Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как отказаться от пенсии, чтобы увеличить ее размер

Законодательством о пенсионном обеспечении предусмотрена возможность увеличения размера назначенной пенсии по возрасту при условии продолжения работы без ее получения. Если работник намерен продолжить работу по достижении пенсионного возраста и воспользоваться официально предоставленным ему правом отказаться от пенсии, наниматель обязан задокументировать такой отказ.

Если работник вашей организации, который в этом году достигнет пенсионного возраста, планирует не только продолжить работу, но и воспользоваться правом отказаться от пенсии в целях последующего увеличения ее размера, придется подготовить дополнительно несколько документов. Пенсия ему все равно должна быть назначена в установленном порядке, но также необходимо определить и зафиксировать срок, в течение которого работник вправе продолжать работу и не получать назначенную пенсию. Это важно для дальнейшего перерасчета пенсии.

Согласно ст. 231 Закона от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) при продолжении работы без получения государственной пенсии после назначения пенсии по возрасту на общих основаниях размер пенсии по возрасту увеличивается на:

– 6, 8, 10 и 12% заработка, из которого исчисляется пенсия, – соответственно за каждый полный первый, второй, третий и четвертый годы работы, на 14% такого заработка – за полный пятый и каждый последующий год работы. Указанные размеры увеличения пенсии суммируются между собой;

– 1% заработка, из которого исчисляется пенсия, – за каждые полные 2 месяца неполного года работы. Данный размер увеличения пенсии суммируется с размерами увеличения пенсии, предусмотренными в предыдущем абзаце.

Право на увеличение пенсии предоставляется за периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в ФСЗН.

Таким образом, для увеличения размера пенсии прежде всего необходимо, чтобы пенсия была назначена в установленном порядке.

Назначение пенсий осуществляется в соответствии с Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утв. приказом Минсоцзащиты от 23.05.1997 № 44 (далее – Положение № 44).

В организации работа по назначению пенсий начинается с ежегодного составления списков сотрудников, ожидающих назначения пенсии. Согласно п. 29 Положения № 44 в начале каждого года на всех работников, которые в следующем году достигают пенсионного возраста и приобретают право на пенсию (в т.ч. при пониженном возрасте), работодателем на основании их личных карточек и трудовых книжек составляются списки. Этот перечень ведется в хронологическом порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию. В списке должны быть указаны: фамилия, имя, отчество работника, день, месяц и год его рождения, должность (профессия) и наименование структурного подразделения, основания назначения пенсии, общий и специальный стаж работы.

Форма списка определена приложением 1 к Методическим рекомендациям по организации на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, кооперативах и иных субъектах хозяйствования работы по оформлению и представлению документов к назначению пенсий, утв. приказом Минсоцзащиты от 14.03.1996 № 8 (далее – Методические рекомендации № 8).

В отношении работников, включенных в указанные списки, работодатель осуществляет предварительную подготовку документов для назначения им пенсий, включая документы, подтверждающие право на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет. При необходимости должны быть приняты меры по истребованию недостающих документов, а в соответствующих случаях – розыску свидетелей, которые, по мнению работника, могли бы подтвердить периоды его работы (п. 30 Положения № 44).

На основе всех собранных документов работодатель оформляет представление для назначения пенсии по форме согласно приложению 4 к Методическим рекомендациям № 8.

Работодатель за месяц до достижения работником пенсионного возраста и приобретения права на пенсию извещает его о порядке обращения за пенсией (п. 31 Положения № 44). Такое извещение должно быть направлено работнику в письменной форме заказным письмом или вручено лично под роспись. В извещении работнику необходимо разъяснить нормы Закона и Положения № 44, регулирующие порядок обращения работника за назначением пенсии.

Согласно ч. 1 ст. 75 Закона работающие граждане (и члены их семей в случае потери кормильца) подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Заявление о назначении пенсии заполняется заявителем по установленной форме и регистрируется в журнале регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий (п. 32 Положения № 44). Заявление о назначении пенсии оформляется в соответствии с приложением 3 к Методическим рекомендациям № 8. Журнал регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий работников и членов их семей ведется нанимателем по форме, установленной приложением 3а к Методическим рекомендациям № 8.

Законодательством не определен порядок отказа работника от получения назначенной пенсии на определенный период для увеличения ее размера. Но очевидно, что для такого отказа необходимо волеизъявление работника, которое может быть доведено до сведения нанимателя не иначе, как путем подачи заявления. Форма такого заявления законодательством не установлена, поэтому оно может быть написано в произвольной форме. Принципиально указать в заявлении конкретный период, в течение которого работник просит не выплачивать ему назначенную пенсию. В зависимости от продолжительности такого периода в дальнейшем при перерасчете пенсии будет применен соответствующий процент ее увеличения. Заявление об отказе от получения назначенной пенсии может быть приобщено к документам о назначении пенсии и вместе с ними передано в орган по труду, занятости и социальной защите.

Работодатель в 10-дневный срок со дня регистрации заявления о назначении пенсии оформляет все необходимые документы и свое представление, знакомит с ним заявителя (под расписку в представлении) и рассматривает вопрос о возможности представления данного работника к назначению пенсии. При положительном решении вопроса о возможности представления работника к назначению пенсии заявление о назначении пенсии, представление и все документы передаются в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя. Вместе с этими документами в орган занятости передается заявление работника об отказе от получения назначенной пенсии на определенный период. Если работодатель собрал не все необходимые документы, в районное (городское) управление (отдел) занятости передаются имеющиеся бумаги с указанием причины отсутствия недостающих документов. Впоследствии недостающие документы представляются в сроки, предусмотренные п. 5 Положения № 44. Документы, необходимые для назначения пенсии, определяются в соответствии с п.п. 7–25 Положения № 44.

По окончании срока, в течение которого работнику по его заявлению не выплачивалась пенсия, работник подает в соответствующий орган занятости заявление о перерасчете пенсии с учетом ее повышения, причитающегося работнику в соответствии со ст. 231 Закона.

При перерасчете пенсии в связи с ее увеличением по основанию, предусмотренному ст. 231 Закона, прилагается справка о периоде, в течение которого пенсионеру во время работы по его заявлению выплата пенсии не производилась (п. 13 Положения № 44).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by