Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Мнения
01.12.2017 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как отрегулировать социальное предпринимательство

В Беларуси пока нет законодательного определения понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие». Но в стране есть компании, которые занимаются именно такой деятельностью.

Например, к ним можно от­нести предприятия, учреж­ден­ные некоммерческими ор­ганизациями, которые участвуют в достижении социальных целей своего учредителя: от трудоустройства представителей социально уязвимой категории населения до решения культурных, образовательных, экологических и других проб­лем. Анализ показывает, что к социальным можно отнести около 150–200 белорусских субъектов. Существующие сегодня в нашей стране меры их поддержки можно разделить на две группы:

– поддержка трудоустройства представителей социально уязвимой категории населения;

– поддержка деятельности (производство товаров, оказание услуг), связанной с решением социальных проблем.

Эти меры предоставляются избирательно и бессистемно. С их применением на практике часто возникают сложности. Например, имеется ряд преференций для нанимателей, трудоустраивающих людей с инвалидностью: освобождение от НДС, налогов на прибыль, на недвижимость и на землю, льготы при уплате страховых взносов в Белгосстрах и ФСЗН, понижающие коэффициенты к арендной плате, применение преференциальной поправки при участии в госзакупках, компенсация расходов на со­здание рабочих мест для инвалидов и на адаптацию инвалидов к трудовой деятельности. Но правила предоставления всех этих льгот имеют исключения и особенности, усложняющие их применение. Так, основанием для освобождения пред­приятий, использующих труд людей с инвалидностью (если их численность не менее 50%), от НДС служит сертификат, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, об отнесении товаров (работ, ус­луг) к собственному производству, который выдается от­дельно на каждый вид работ и услуг. Процедура сертификации является довольно дорогой для таких компаний, а срок действия сертификата – не  более года. Для срав­нения: в России и Казахстане аналогичный сертификат выдается сроком на 1–3 года.

От налога на прибыль освобождается прибыль организаций (до 10%), переданная об­щественным объединениям, а также учрежденным ими унитарным предприятиям или использованная на оплату счетов этих организаций и пред­приятий. Эта норма распространяется только на 13 общественных объединений. Было бы правильнее просто льготировать сумму безвозмездной (спонсорской) помощи, переданную любому общественному объединению или учреж­денному им унитарному пред­приятию.

Льготы по налогу на недвижимость сейчас имеют только 3 общественных объединения. Целесообразно расширить круг бенефициаров этой льготы независимо от того, кто их учредители, учитывая важность социального эффекта от трудоустройства и трудовую реабилитацию людей с инвалидностью. Также от земельного налога освобождаются земельные участки унитарных предприятий общественных объединений инвалидов, занятые принадлежащими им объектами здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства. Но для получения такой льготы необходимо доказать, что на принадлежащем общественному объединению объекте осуществляются именно такие фун­кции, в т.ч. по социальному обеспечению. Между тем его оп­ределения нет в белорусском законодательстве.

Указом от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» был введен понижающий коэффициент 0,1 за площади, арендуемые индивидуальными предпринимателями и организациями, при числе работающих инвалидов на арен­дуемых площадях более 50%. Но арендная плата рас­считывается по формуле, включающей коэффициент спроса на недвижимое имущество, его технического состояния и коммерческой выгоды – от 0,5 до 3. Этот коэффициент определяется арендодателем на основании субъективных критериев, особенно когда не требуется согласование с госорганами. На практике арендодатели, узнав, что арендатор имеет право на понижающий коэффициент, умышленно подставляют максимально возможный коэффициент спроса, стараясь увеличить свою прибыль. Это сводит к минимуму льготу, даже если арендуемый объект фактически не пользуется спросом и ранее предоставлялся в аренду с меньшим коэффициентом.

