Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Мнения
02.03.2018 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №17 (2121) от 02.03.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как подготовиться к проверке?

Изменение подходов к госконтролю, произошедшее после принятия Указа Президента от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности», требует от субъектов предпринимательства изменить и подходы к системе управления на предприятии.

Переход от плановых проверок к выборочным на практике означает, что будут проверяться не все аспекты деятельности организации, а только те, по которым возможны нарушения. И хотя в настоящее время не установлены критерии риска для выбора предприятий, уже сейчас на основании опыта прошлых лет и сформировавшейся правоприменительной практики можно определить, как минимизировать вероятность проведения выборочной проверки и к чему нужно готовиться, если выборочную или внеплановую проверку все же назначили.

Как избежать проверки

Первый этап подготовки к проверке начинается с организации системы управления бизнесом таким образом, чтобы проверки приходили на предприятия как можно реже. Последнего можно достичь, если учитывать систему рисков, которая применяется в белорусском контроле на протяжении последнего десятилетия.

Система риска состоит из перечня критериев, которые учитываются контролирующими органами при назначении проверки и при соблюдении которых проверки можно избежать. Данные критерии назначения проверки условно можно подразделить на зависящие и не зависящие от предприятия.

К условно независящим критериям можно отнести, например, место регистрации предприятия, связанное с местом жительства учредителей, которое влияет на периодичность назначения выборочной проверки.

Исторически сложилась такая ситуация, что в сельских регионах количество налогоплательщиков существенно меньше, чем в Минске или крупных городах. При этом правоприменительная практика показывает, что чем меньше предприятий зарегистрировано в регионе, тем чаще их проверяют налоговые органы. Последнее обусловлено тем, что «бюд­жетные» планы по штрафам доводятся до всех налоговых инспекций вне зависимости от количества налогоплательщиков. Кроме того, в сельских регионах все предприятия находятся «на виду», а значит, будет больше поводов, чтобы назначить выборочную проверку в 2019 году.

В этой ситуации предприятию нужно выбирать между льготным режимом налогообложения в сельской местности согласно Декрету Президента от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании пред­принимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» и возможностью реже видеть налоговых контролеров на своем предприятии.

Также к условно независимым от предприятия критериям назначения проверки можно отнести вид деятельности и систему налогообложения.

Белорусская правоприменительная практика показывает, что предприятия, производящие подакцизные товары и имеющие большие обороты наличных денежных средств (например, розничная торговля), проверяются налоговыми органами чаще, нежели другие категории налогоплательщиков. Последнее объясняется тем, что у данных предприятий вероятность нарушения законодательства в силу специфики их работы существенно выше, чем у предприятий иных сфер деятельности.

К более рискованным критериям назначения проверок следует также отнести и использование общей системы налогообложения. На практике предприятия, использующие упрощенную систему налогообложения (УСН), проверяются налоговыми органами значительно реже, чем предприятия, использующие общую сис­тему налогообложения. Последнее объяснимо, т.к. найти нарушения у предприятия, применяющего УСН, особенно без учета НДС, значительно труднее, чем у предприятий, уплачивающих налог на прибыль и НДС.

В свою очередь, к зависимым от предприятия критериям назначения налоговой проверки следует отнести показатели работы предприятия, связанные с организацией управленческого и бухгалтерского учета на предприятии.

Так, например, вероятность проведения налоговой проверки на предприятии существенно возрастает, если у субъекта хозяйствования есть договорные отношения с лжепредпринимательскими структурами. Последнего можно избежать, если при заключении договоров сотрудниками предприятия будет учитываться информация о лжепредпринимателях, размещенная на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Существенно снизится вероятность налоговой проверки на предприятии и в случае отсутствия задолженности по платежам в бюджет. Последнее возможно при наличии на предприятии отработанной системы управления денежными потоками, что позволяет ему своевременно рассчитываться по всем своим обязательствам, в т.ч. и перед бюджетом.

Критериями, снижающими вероятность назначения выборочной проверки, также являются своевременность исполнения внешнеэкономических договоров, отсутствие уточняющих налоговых деклараций, достижение рентабельной работы предприятия и т.д. Все указанные факторы зависят от системы управления на предприятии.

Если проверка назначена

Второй этап подготовки к проверке начинается тогда, когда предприятие узнает о своем включении в план выборочных проверок или когда на предприятие приходит предписание о назначении такой проверки. В зависимости от вида проверки будет различным и алгоритм действий руководства.

В случае, если на предприятии назначена выборочная проверка, необходимо провести предварительную проверку деятельности предприятия с целью выявления возможных нарушений. Практика показывает, что наиболее действенным вариантом минимизации нарушений перед выборочной проверкой является приглашение аудитора, который сможет объективно оценить систему бухгалтерского и налогового учета на предприятии, выявить возможные нарушения законодательства.

В ситуации, когда предприятие получает предписание о проведении внеплановой проверки, необходимо оценить вопросы, которые будут проверяться. Как правило, внеплановая проверка назначается в том случае, когда у контролирующих органов есть информация о совершении на предприятии правонарушения.

Соответственно, при внеплановой проверке контролирующие органы изучают только те вопросы, по которым проверяющие уверены в наличии нарушении. В этой связи перед внеплановой проверкой необходимо предварительно оценить, в т.ч. и с помощью аудитора, есть ли у предприятия нарушения по перечисленным в предписании вопросам или нет. Кроме того, необходимо оценить возможности предприятия по оспариванию вопросов, обозначенных в предписании на проверку.

Сразу же следует отметить, что все проверяемые контролирующими органами вопросы условно можно подразделить на оспоримые и неоспоримые нарушения.

Так, согласно сложившейся белорусской правоприменительной практике к практически неоспоримым вопросам от­носятся случаи нарушения сроков внешнеэкономических сделок или заключения договоров с лжепредпринимательскими структурами. Все остальные проблемные вопросы, которые проверяют контролирующие органы, можно оспорить. Чтобы повысить вероятность оспаривания возможных нарушений, предприятие должно придерживаться определенной тактики поведения, о чем будет рассказано в следующем материале.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений