Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
25.08.2017 17 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как пожаловаться на госзакупки

Министерство антимонопольного регулирования и торговли постановлением от 28.06.2017 № 30 утвердило Инструкцию о порядке рассмотрения жалоб при осуществлении государственных закупок (далее – Инструкция № 30). Этот документ заменит ныне действующую, утвержденную постановлением Минторга от 26.06.2013 № 12.

Участник госзакупки либо иное юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, вправе подать жалобу в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам в установленном порядке и (или) в суд на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта в случае нарушения их прав и законных интересов (п. 1 ст. 53 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее – Закон № 419-З).

Лица, не являющиеся участниками, также вправе подать жалобу в уполномоченный орган по государственным закупкам только до истечения срока для подготовки и подачи предложений в части, касающейся приглашения или документов, представляемых участнику для подготовки предложения (п. 2 Закона № 419-З).

В Инструкции № 30 определяется порядок рассмотрения Министерством антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ) жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта при осуществлении государственных закупок, подаваемых участниками либо иными юридическими или физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, в случае нарушения их прав и законных интересов.

Комиссия

Для рассмотрения жалоб в МАРТ создается комиссия, председатель, заместитель председателя и иные члены которой определяются приказом министра антимонопольного регулирования и торговли. Число членов комиссии по рассмотрению жалоб не должно быть менее 5 человек.

Комиссия правомочна рассматривать жалобу, если на ее заседании присутствует не менее половины от общего числа ее членов. Решение принимается комиссией простым большинством голосов ее членов, присутствовавших на заседании. В случае, если член комиссии не согласен с решением, он излагает письменно особое мнение, которое является неотъемлемой частью протокола.

На заседании комиссии ведется протокол заседания. Его ведение, а также стенографической, аудио- или видеозаписи заседания поручается председательствующим одному из членов комиссии.

Участники рассмотрения жалобы

В рассмотрении жалобы участвуют:

– заявитель – участник либо иное юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель (ИП), подавшие жалобу;

ответчик – заказчик (организатор), товарная биржа, оператор электронной торговой площадки, оператор официального сайта, на действия (бездействие) и (или) решения которых подана жалоба;

иные участники и лица – иные участники и лица, кроме заявителя, права и законные интересы которых могут быть затронуты в результате рассмотрения жалобы.

Лица, участвующие в рассмотрении жалобы, вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителей. Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным подтверждающим их полномочия документом.

Аудиозапись, фото- и видеосъемка заседания комиссии по рассмотрению жалоб лицами, участвующими в рассмотрении жалобы, допускаются с разрешения председательствующего на заседании комиссии по рассмотрению жалоб. При этом в протоколе заседания делается соответствующая отметка.

Порядок подачи жалобы

Жалоба подается в МАРТ в письменном виде и должна содержать (п. 1 ст. 54 Закона № 419-З):

– наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, – для физического лица, в т.ч. ИП), место нахождения и учетный номер плательщика участника либо иного юридического или физического лица, в т.ч. ИП, подающих жалобу, либо их представителя, номер контактного телефона;

– наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) – для физического лица, в т.ч. ИП), место нахождения, учетный номер плательщика и номер контактного телефона заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта, действия (бездействие) и (или) решения которых обжалуются;

– наименование вида процедуры госзакупки, указание источника ее финансирования;

– суть обжалуемых действий (бездействия) и (или) решений;

– документы и сведения, подтверждающие обоснованность жалобы, с указанием обжалуемых действий (бездействия) и (или) решений.

Жалоба подписывается участником либо иным юридическим или физическим лицом, в т.ч. ИП, либо их представителем. К жалобе, подаваемой представителем участника либо иного лица, должны быть приложены доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия на подписание жалобы.

Сроки подачи

Жалоба может быть подана (п. 2 ст. 54 Закона № 419-З):

– в отношении приглашения и документов, пред­ставляемых участнику для подготовки предложения, – в течение срока для подготовки и представления предложений;

– в иных случаях – не позднее 10 рабочих дней со дня извещения участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся.

Участник либо иное лицо вправе подать жалобу в случае, если договор не заключен, в т.ч. если заказчик (организатор), товарная биржа, оператор электронной торговой площадки либо оператор официального сайта не приняли в установленный срок решения по результатам рассмотрения заявления такого лица либо такое лицо не удовлетворено принятым решением по рассмотрению его заявления.

Отзыв жалобы

Участник либо иное лицо, подавшие жалобу, вправе отозвать ее до принятия решения по существу жалобы. Лицо, отозвавшее поданную жалобу, не вправе по­вторно подать жалобу на те же действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта в установленном порядке (п. 4 ст. 54 Закона № 419-З).

МАРТ в течение 3 рабочих дней со дня отзыва жалобы извещает об этом лиц, которые извещались о поступлении жалобы.

Рассмотрение жалоб

Подаваемые в МАРТ жалобы подлежат регистрации в день поступления. Приказом министра определяется структурное подразделение, обеспечивающее подготовку материалов для рассмотрения и принятия решений по жалобам.

Жалоба не подлежит рассмотрению и возвращается подавшему ее заявителю в течение 3 рабочих дней, следующих за днем ее поступления, в случаях, если она (п. 7 ст. 55 Закона № 419-З):

– не соответствует установленным требованиям;

– подана по истечении указанных выше сроков;

– на те же действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта подана, рассматривается или по ней принято решение уполномоченным государственным органом по госзакупкам либо судом.

Сведения о поступлении жалобы в МАРТ, ее содержании и решении, принятом по результатам ее рассмотрения, размещаются министерством на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке в случае проведения на ней процедуры государственной закупки.

МАРТ, за исключением случаев, когда жалоба не подлежит рассмотрению, в течение 3 рабочих дней со дня поступления жалобы принимает ее к рассмотрению и приостанавливает проведение процедуры госзакупки, о чем размещает информацию на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке в случае проведения на ней процедуры госзакупки, в т.ч. содержащую сведения о месте и времени рассмотрения этой жалобы, сроке приостановления процедуры госзакупки. В день размещения этой информации операторы официального сайта и электронной торговой площадки в случае проведения на ней процедуры госзакупки направляют заказчику (организатору), участникам, иным лицам, права и законные интересы которых могут быть затронуты в результате рассмотрения поступившей жалобы, уведомление о ее поступлении в МАРТ, месте и времени ее рассмотрения.

В случае, если жалоба была отозвана подавшим ее заявителем, МАРТ в течение 3 рабочих дней размещает информацию об отзыве жалобы на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке при проведении на ней процедуры госзакупки.

С момента поступления жалобы, но не позднее чем за 2 рабочих дня до ее рассмотрения, ответчик, иные участники и лица вправе направить в МАРТ возражение на жалобу. Структурное подразделение обеспечивает подготовку материалов для рассмотрения и принятия решения по жалобе и проводит проверку соблюдения ответчиком законодательства о госзакупках при осуществлении процедуры госзакупки.

При этом структурным подразделением проверяется соответствие действий (бездействия) ответчика, комиссии заказчика (организатора) и (или) ее членов, в т.ч. не указанных в жалобе, а также документов по процедуре госзакупки, размещенных на официальном сайте и электронной торговой площадке, требованиям законодательства о госзакупках. Результаты проведенной проверки докладываются в ходе заседания комиссии.

Срок рассмотрения жалобы не может превышать 30 календарных дней, а в случае, если госзакупка осуществляется для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности РБ, функционирования государственных организаций, – срока, определенного заказчиком (организатором) для заключения договора.

Непосредственно перед рассмотрением жалобы комиссия проверяет полномочия лиц, участвующих в рассмотрении жалобы. В случае, если их полномочия не подтверждены надлежащим образом, они вправе присутствовать при рассмотрении жалобы только с разрешения председательствующего на заседании комиссии без права давать пояснения по существу жалобы.

В случае непринятия участия в рассмотрении жалобы заявителем, иными участниками и лицами, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения жалобы, комиссия вправе рассмотреть жалобу в их отсутствие. Рассмотрение жалобы может быть перенесено на более позднюю дату в рамках срока приостановления процедуры госзакупки по ходатайству заявителя, ответчика, иных участников и лиц, направленному в МАРТ, в т.ч. в связи с невозможностью их участия в рассмотрении жалобы по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами. Если перенос даты рассмотрения жалобы невозможен, она рассматривается, в т.ч. в случае отсутствия заявителя, ответчика, иных участников и лиц.

Заседание комиссии проводит ее председатель, а в случае его отсутствия – заместитель председателя, который:

– председательствует на заседании комиссии по рассмотрению жалоб;

– открывает заседание комиссии и объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению;

– объявляет состав комиссии;

– поручает одному из членов комиссии ведение протокола;

– проверяет явку лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, разъясняет им их права и обязанности; выясняет вопрос о возможности рассмотрения жалобы;

– определяет последовательность совершения действий при рассмотрении жалобы;

– обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования документов и материалов по жалобе;

– принимает меры по обеспечению надлежащего порядка на заседании комиссии;

– объявляет решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, и разъясняет порядок его обжалования.

На заседании комиссии:

– заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении жалобы;

– заслушиваются и обсуждаются ходатайства, принимаются по ним решения, которые отражаются в протоколе заседания;

– исследуются документы и материалы, приложенные к жалобе, размещенные на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке, представленные ответчиком и (или) иными лицами, участвующими в рассмотрении жалобы, возражения на жалобу;

– заслушиваются мнения и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

– заслушиваются пояснения государственных органов и (или) иных организаций по вопросам, имеющим отношение к рассматриваемой жалобе и входящим в компетенцию этого органа (организации).

По вопросам, возникающим при рассмотрении жалобы в ходе заседания, комиссия вправе запрашивать у лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, документы, сведения и пояснения в письменной или устной форме.

По результатам рассмотрения жалобы комиссия принимает одно либо несколько из следующих решений:

– обязать совершить действия, применить процедуры либо принять решение, соответствующие законодательству о госзакупках;

– отменить незаконное решение;

– распорядиться о прекращении процедуры госзакупки и обязать заказчика (организатора) провести повторную процедуру. Комиссия может также распорядиться провести процедуру закупки из одного источника при наличии необходимости в осуществлении госзакупок товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности на период до подведения итогов процедур госзакупок и вступления в силу договора в случае, если такая государственная закупка осуществляется в течение первого месяца года по перечню, определенному постановлением Совмина от 22.08.2012 № 778 (п. 33 приложения к Закону № 419-З). В этом случае объем госзакупки не может превышать количество товаров (работ, услуг), необходимое для обеспечения потребности заказчика в течение срока проведения государственной закупки, но не более чем на 2 месяца;

– признать жалобу необоснованной;

– разрешить заключение договора.

МАРТ в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения по результатам рассмотрения жалобы размещает соответствующий протокол на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке в случае проведения на ней процедуры государственной закупки.

Решение комиссии может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Постановление МАРТ № 30 вступает в силу после официального опубликования (22.08.2017 г.).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений