба (протест), поданные в порядке подчиненности, должны быть рассмотрены в установленные сроки (ст. 130 Закона № 439-З). Так, жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя ОПИ, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, должны быть рассмотрены соответствующим руководителем ОПИ в течение 10 дней со дня их поступления.

Руководитель ОПИ, рассматривающий жалобу (протест), вправе запросить у сторон исполнительного производства, судебного исполнителя, руководителя ОПИ, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются (опротестовываются), дополнительные документы и (или) сведения, которые имеют значение для правильного рассмотрения жалобы (протеста). В этом случае срок рассмотрения жалобы (протеста) приостанавливается на основании постановления руководителя ОПИ, рассматривающего жалобу (протест), до представления запрошенных документов и (или) сведений. После того как отпали обстоятельства, послужившие основанием для приостановления, руководитель ОПИ возобновляет рассмотрение жалобы (протеста), о чем выносит постановление.

Результаты рассмотрения

По результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя ОПИ, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, соответствующий руководитель ОПИ признает постановления, действия (бездействие) законными и отказывает в удовлетворении жалобы (протеста) или признает ее обоснованной полностью или частично (ст. 131 Закона № 439-З). Во втором случае руководитель ОПИ принимает одно из следующих решений:

– отменить полностью или частично обжалованные (опротестованные) постановления;

– отменить обжалованные (опротестованные) по­становления и обязать судебного исполнителя, руководителя ОПИ, постановления, действия (бездействие) которых обжалованы (опротестованы), принять новое решение в соответствии с законодательством;

– отменить обжалованные (опротестованные) постановления и принять новое решение;

– признать обжалованные (опротестованные) действия (бездействие) судебного исполнителя, действия (бездействие) руководителя ОПИ незаконными и определить меры, которые должны быть приняты для устранения допущенных ими нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя ОПИ, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, должностное лицо, рассмотревшее жалобу (протест), выносит постановление. Оно не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется сторонам исполнительного производства, а также лицу, подавшему жалобу (протест), судебному исполнителю, руководителю ОПИ, постановления, действия (бездействие) которых обжалованы (опротестованы).

Постановление руководителя ОПИ, вынесенное в случае признания жалобы (протеста) обоснованной полностью или частично, подлежит исполнению судебным исполнителем, руководителем ОПИ, постановления, действия (бездействие) которых обжалованы (опротестованы), в срок, установленный руководителем ОПИ, рассмотревшим жалобу (протест).

Случаи и порядок подачи жалобы

Порядок подачи жалобы (протеста) в суд предусмотрен ст. 132 Закона № 439-З.

Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) Главного судебного исполнителя РБ подаются в суд по месту нахождения главного управления принудительного исполнения Минюста.

Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя ОПИ, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, в случае несогласия с постановлениями руководителя ОПИ, вышестоящего руководителя ОПИ, вынесенными по результатам рассмотрения жалоб (протестов) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, постановления, действия (бездействие) руководителя ОПИ, подаются в экономический суд области (города Минска) либо районный (городской) суд по месту нахождения соответствующего ОПИ.

Жалобы (протесты) подаются в экономический суд области (города Минска) в случае:

– исполнения исполнительных документов, выданных судами, рассматривающими экономические дела;

– исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, предусмотренных абз. 7 и 8 ч. 1 ст. 10 Закона № 439-З, в отношении юрлица, ИП, гражданина, осуществляющего свою деятельность без образования юрлица;

– исполнения постановления судебного исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона № 439-З, в процессе исполнения исполнительного документа, выданного судом, рассматривающим экономические дела, а также требований, содержащихся в исполнительных документах, предусмотренных абз. 7 и 8 ч. 1 ст. 10 Закона № 439-З, в отношении юрлица, ИП, гражданина, осуществляющего свою деятельность без образования юрлица;

– в иных случаях, установленных законодательными актами.

В остальных случаях жалобы (протесты) подаются в районный (городской) суд.

Жалоба, подаваемая в ОПИ, не облагается госпошлиной, а подаваемая в суд – облагается, причем госпошлина здесь составляет 1 базовую величину (подп. 2.3 п. 2 приложения 14, п. 2 приложения 16 к НК).

Обращение с жалобой в экономический суд

Постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также постановления, действия (без­действие) руководителя ОПИ, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительных документов, либо опротестованы прокурором в суд, рассматривающий экономические дела, по месту нахождения соответствующего ОПИ (ст. 2663 ХПК).

Постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также постановления, действия (без­действие) руководителя ОПИ, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы (опротестованы) в случае несогласия с постановлениями руководителя ОПИ или вышестоящего руководителя ОПИ, вынесенными по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на такие постановления, действия (бездействие), поданной в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве. Жалобы (протесты) могут быть поданы в течение 10 дней со дня получения постановлений руководителя ОПИ, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на по­становления, действия (бездействие) судебного ис­полнителя, постановления, действия (бездействие) руководителя ОПИ, поданной в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Постановления Главного судебного исполнителя РБ могут быть обжалованы (опротестованы) в течение 10 дней со дня их получения. Действия (бездействие) Главного судебного исполнителя РБ могут быть обжалованы (опротестованы) в течение 10 дней со дня совершения таких действий (установления факта такого бездействия) либо со дня, когда лицо, подающее жалобу (протест), не извещенное о времени и месте совершения этих действий, узнало или должно было узнать об их совершении.

Указанный срок может быть восстановлен в порядке, установленном ст. 138 ХПК.

Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также постановления, действия (бездействие) руководителя ОПИ, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, должны соответствовать требованиям, установленным ч. 1 и 2 ст. 159 ХПК и ч. 1 ст. 160 ХПК. В жалобе (протесте) также должны быть указаны:

– наименование исполнительного документа, в связи с исполнением которого обжалуются (опротестовываются) постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, постановления, действия (бездействие) руководителя ОПИ, номер исполнительного документа и дата его выдачи, требования, содержащиеся в исполнительном документе;

– наименование суда, иного уполномоченного органа, фамилия и инициалы должностного лица, выдавших исполнительный документ.

К жалобе (протесту) должны быть приложены документы, подтверждающие направление копии этой жалобы (протеста) и приложенных к ней документов сторонам исполнительного производства, судебному исполнителю, руководителю ОПИ, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются (опротестовываются), руководителю ОПИ, вынесшему постановление по результатам рассмотрения жалобы (протеста), поданной в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Жалобы (протесты) рассматриваются не позднее 10 дней со дня поступления в суд. О времени и месте рассмотрения жалобы (протеста) извещаются:

– лицо, подавшее жалобу;

– прокурор, принесший протест;

– стороны исполнительного производства;

– судебный исполнитель, руководитель ОПИ, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются (опротестовываются);

– руководитель ОПИ, вынесший постановление по результатам рассмотрения жалобы (протеста), поданной в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы (протеста), не является препятствием для рассмотрения жалобы (протеста).

По результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя ОПИ, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, суд, рассматривающий экономические дела, выносит решение.

В случае признания жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, постановления, действия (бездействие) руководителя ОПИ обоснованной суд, рассматривающий экономические дела, в резолютивной части решения определяет меры, которые должны быть приняты судебным исполнителем, руководителем ОПИ, постановления, действия (бездействие) которых обжалованы (опротестованы), для устранения допущенных ими нарушений.

Суд, рассматривающий экономические дела, отказывает в удовлетворении жалобы (протеста), если установит, что обжалуемые (опротестовываемые) постановления или действия (бездействие) вынесены либо совершены судебным исполнителем, руководителем ОПИ в соответствии с законом в пределах их полномочий и права и законные интересы сторон исполнительного производства, иных лиц не были нарушены при исполнении исполнительных документов.

Особенности рассмотрения таких жалоб (протестов), которые в соответствии со ст. 132 Закона № 439-З подлежат рассмотрению в районном (городском) суде, регулируют нормы § 9 ГПК, которые идентичны приведенным выше нормам ХПК.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by