Как отрегулировать социальное предпринимательство

В Беларуси пока нет законодательного определения понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие». Но в стране есть компании, которые занимаются именно такой деятельностью.
Например, к ним можно отнести предприятия, учрежденные некоммерческими организациями, которые участвуют в достижении социальных целей своего учредителя: от трудоустройства представителей социально уязвимой категории населения до решения культурных, образовательных, экологических и других проблем. Анализ показывает, что к социальным можно отнести около 150–200 белорусских субъектов. Существующие сегодня в нашей стране меры их поддержки можно разделить на две группы:
– поддержка трудоустройства представителей социально уязвимой категории населения;
– поддержка деятельности (производство товаров, оказание услуг), связанной с решением социальных проблем.
Эти меры предоставляются избирательно и бессистемно. С их применением на практике часто возникают сложности. Например, имеется ряд преференций для нанимателей, трудоустраивающих людей с инвалидностью: освобождение от НДС, налогов на прибыль, на недвижимость и на землю, льготы при уплате страховых взносов в Белгосстрах и ФСЗН, понижающие коэффициенты к арендной плате, применение преференциальной поправки при участии в госзакупках, компенсация расходов на создание рабочих мест для инвалидов и на адаптацию инвалидов к трудовой деятельности. Но правила предоставления всех этих льгот имеют исключения и особенности, усложняющие их применение. Так, основанием для освобождения предприятий, использующих труд людей с инвалидностью (если их численность не менее 50%), от НДС служит сертификат, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, об отнесении товаров (работ, услуг) к собственному производству, который выдается отдельно на каждый вид работ и услуг. Процедура сертификации является довольно дорогой для таких компаний, а срок действия сертификата – не более года. Для сравнения: в России и Казахстане аналогичный сертификат выдается сроком на 1–3 года.
От налога на прибыль освобождается прибыль организаций (до 10%), переданная общественным объединениям, а также учрежденным ими унитарным предприятиям или использованная на оплату счетов этих организаций и предприятий. Эта норма распространяется только на 13 общественных объединений. Было бы правильнее просто льготировать сумму безвозмездной (спонсорской) помощи, переданную любому общественному объединению или учрежденному им унитарному предприятию.
Льготы по налогу на недвижимость сейчас имеют только 3 общественных объединения. Целесообразно расширить круг бенефициаров этой льготы независимо от того, кто их учредители, учитывая важность социального эффекта от трудоустройства и трудовую реабилитацию людей с инвалидностью. Также от земельного налога освобождаются земельные участки унитарных предприятий общественных объединений инвалидов, занятые принадлежащими им объектами здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства. Но для получения такой льготы необходимо доказать, что на принадлежащем общественному объединению объекте осуществляются именно такие функции, в т.ч. по социальному обеспечению. Между тем его определения нет в белорусском законодательстве.
Указом от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» был введен понижающий коэффициент 0,1 за площади, арендуемые индивидуальными предпринимателями и организациями, при числе работающих инвалидов на арендуемых площадях более 50%. Но арендная плата рассчитывается по формуле, включающей коэффициент спроса на недвижимое имущество, его технического состояния и коммерческой выгоды – от 0,5 до 3. Этот коэффициент определяется арендодателем на основании субъективных критериев, особенно когда не требуется согласование с госорганами. На практике арендодатели, узнав, что арендатор имеет право на понижающий коэффициент, умышленно подставляют максимально возможный коэффициент спроса, стараясь увеличить свою прибыль. Это сводит к минимуму льготу, даже если арендуемый объект фактически не пользуется спросом и ранее предоставлялся в аренду с меньшим коэффициентом.
Поддержка социальных предприятий возможна в сфере госзакупок. В соответствии с постановлением Совмина от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона «О госзакупках товаров (работ, услуг)» применяется преференциальная поправка в размере 25% для предприятий, в которых численность инвалидов составляет не менее 50%, в случае предложения ими товаров (работ, услуг) собственного производства. Но применение такой преференции при проведении закупки из одного источника не предусмотрено, а ведь именно такой вид госзакупки сегодня является самым распространенным. Полагаем, что необходимо делать процесс госзакупок более доступным для социальных предприятий, например, предусмотреть, что государственный заказчик обязан осуществлять закупки у социально ориентированных предприятий в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок. Похожая норма существует в России.
Прогрессивной мерой поддержки является государственное финансирование создания и сохранения рабочих мест для инвалидов, а также приобретения с этой целью специализированного оборудования. Это предусмотрено постановлением Совмина от 2.02.2009 № 128. Но на практике получить компенсацию удается только при трудоустройстве людей с инвалидностью по заданию местных исполнительных и распорядительных органов. Процедура формирования таких заданий может занимать до 1,5 лет. Это заставляет субъектов хозяйствования отказаться от возможностей компенсации или вообще от идеи создания рабочих мест для инвалидов. Кроме того, несмотря на отсутствие соответствующего требования в законодательстве, нанимателей часто предупреждают о том, что компенсироваться будут расходы на приобретение только белорусского оборудования, которое не всегда отвечает потребностям работника-инвалида. К тому же компенсация затрат предусмотрена только после приобретения необходимого оборудования. Но поскольку у социальных предприятий всегда не хватает собственных средств, субсидирование выглядело бы более уместным.
В Беларуси предусмотрены и льготы для нанимателей, трудоустраивающих людей, освобожденных из мест лишения свободы: компенсация затрат на выплату зарплаты и суммы обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН.
Однако в соответствии с Законом «О социальном обслуживании» такое обслуживание может осуществляться в отношении всех граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это малообеспеченность, сиротство, отсутствие определенного места жительства, безработица, наличие инвалидности, неспособность к самообслуживанию, утрата социальных связей, наличие в семье ребенка с особенностями психофизического развития, нанесение ущерба в результате стихийных бедствий и прочие. Вероятно, деятельность социальных предприятий не должна ограничиваться только поддержкой трудоустройства людей с инвалидностью. Она вполне может распространяться на всех лиц, находящихся в перечисленных трудных жизненных ситуациях. При этом господдержку также необходимо распространять на любые предприятия, содействующие решению или смягчению проблем этих граждан.
К мерам поддержки деятельности предприятий, занимающихся решением социальных проблем, можно отнести поддержку МСБ, бизнеса в сельской местности, освобождение от налога на прибыль производителей протезно-ортопедических изделий, лечебно-трудовые профилактории, организацию культурной деятельности и др., а также освобождение от НДС предприятий, работающих в сфере медицинских и социальных услуг, культуры, образования и т.п. Эти меры немногочисленны, не систематизированы и не всегда учитывают потребности самих предприятий. Так, сегодня не вправе применять упрощенную систему налогообложения частные унитарные предприятия, собственником имущества которых является юридическое лицо, в т.ч. учрежденные некоммерческими организациями. Обоснованность такого ограничения вызывает сомнения и негативно влияет на развитие социального предпринимательства в Беларуси.
Внедрение понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» позволило бы систематизировать меры поддержки и закрепить их за указанными категориями хозяйствующих субъектов.
Для стимулирования развития социального предпринимательства можно рекомендовать создание общенационального реестра социальных предприятий, разработку товарного знака для обозначения продукции социальных предприятий, предоставление субъектам социального предпринимательства во владение или в пользование на льготной и долгосрочной основе объекты государственного имущества, разработку финансовых инструментов поддержки социальных предприятий, а также предоставление им права на размещение рекламы на безвозмездной основе или на льготных условиях.