Как получить лицензию на производство и оборот алкогольной и табачной продукции

Получение лицензий на производство, оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий (далее – алкогольная продукция и табачные изделия) является обязательным условием для занятия такой деятельностью, как в соответствии с действующим законодательством в этой области, так и в рамках подготовленного и прошедшего на данный момент публичного обсуждения проекта закона «О лицензировании» (далее – проект закона).
Изменения в данной сфере отношений давно назрели. Проект закона разработан в соответствии с подп. 2.2 п. 2 Указа от 02.09.2019 № 326 «О совершенствовании лицензирования» (далее – Указ № 326). Следует сказать, что в соответствии с данным Указом с 1 октября 2019 г. было отменено обязательное лицензирование некоторых видов деятельности. В настоящий момент в Беларуси существует 35 видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Еще одна из новинок законодательства, касающаяся ответственности в области хранения и продажи табачных изделий, не вступившая на данный момент в силу, – это дополнение ст. 12.26 КоАП частью, которая предусматривает запрещение использования индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами в магазинах и павильонах оборудования, размещаемого над контрольно-кассовыми узлами, для хранения и продажи табачных изделий. Нарушение этого запрета повлечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин. Изменение вступает в силу с 1 января 2022 г.
На данный момент основными нормативными правовыми актами, нормы которых являются существенными при регулировании отношений в области производства и оборота алкогольной и табачной продукции, являются:
- КоАП (с изменениями, вступившими в силу в марте 2020 г.);
- Закон от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (в редакции 2013 года) (далее – Закон № 429-З);
- Закон от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (в редакции 2016 года);
- Декрет от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» (в редакции 2020 года) (далее – Декрет № 28);
- Указ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом № 326) (далее – Указ № 450);
- постановление Совмина от 06.03.2006 № 317 «Об отдельных вопросах регулирования розничной торговли пивом и слабоалкогольными напитками, определении торговых объектов, объектов общественного питания, в которых допускается употребление пива и слабоалкогольных напитков, и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления розничной торговли» (в редакции 2014 года);
- постановление Совмина от 22.07.2014 № 703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания» (последние изменения вступили в силу с 18.07.2020).
Что подразумевает под собой термин «оборот» в данном случае?
В соответствии с Законом № 429-З оборот – это экспорт, импорт, хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, оптовая и (или) розничная торговля ими.
Оборот в соответствии с гл. 12 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, производства, оборота и использования электронных систем курения, жидкостей для электронных систем курения, систем для потребления табака, утв. Декретом № 28 (далее – Положение, утвержденное Декретом № 28) – это хранение, импорт, экспорт табачного сырья и оптовая торговля им, хранение, импорт, экспорт табачных изделий и оптовая и (или) розничная торговля ими, хранение, импорт, экспорт электронных систем курения, жидкостей для электронных систем курения, систем для потребления табака, оптовая и (или) розничная торговля ими.
Кто в Беларуси имеет право на осуществление видов деятельности, связанных с производством и (или) оборотом алкогольной продукции и табачных изделий:
– юридические лица РБ;
– индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в РБ, в случаях, предусмотренных законодательными актами;
– иностранные юридические лица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории РБ (далее – иностранные организации) в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Так, на основании ст. 5 Закона № 429-З и гл. 2 Положения, утвержденного Декретом № 28, юридические лица в отношении алкогольной продукции, табачного сырья и табачных изделий имеют право на осуществление:
– экспорта;
– импорта (исключительное право, за исключением случаев, определенных Президентом, законодательством РБ и международными договорами);
– розничной торговли (исключительное право, кроме случаев, определенных законодательством);
– оптовой торговли и хранения (как вида предпринимательской деятельности);
– производства (исключительное право).
Юридические лица в Беларуси, если иное не установлено Президентом, имеют право на осуществление экспорта, импорта, производства, хранения (как вида предпринимательской деятельности) электронных систем курения, жидкостей для электронных систем курения, систем для потребления табака, оптовой и розничной торговли указанными системами, жидкостями.
Если иное не установлено Президентом, право на осуществление производства коньяков, бренди и коньячных напитков имеют только государственные юридические лица РБ или юрлица с долей государства в уставном фонде свыше 30%.
За государством закрепляется исключительное право на осуществление импорта алкогольной продукции, за исключением алкогольной продукции, ввозимой на территорию страны организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов, а также для реализации в магазинах беспошлинной торговли некоторых видов алкогольных напитков.
Реализация исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции осуществляется юридическими лицами – победителями конкурсов на определение соответствующих импортеров.
Ежегодно МАРТ определяет перечень алкогольных напитков, относящихся к вышеуказанным видам, на осуществление импорта которых не распространяется исключительное право государства, с указанием для вин виноградных минимальной цены производителя, для иных алкогольных напитков – их наименований.
Импорт коньячного, плодового и этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, пищевых спиртовых полуфабрикатов с объемной долей этилового спирта 7% и более осуществляется только юридическими лицами, являющимися переработчиками алкогольной продукции.
Импорт непищевого этилового спирта осуществляется только юридическими лицами, являющимися переработчиками указанного спирта.
Индивидуальным предпринимателям предоставляется право на осуществление:
– розничной торговли алкогольными напитками на объектах общественного питания в розлив;
– импорта и (или) розничной торговли непищевой спиртосодержащей продукцией, расфасованной в потребительскую тару (упаковку) емкостью не более 1 л (массой не более 1 кг);
– розничной торговли табачными изделиями;
– экспорта, импорта, производства, хранения (как вида предпринимательской деятельности) электронных систем курения, жидкостей для электронных систем курения, систем для потребления табака, оптовой и розничной торговли указанными системами, жидкостями.
Иностранные организации имеют право на территории Беларуси на осуществление оптовой торговли и хранения (как вида предпринимательской деятельности) алкогольной продукции.
Виды лицензий
В соответствии с Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии, являющимся приложением 1 к Положению о лицензировании, утв. Указом № 450 (далее – Положение о лицензировании), а также Законом № 429-З и Декретом № 28 лицензии выдаются на:
– оптовую торговлю и хранение (как вида предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий (выдается облисполкомами и Минским горисполкомом);
– розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями (выдается Минским горисполкомом, городскими (в т.ч. в городах с районным делением) и районными исполкомами;
– импорт алкогольной продукции и непищевого этилового спирта (выдается МАРТ) (ст. 7 Закона № 429-З);
– импорт табачных изделий и табачного сырья (выдается МАРТ) (ч. 2 п. 6 Положения, утвержденного Декретом № 28);
– деятельность, связанную с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий (выдается Госкомстандартом).
Вместе с тем оптовая торговля и хранение (как вид предпринимательской деятельности) антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции, не подпадают под требования положений, регулирующих отношения оптовой торговли и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий (п. 367 Положения о лицензировании).
Не требуется получение лицензии
Для производства:
– оригинальных алкогольных напитков в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках, на иных объектах в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций;
– пива с объемной долей этилового спирта 7% и более;
– продукции общественного питания объемной долей этилового спирта более 7%, изготовленной путем смешения и (или) настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами.
На импорт алкогольной продукции и непищевого этилового спирта в случае ввоза:
– для использования в качестве образцов и экспонатов на выставках и ярмарках в объеме не более 2,5 л каждого наименования;
– юридическими лицами при помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли;
– для официального пользования дипломатических, консульских и иных официальных представительств государств, не являющихся членами Таможенного союза, в т.ч. представительств международных, межгосударственных и межправительственных организаций;
– производителями алкогольной продукции образцов планируемой к поставке алкогольной продукции для проведения оценки ее качества (испытаний) и органолептических показателей.
На оптовую торговлю алкогольной продукцией и спиртом собственного производства юридическими лицами, осуществляющими производство алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта.
На оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта для покупки:
– алкогольных напитков, пищевых спиртовых полуфабрикатов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, использующими эти алкогольные напитки и полуфабрикаты в изготовлении собственной пищевой продукции (за исключением производства других алкогольных напитков);
– пищевых спиртовых полуфабрикатов юридическими лицами, осуществляющими производство алкогольных напитков на основании полученной лицензии на производство алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и использующими эти полуфабрикаты;
– непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, использующими непищевую спиртосодержащую продукцию, непищевой этиловый спирт для собственного производства и (или) потребления.
Для осуществления хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, не являющегося предпринимательской деятельностью, а также:
– производителям табачных изделий для осуществления оптовой торговли табачными изделиями собственного производства;
– производителям алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта для осуществления оптовой торговли такими продукцией и спиртом собственного производства;
– для хранения (как вида предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачных изделий, изъятых, арестованных или обращенных в доход государства.
Следует отметить, что лицензия на право осуществления розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, выданная владельцу магазина беспошлинной торговли, предоставляет право осуществления разносной торговли на бортах воздушных судов алкогольными напитками и табачными изделиями.
Требования, предъявляемые к соискателям для получения лицензии
В соответствии с Положением о лицензировании установлены следующие лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии.
Для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий:
– наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления специализированных мощностей (комплекта оборудования, в т.ч. основного технологического, в соответствии с технологическими схемами (регламентами) производства определенного вида алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта) для выпуска продукции, перечень которой указан в заявлении о выдаче лицензии;
– наличие на праве собственности или хозяйственного ведения оборудования для производства табачных изделий (при намерении осуществлять производство табачных изделий);
– наличие оборудования и устройства помещений, инженерных коммуникаций, технологических линий для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, соответствующих установленным санитарным нормам и правилам;
– соответствие производства, на котором предполагается выпуск алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, требованиям промышленной безопасности в случае наличия на указанном производстве взрывоопасных технологических блоков, объектов, значения относительного энергетического потенциала которых выше 9;
– наличие основного технологического оборудования для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, зарегистрированного Госкомстандартом в порядке, установленном законодательством;
– техническая, технологическая, метрологическая оснащенность производства, на котором предполагается выпуск алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, для обеспечения выпуска качественной и безопасной продукции в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов;
– использование основного технологического оборудования для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий с исправными и поверенными приборами учета данных продукции, спирта и табачных изделий, включенными в Государственный реестр средств измерений или прошедшими метрологическую аттестацию и соответствующими иным требованиям законодательства;
– наличие лабораторного оборудования, позволяющего обеспечивать определение физико-химических показателей продукции, производство которой указано в заявлении о выдаче лицензии, в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
– наличие аварийной приточно-вытяжной системы вентиляции, сблокированной с газоанализаторами контроля состояния воздушной среды во взрывоопасных помещениях;
– наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления специального оборудования по переработке плодов и (или) ягод (при осуществлении производства вин плодовых, соков плодово-ягодных сброженно-спиртованных, спиртованных, виноматериалов плодовых обработанных).
Для осуществления оптовой торговли алкогольными напитками, непищевым этиловым спиртом:
– наличие на день подачи заявления о выдаче лицензии сформированного уставного фонда в размере не менее 100 тыс. евро;
– наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании складских помещений на территории Беларуси общей площадью не менее 1 тыс. кв.м;
– период осуществления оптовой торговли (независимо от вида товара) не менее 5 лет.
Для осуществления оптовой торговли непищевой спиртосодержащей продукцией:
– наличие на день подачи заявления о выдаче лицензии сформированного уставного фонда в размере не менее 10 тыс. евро;
– наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании складских помещений на территории страны;
– период осуществления оптовой торговли (независимо от вида товара) не менее 3 лет.
Для осуществления хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта наличие:
– на день подачи заявления о выдаче лицензии сформированного уставного фонда в размере не менее 100 тыс. евро;
– на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании складских помещений на территории Беларуси общей площадью не менее 1 тыс. кв.м.
Для осуществления оптовой торговли табачными изделиями:
– наличие на день подачи заявления о выдаче лицензии сформированного уставного фонда в размере не менее 100 тыс. евро;
– наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления складских помещений на территории страны общей площадью не менее 1 тыс. кв.м (за исключением соискателя лицензии – организации – заказчика табачных изделий);
– наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании складских помещений на территории Беларуси общей площадью не менее 1 тыс. кв.м либо договора хранения табачных изделий, заключенного с юридическим лицом, имеющим лицензию на осуществление лицензируемой деятельности с указанием составляющей – хранение табачных изделий (для соискателя лицензии – организации – заказчика табачных изделий);
– период осуществления оптовой торговли (независимо от вида товара) не менее 5 лет.
Для осуществления розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями:
– размещение торговых объектов, объектов общественного питания, на которых предполагается осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, в местах, где такая торговля не запрещена актами законодательства;
– объект, в котором предполагается осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками, должен являться магазином, павильоном с торговым залом, размер площади торговых залов которых соответствует требованиям законодательных актов;
– выбор формы торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, при которой такая торговля в соответствии с законодательными актами не запрещена (если соискатель лицензии не имеет торговых объектов, объектов общественного питания).
Для осуществления хранения (как вида предпринимательской деятельности) табачных изделий наличие:
– на день подачи заявления о выдаче лицензии сформированного уставного фонда в размере не менее 100 тыс. евро;
– на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании складских помещений на территории страны общей площадью не менее 1 тыс. кв.м.
Одновременно будущим собственникам лицензий необходимо учитывать требования к основному технологическому оборудованию для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, приборам их учета и средствам контроля этих приборов, предъявляемые Законом № 429-З и другими нормативными правовыми актами.
Впоследствии, после получения лицензии, нельзя также игнорировать требования, установленные законодательством к лицам, имеющим лицензию (лицензиатам).
Перечень и порядок подачи документов, необходимых для получения лицензии
За выдачу лицензии, внесение в нее изменений и (или) дополнений (за исключением случаев внесения их в связи с изменением законодательства), выдачу дубликата лицензии взимается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных законодательными актами, что подтверждается предоставлением соискателем соответствующего документа об уплате.
Нотариальное засвидетельствование представляемых в лицензирующий орган копий документов не требуется при предъявлении их оригиналов или нотариально засвидетельствованных копий.
Соответствующие формы заявлений можно найти на сайтах лицензирующих органов.
Заявление (с прилагаемыми к нему документами) о выдаче лицензии, получении дубликата лицензии, внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, а также уведомление о принятии лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности представляются в лицензирующий орган лично соискателем лицензии (лицензиатом) или его уполномоченным представителем либо направляются соискателем лицензии (лицензиатом) по почте заказным письмом с заказным уведомлением о получении или в виде электронного документа.
Представление указанных документов осуществляется соискателем лицензии (лицензиатом) либо его уполномоченным представителем с одновременным предъявлением документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего полномочия.
Так, личное представление документов осуществляется соискателем лицензии (лицензиатом) либо его уполномоченным представителем с одновременным предъявлением:
– руководителем юридического лица – документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего полномочия руководителя юридического лица (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор);
– уполномоченным представителем соискателя лицензии (лицензиатом) – документа, удостоверяющего личность, и доверенности;
– индивидуальным предпринимателем – документа, удостоверяющего личность.
Документы представляются в картонной папке-скоросшивателе.
В случае указания в заявлении о выдаче лицензии не всех сведений, либо представления не всех документов, либо непредъявления (непредставления) соответствующего документа, предусмотренных законодательством, лицензирующий орган отказывает в приеме этого заявления к рассмотрению.
Лицензии, выдаваемые Миноблисполкомом и райгорисполкомами Минской области
За получением лицензии субъектам хозяйствования, зарегистрированным в Минской области, обращаться по адресу: Главное управление торговли и услуг Минского областного исполнительного комитета, 220030, г. Минск, пл. Свободы, 13, кабинет 38, 2 этаж. Телефон/факс: (017) 328-53-54. Телефоны: (017) 327-17-65, 226-00-03, 327-33-00.
Отдел организации торговли, общественного питания и услуг, тел.: (017) 327-14-90.
Реквизиты для перечисления государственной пошлины за получение лицензии на право осуществления деятельности, связанной с оптовой торговлей и хранением алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий:
Получатель: Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по Минской области
Р/счет: BY29AKBB36006010009480000000
УНП: 600537220
Банк: г. Минск, ОАО «АСБ Беларусбанк», код AKBBBY2X
Код платежа: 03001
Специалисты райгорисполкомов Минской области, ответственные за работу по организации выдачи лицензий на розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, указаны на сайте Миноблисполкома в разделе «Лицензирование».
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет следующие документы:
– заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и местонахождения юридического лица, а также его обособленных подразделений, в которых соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, для каждого обособленного подразделения;
– информацию о дате государственной регистрации и регистрационного номера соискателя лицензии – юридического лица, наименования регистрирующего органа;
– почтовый адрес, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при его наличии) соискателя лицензии;
– лицензируемый вид деятельности, а также работ и (или) услуг, которые соискатель лицензии намерен осуществлять;
– информацию о территории, на которой соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, если предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории страны;
– наименование и адрес налогового органа по месту постановки соискателя лицензии на учет, учетного номера плательщика соискателя лицензии (при его наличии);
– иные сведения, предусмотренные Положением о лицензировании для конкретного лицензируемого вида деятельности либо определенные Президентом;
– документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии.
При подаче заявления о выдаче лицензии ее соискатель вправе самостоятельно представить документы (сведения), истребованные лицензирующим органом у иных государственных органов и других организаций.
Направление соискателем лицензии (лицензиатом) документов по почте заказным письмом (220030, г. Минск, пл. Свободы, 13, Главное управление торговли и услуг Минского областного исполнительного комитета) с заказным уведомлением о получении осуществляется с приложением к ним:
– сведений о руководителе юридического лица (фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии), данные документа, удостоверяющего личность (серия (при наличии), номер, когда и кем выдан, регистрация по месту жительства), а также документа (его копии), подтверждающего его полномочия (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор).
Лицензии, выдаваемые Мингорисполкомом
C 14.01.2019 Управление регистрации и лицензирования Главного управления юстиции Мингорисполкома размещается по адресу: 220082, г. Минск, пр-т Пушкина, 42, приемная: (017) 308-23-90.
Режим приема документов, консультаций по вопросам лицензирования и выдачи лицензий: кабинет 218, телефон (017) 308-23-76, понедельник, среда, пятница: с 9.00 до 12.45, вторник, четверг: с 14.00 до 17.45.
Реквизиты для зачисления государственной пошлины:
Счет (IBAN) BY03AKBB36021010000710000000
ОАО «АСБ Беларусбанк», код банка (BIC) AKBBBY2X
Получатель: Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по г. Минску
назначение платежа:
– для юридических лиц – 03001,
– для индивидуальных предпринимателей – 03002
УНП 101530339
Основание платежа: Указ Президента от 01.09.2010 № 450.
Факт уплаты государственной пошлины при перечислении суммы государственной пошлины со счета плательщика подтверждается дополнительным экземпляром платежного поручения, экземпляром платежного поручения, составленным на бумажном носителе при осуществлении электронных платежей, с отметкой банка об их исполнении. При этом в отметке банка должны содержаться дата исполнения платежного поручения, оригинальный штамп банка и подпись ответственного исполнителя (ч. 2 п. 6 ст. 287 НК).
Документы, необходимые для получения лицензии:
– заявление о выдаче лицензии (образцы находятся на сайте Мингорисполкома);
– документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии.
Направление соискателем лицензии (лицензиатом) документов по почте заказным письмом (220030, г. Минск, пл. Свободы, 8/10, Управление регистрации и лицензирования) с заказным уведомлением о получении осуществляется с приложением к ним:
– для юридического лица – сведений о руководителе юридического лица (фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии), данные документа, удостоверяющего личность (серия (при наличии), номер, когда и кем выдан, регистрация по месту жительства), а также документа (его копии), подтверждающего его полномочия (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор).
Лицензии, выдаваемые МАРТ
При выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров МАРТ руководствуется Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, прилагаемыми к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом Союзе от 29.05.2014). Получение разовой, генеральной или исключительной лицензии на экспорт или импорт – 15 рабочих дней, разовой – 5 рабочих дней.
Для оформления лицензии заявителем или его представителем, имеющим письменное подтверждение соответствующих полномочий, в МАРТ представляются следующие документы и сведения:
– заявление о выдаче лицензии, заполненное и оформленное в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 № 199 (далее – Инструкция № 199);
– электронная копия заявления в формате, утверждаемом Евразийской экономической комиссией, а до его утверждения – в порядке, определяемом в соответствии с законодательством государства-члена;
– копия внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) – копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;
– копия документа (сведения, если это предусмотрено законодательством государства-члена) о постановке на учет в налоговом органе или о государственной регистрации;
– копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности или сведения о наличии лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности (если это предусмотрено законодательством государства-члена), если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на таможенной территории ЕАЭС;
– иные документы (сведения), если они определены решением Евразийской экономической комиссии, на основании которого введено лицензирование соответствующего товара.
Каждый лист представленных копий документов должен быть заверен подписью и печатью заявителя либо копии документов должны быть прошиты и их последние листы заверены подписью и печатью заявителя.
Согласно Инструкции № 199 в графе 15 лицензии указывается описание товара и его классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Описание товара должно позволять произвести однозначное отнесение товара к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС.
В связи с этим для заполнения графы 15 заявления и электронной копии заявления необходимо пользоваться актуальной Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу на дату заполнения заявления).
Реквизиты для уплаты государственной пошлины:
Бенефициар – Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по г. Минску
УНП бенефициара: 100059879
Счет № BY04AKBB36029110100040000000 в ОАО «АСБ Беларусбанк» в г.Минске
БИК – AKBBBY2X, код валюты 933
Коды платежей в бюджет:
– 3002 (юридические лица)
– 03002 (индивидуальные предприниматели).
Лицензии, выдаваемые Госкомстандартом
Для получения лицензии ее соискатель лицензии представляет:
– заявление о выдаче лицензии с указанием:
– для юридического лица Республики Беларусь – наименования и местонахождения этого юридического лица, а также его обособленных подразделений, в которых соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности (далее – обособленные подразделения), работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, если они определены Положением о лицензировании, для каждого обособленного подразделения;
– даты государственной регистрации и регистрационного номера соискателя лицензии в ЕГР, наименования регистрирующего органа;
– почтового адреса, номера контактного телефона, адреса электронной почты (при его наличии) соискателя лицензии;
– лицензируемого вида деятельности, а также работ и (или) услуг, которые соискатель лицензии намерен осуществлять;
– территории, на которой соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, если Положением о лицензировании предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории страны;
– наименования и адреса налогового органа по месту постановки соискателя лицензии на учет, учетного номера плательщика соискателя лицензии (при его наличии);
– иных сведений, предусмотренных Положением о лицензировании для конкретного лицензируемого вида деятельности либо определенных Президентом;
(в заявлении о выдаче лицензии указывается, что сведения, изложенные в этом заявлении и прилагаемых к нему документах, достоверны);
– документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;
– заключение территориальных органов государственного санитарного надзора о соответствии оборудования и устройства помещений, в которых предполагается производство алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, инженерных коммуникаций, технологической линии санитарным нормам и правилам;
– заключение территориального органа государственного технического надзора МЧС о соответствии производства, на котором предполагается выпуск алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, требованиям промышленной безопасности в случае наличия на указанном производстве взрывоопасных технологических блоков, объектов, значения относительного энергетического потенциала которых выше 9, или сведения об отсутствии на производстве таких блоков, объектов. Обследование производства, на котором предполагается осуществлять лицензируемую деятельность, проводится территориальным органом государственного технического надзора МЧС на основании заключаемого с юридическим лицом договора;
– заключение республиканского унитарного предприятия «Белорусский государственный институт метрологии» о соответствии производства, на котором предполагается выпуск алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, лицензионным требованиям и условиям. Обследование производства, на котором предполагается осуществлять лицензируемую деятельность, проводится этим унитарным предприятием на основании заключаемого с юридическим лицом договора;
– сведения, подтверждающие наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления оборудования для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и на праве собственности или хозяйственного ведения оборудования для производства табачных изделий, с указанием номенклатуры и местонахождения такого оборудования, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера юридического лица.
Адрес выдачи лицензий: 220053, г. Минск, Старовиленский тракт, 93, тел. приемной: (017) 233-52-13. Режим работы: 9.00–18.00, обеденный перерыв: 13.00–14.00. Управление оценки соответствия и лицензирования Госстандарта: тел. (017) 233-87-70.
Реквизиты для уплаты государственной пошлины по вопросам лицензирования деятельности, связанной с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, а также при регистрации (перерегистрации) основного технологического оборудования для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий:
Бенефициар: Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по г. Минску
Номер счета: № ВY04АКВВ36029110100040000000
БИК банка:АКВВВY2Х
УНП бенефициара: 100064110
Код платежа: 03001.
Рассмотрение лицензирующим органом представленных соискателем для получения лицензий документов, варианты принятия решений
В соответствии с п. 21 Положения о лицензировании документы, представленные для получения лицензии, должны приниматься представителем лицензирующего органа по описи. Копия описи с отметкой о дате приема этих документов либо мотивированный отказ в приеме заявления к рассмотрению возвращается соискателю лицензии или его уполномоченному представителю:
– при личном представлении документов – в день приема под роспись соискателю лицензии или его уполномоченному представителю;
– при представлении документов по почте или в виде электронного документа – не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем поступления их в лицензирующий орган, направляется соискателю лицензии по почте заказным письмом с заказным уведомлением о получении или по электронной почте в виде электронного документа.
Срок рассмотрения лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии, как правило, не должен быть более 15 рабочих дней со дня приема документов. Однако этот срок может быть продлен на период проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, но не более чем на 10 рабочих дней, если иное не предусмотрено Положением о лицензировании или другими законодательными актами.
Для проведения экспертизы между лицом, которым будет проводиться соответствующая экспертиза, и соискателем лицензии (лицензиатом) заключается договор о проведении экспертизы.
Договор должен содержать сведения об объекте экспертизы, сроки ее проведения, смету расходов на проведение экспертизы, порядок оплаты экспертизы, ответственность сторон и другие условия по соглашению сторон.
В ходе проведения экспертизы соискатель лицензии (лицензиат) имеет право:
– присутствовать при проведении экспертизы и давать необходимые для эксперта пояснения;
– представлять дополнительные документы;
– знакомиться с результатами экспертизы.
Результаты экспертизы должны свидетельствовать о соответствии или несоответствии возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям.
Расходы, связанные с проведением экспертизы, возмещаются соискателем лицензии (лицензиатом) в порядке, установленном договором о проведении экспертизы.
Лицензирующий орган по результатам рассмотрения заявления о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документов, а также материалов по результатам оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям в соответствии с п. 23 Положения о лицензировании принимает одно из следующих решений:
– о выдаче лицензии ее соискателю;
– об отказе в выдаче лицензии ее соискателю;
– об отказе в выдаче лицензии ее соискателю по одному или нескольким обособленным подразделениям в отношении одной или нескольких составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг и выдаче лицензии ее соискателю по иным обособленным подразделениям в отношении иных составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг, указанных соискателем лицензии в заявлении о ее выдаче.
Отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности осуществления соискателем лицензии лицензируемого вида деятельности не допускается.
Надо сказать, что при отказе в выдаче лицензии на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии с подп. 4.1 п. 4 ст. 292 НК плательщику производятся возврат или зачет 90% уплаченной госпошлины.
О принятом решении лицензирующий орган письменно уведомляет соискателя лицензии в течение 3 рабочих дней со дня принятия этого решения.
С 1 июля 2020 г. днем получения лицензии считается день внесения соответствующих сведений о ней в Реестр, к данным которого обеспечен круглосуточный свободный доступ всем заинтересованным на безвозмездной основе.
Лицензия выдается соискателю либо его уполномоченному представителю при предъявлении документов, удостоверяющих личность, и документов, подтверждающих полномочия.
В обособленных подразделениях юридического лица, на торговых и иных объектах (в местах), где осуществляется лицензируемый вид деятельности, должны находиться копии лицензии, скрепленные подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также информация о месте ознакомления с подлинником лицензии.
В случае утраты лицензии лицензиату может быть выдан ее дубликат.
Случаи и порядок внесения изменений в лицензии
Изменения и дополнения в лицензию необходимы в случаях:
– изменения наименования, местонахождения лицензиата – юридического лица, иностранной организации или фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), регистрации по месту жительства лицензиата – физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя;
– вступления в силу решения лицензирующего органа либо вступления в законную силу решения суда о прекращении действия лицензии по одному или нескольким обособленным подразделениям в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории, если предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории Беларуси, при условии сохранения действия лицензии в непрекращенной части;
– изменения законодательства, влекущего необходимость внесения изменений и (или) дополнений в лицензию, если иной срок не предусмотрен соответствующим нормативным правовым актом;
– изменения иных сведений, указанных в лицензии.
Лицензиат обязан в месячный срок обратиться в соответствующий лицензирующий орган для внесения в лицензию изменений и (или) дополнений. Месячный срок для обращения в данном случае исчисляется со дня наступления, регистрации или вступления в силу соответствующих обстоятельств.
Для внесения в лицензию изменений и (или) дополнений лицензиат либо его уполномоченный представитель представляет в лицензирующий орган:
– заявление с приложением документов (их копий), подтверждающих необходимость внесения в лицензию изменений и (или) дополнений. При внесении в лицензию изменений и (или) дополнений в случае изменения местонахождения лицензиата – юридического лица заявление должно содержать сведения о дате направления в регистрирующий орган уведомления об изменении местонахождения лицензиата – юридического лица либо предоставляется документ, свидетельствующий о государственной регистрации соответствующих изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы этого лицензиата – юридического лица;
– документ об уплате государственной пошлины за внесение в лицензию изменений и (или) дополнений, за исключением случаев внесения таких изменений и (или) дополнений в связи с изменением законодательства;
– другие документы, предусмотренные Положением о лицензировании для конкретного лицензируемого вида деятельности либо определенные Президентом.
Если иное не предусмотрено Положением о лицензировании, лицензирующий орган принимает документы, представленные для внесения изменений и (или) дополнений в лицензию, рассматривает их и выносит соответствующее решение в порядке, установленном для выдачи лицензии.
Внесение в лицензию изменений и (или) дополнений в части включения в нее сведений об обособленных подразделениях, расширения перечня составляющих лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг либо территории действия лицензии до истечения одного года со дня принятия решения об отказе во внесении в лицензию изменений и (или) дополнений в связи с выявлением в представленном лицензиатом заявлении и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, либо прекращения действия лицензии по тем же обособленным подразделениям, в отношении тех же составляющих лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг либо на той же территории не допускается.
Исключение составляют случаи, когда действие лицензии прекращено:
– в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата – юридического лица, индивидуального предпринимателя;
– при реорганизации лицензиата – юридического лица (за исключением случаев реорганизации лицензиата – юридического лица в форме преобразования, выделения либо присоединения к нему другого юридического лица);
– на основании письменного уведомления лицензиатом лицензирующего органа о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности.
Грубые нарушения лицензионных требований и законодательства о лицензировании в области производства, оборота алкогольной продукции и табачных изделий. Ответственность и последствия
Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий, касающихся деятельности, связанной с производством алкогольной продукции и табачных изделий, являются:
– производство коньяков, бренди и коньячных напитков негосударственными юридическими лицами, не имеющими доли государства в уставном фонде либо с долей государства в уставном фонде 30% и менее;
– производство плодовых вин с использованием этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, плодовых виноматериалов, сброженно-спиртованных и спиртованных соков иностранного производства;
– изготовление алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта при отключенных приборах учета этих продукции и спирта, либо при отсутствии таких приборов, либо с приборами учета продукции и спирта без средств контроля и (или) действующих поверительных клейм, либо с приборами учета продукции и спирта, не оснащенными фискальной памятью, соответствующей требованиям законодательства;
– использование для маркировки алкогольных напитков и (или) табачных изделий поддельных акцизных марок;
– производство фальсифицированной продукции;
– отсутствие сопроводительных документов, подтверждающих легальность импорта и (или) приобретения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта;
– отсутствие сопроводительных документов, подтверждающих легальность ввоза на территорию РБ, покупку (поставку) табачного сырья;
– производство табачных изделий из неучтенного табачного сырья;
– неоднократное (два раза и более в течение 12 месяцев подряд):
– нарушение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации к алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевому этиловому спирту и табачным изделиям по органолептическим, физико-химическим показателям, используемому сырью и показателям безопасности;
– нарушение требований законодательства об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий.
Действие лицензии может быть приостановлено или прекращено в порядке, предусмотренном в Положении о лицензировании, в т.ч. по одному или нескольким указанным в этой лицензии видам (группам) продукции.
Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий в сфере оптовой торговли и хранения алкогольной продукции и табачных изделий являются:
– торговля алкогольными напитками, табачными изделиями и (или) хранение таких напитков и изделий без акцизных марок, специальных марок и (или) специальных знаков, если маркировка указанных напитков и изделий этими марками, знаками предусмотрена законодательными актами, а также с поддельными акцизными марками и (или) специальными марками;
– торговля алкогольными напитками, непищевой спиртосодержащей продукцией, непищевым этиловым спиртом, табачными изделиями без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия указанных напитков, продукции, спирта и изделий требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
– торговля алкогольными напитками, непищевой спиртосодержащей продукцией, непищевым этиловым спиртом, табачными изделиями и (или) хранение таких напитков, продукции, изделий без наличия сопроводительных документов, подтверждающих легальность их импорта в Беларусь и (или) приобретения (поставки);
– наличие у лицензиата просроченной задолженности 2 раза и более в течение календарного года по расчетам за поставленные алкогольные напитки, табачные изделия;
– продажа фальсифицированных алкогольных напитков и табачных изделий, а также продажа 2 раза и более в течение календарного года алкогольных напитков, табачных изделий, не соответствующих по физико-химическим показателям, показателям безопасности обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, если такие несоответствия возникли в результате нарушения лицензиатом условий хранения и реализации алкогольных напитков, табачных изделий.