Поддержка социальных пред­приятий возможна в сфере госзакупок. В соответствии с постановлением Совмина от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона «О госзакупках товаров (работ, услуг)» применяется преференциальная поправка в размере 25% для предприятий, в которых численность инвалидов составляет не менее 50%, в случае предложения ими товаров (работ, услуг) собственного производства. Но применение такой преференции при проведении закупки из одного источника не предусмотрено, а ведь именно такой вид госзакупки сегодня является самым рас­пространенным. Полагаем, что необходимо делать процесс госзакупок более доступным для социальных предприятий, например, предусмотреть, что государственный заказчик обя­зан осуществлять закупки у социально ориентированных пре­д­приятий в объеме не менее 15% совокупного годового объ­ема закупок. Похожая норма существует в России.

Прогрессивной мерой под­держки является государст­венное финансирование создания и сохранения рабочих мест для инвалидов, а также приобретения с этой целью специализированного оборудования. Это предусмотрено постановлением Совмина от 2.02.2009 № 128. Но на практике получить компенсацию удается только при трудоустройстве людей с инвалидностью по заданию местных исполнительных и распорядительных органов. Процедура формирования таких заданий может занимать до 1,5 лет. Это заставляет субъектов хозяйствования отказаться от возможностей ком­пенсации или вообще от идеи создания рабочих мест для инвалидов. Кроме того, не­смотря на отсутствие соответствующего требования в законодательстве, нанимателей ча­с­то предупреждают о том, что компенсироваться будут расходы на приобретение только белорусского оборудования, которое не всегда отвечает по­требностям работника-инвалида. К тому же компенсация затрат предусмотрена только после приобретения необходимого оборудования. Но по­скольку у социальных предприятий всегда не хватает собст­венных средств, субсидирование выглядело бы более уместным.

В Беларуси предусмотрены и льготы для нанимателей, трудоустраивающих людей, освобожденных из мест лишения свободы: компенсация затрат на выплату зарплаты и суммы обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН.

Однако в соответствии с Законом «О социальном обслуживании» такое обслуживание может осуществляться в отношении всех граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это малообеспеченность, сиротство, отсутствие определенного места жительства, безработица, наличие инвалидности, неспособность к самообслуживанию, утрата социальных связей, наличие в семье ребенка с особенностями психофизического развития, нанесение ущерба в результате стихийных бедствий и прочие. Вероятно, деятельность социальных предприятий не должна ограничиваться только поддержкой трудоустройства людей с инвалидностью. Она вполне может распространяться на всех лиц, находящихся в перечисленных трудных жизненных ситуациях. При этом господдержку также необходимо распространять на любые предприятия, содействующие решению или смяг­чению проблем этих граждан.

К мерам поддержки деятельности предприятий, занимающихся решением социальных проблем, можно отнести под­держку МСБ, бизнеса в сельской местности, освобождение от налога на прибыль производителей протезно-­ортопедических изделий, лечебно-трудовые профилактории, организацию культурной деятельности и др., а также освобождение от НДС пред­приятий, работающих в сфере медицинских и социальных услуг, культуры, об­разования и т.п. Эти меры не­многочисленны, не систематизированы и не всегда учитывают потребности самих пред­приятий. Так, сегодня не вправе применять упрощенную сис­тему налогообложения част­ные унитарные предприятия, соб­ственником имущества которых является юридическое лицо, в т.ч. учрежденные некоммерческими организациями. Обоснованность такого ограничения вызывает сомнения и негативно влияет на развитие социального пред­принимательства в Беларуси.

Внедрение понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» по­зволило бы систематизировать меры поддержки и закрепить их за указанными категориями хозяйствующих субъектов. 

Для стимулирования развития социального предпринимательства можно рекомендовать создание общенационального реестра социальных пред­приятий, разработку товарного знака для обозначения продукции социальных предприятий, предоставление субъектам социального предпринимательства во владение или в пользование на льготной и долгосрочной основе объекты государственного имущества, разработку финансовых инструментов поддержки социальных предприятий, а также предоставление им права на размещение рекламы на безвозмездной основе или на льготных условиях.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by