Действие данной лицензии может быть приостановлено или прекращено в порядке, предусмотренном в Положении о лицензировании, в т.ч. по одному или нескольким указанным в этой лицензии торговым объектам, включая складские помещения.
Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий в сфере розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями являются:
– торговля алкогольными напитками, табачными изделиями без наличия сопроводительных документов, подтверждающих легальность их приобретения (поставки);
– торговля алкогольными напитками, табачными изделиями без акцизных марок и (или) специальных марок, если маркировка данных напитков и изделий этими марками предусмотрена законодательными актами, а также с поддельными акцизными марками и (или) специальными марками;
– торговля алкогольными напитками, табачными изделиями без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия данных напитков, изделий требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
– осуществление розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями в местах, где она запрещена актами законодательства, а также в местах, не установленных лицензиату местным исполнительным и распорядительным органом;
– наличие просроченной задолженности 2 раза и более в течение календарного года по расчетам за поставленные алкогольные напитки либо табачные изделия;
– продажа фальсифицированных алкогольных напитков и табачных изделий, а также продажа 2 раза и более в течение календарного года алкогольных напитков, табачных изделий, не соответствующих по физико-химическим показателям, показателям безопасности обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, если такие несоответствия возникли в результате нарушений лицензиатом условий хранения и реализации алкогольных напитков, табачных изделий;
– установление в договорах, предусматривающих поставки алкогольных напитков, табачных изделий, иных гражданско-правовых договорах вознаграждений за осуществление лицензиатом операций, относящихся к торгово-технологическому процессу.
Действие лицензии может быть приостановлено или прекращено в порядке, предусмотренном в Положении о лицензировании, в т.ч. по одному или нескольким указанным в этой лицензии торговым объектам и (или) объектам общественного питания.
Следует сказать, что лица, виновные в нарушении законодательства Беларуси в области производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий, несут ответственность в зависимости от серьезности правонарушения – от вынесения предупреждения или приостановления лицензии до наложения штрафа, конфискации предмета административного правонарушения, конфискации до 100% суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или лишения права заниматься определенной деятельностью.
Однако на данном этапе существует тенденция к ослаблению ответственности.
Предусмотрено, что лицензирующий орган в случае совершения лицензиатом негрубых нарушений законодательства о лицензировании будет принимать решение о вынесении лишь требования (предписания) об устранении выявленного нарушения со сроком для устранения не более 6 месяцев. Будут приниматься во внимание только те нарушения, которые не устранены на момент их выявления или в ходе проведения проверки (п. 75 Положения о лицензировании).
При выявлении грубого нарушения лицензирующий орган одновременно с вынесением требования (предписания) вправе приостановить действие лицензии до устранения выявленного грубого нарушения, но не более чем на 6 месяцев.
В случае же неустранения лицензиатом выявленных нарушений либо продолжения осуществления лицензируемой деятельности с нарушениями в течение 12 месяцев подряд после представления уведомления лицензирующим органом об устранении аналогичного нарушения, не устраненного на момент его выявления или в ходе проведения проверки, лицензирующий орган вправе принять одно из вышеназванных решений вплоть до прекращения действия лицензии.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая без лицензии, сопряженная с получением дохода в крупном или особо крупном размере, может повлечь за собой негативные последствия вплоть до уголовной ответственности согласно УК (ст. 233).
Полезно знать, что принятое лицензирующим органом решение по вопросам лицензирования может быть обжаловано соискателем лицензии (лицензиатом) в судебном порядке в месячный срок со дня его принятия, а в случае, когда Положением о лицензировании предусмотрена обязанность лицензирующего органа о письменном уведомлении соискателя лицензии (лицензиата) о принятом решении, – в месячный срок со дня получения соискателем лицензии (лицензиатом) соответствующего уведомления.
В случае направления соискателю лицензии (лицензиату) уведомления о принятом решении по вопросам лицензирования по почте либо в виде электронного документа уведомление направляется по последнему известному лицензирующему органу почтовому адресу, адресу местонахождения (регистрации по месту жительства) либо на последний известный лицензирующему органу адрес электронной почты соискателя лицензии (лицензиата) и считается полученным соискателем лицензии (лицензиатом) по истечении 3 рабочих дней со дня направления этого уведомления.