Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как оценить конкурентоспособность региона

 «ЭГ» излагает методологию оценки конкурентоспособности регионов Беларуси, называет причины снижения конкурентоспособности регионов в динамике, предлагает перечень мер для повышения их конкурентоспособности.

Подведение итогов

Экономические и финансовые службы белорусских предприятий в регионах готовят или уже подготовили материалы о выполнении годовых прогнозных показателей. Мы ожидаем увидеть в них сравнение абсолютных величин 2017 г. с плановыми значениями и величинами тех же показателей 2016 г. Вероятность обнаружить в таких отчетах сравнения относительных показателей текущего года в сравнении с предыдущим невелика. Как и найти анализ относительных показателей в сравнении с другими регионами.

Почему? Наиболее правдоподобным объяснением представляется то, что вместо положительной оценки руководителям ряда регионов придется выслушать негатив в свой адрес, поскольку добиваться успехов на фоне других гораздо сложнее.

По данным Минэкономики, по состоянию на декабрь 2012 г. 85% районов республики отставали в развитии от среднего уровня своей области по критерию «приходится выручки на одного занятого в два и более раза»: в Брестской области – 13, Витебской – 23, Гомельской – 20, Гродненской – 17, Минской – 13, Могилевской – 18 районов. За пять лет ситуация не изменилась в лучшую сторону.

Эффективность управления экономикой региона сложно зафиксировать сравнением уровня достижения про­гнозных показателей текущего года и сравнением уровней текущего и предыдущего года, как это ежегодно делает Минэкономики. Мы предлагаем рас­смотреть долгосрочную конкурентоспособность белорусского региона, когда проявляются результаты стратегических решений руководства областного уровня.

Под давлением прибыли

Под конкурентоспособностью региона будем понимать его способность поднимать уровень реальной зарплаты, оставаясь конкурентоспособным на мировых и региональных рынках.

Последнее мы определим через рост прибыли. Наличие (отсутствие) прибыли у компаний региона сообщает нам, какими видами деятельности стоит заниматься и какие продукты более экономично производить, а также каковы более экономичные способы для их производства.

Одна из функций прибыли – оказывать постоянное давление на руководителей конкурентоспособных компаний, чтобы они и в дальнейшем внедряли меры по экономии и повышению эффективности вне зависимости от того, в какой мере они уже были внедрены. Прибыль, получаемая компанией на протяжении многих лет, свидетельствует о правильной бизнес-модели, ее устойчивости, действенной стратегии и способности ее реализовывать во времени.

Шаг вперед, два назад

Есть ли хотя бы один регион в республике, повысивший свою конкурентоспособность по сравнению с центром за последние 13 лет?

Доля занятых в пяти регионах – Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской и Могилевской областях медленно (от 0,19 процентных пункта в Брестской области до 1,11 процентных пункта (п.п.) в Витебской), но верно уменьшается (все расчеты проведены по данным Белстата). Только г. Минск и Минская область нарастили долю занятых (1,93 и 1,36 п.п. соответственно).

Еще в средние века было известно: если регион теряет рабочую силу, экономика в нем устроена не должным образом. Представляется, что регионы, в которых целесообразно концентрировать экономически активное население, – это те, где уровень прибыли в расчете на одного занятого выше. К регионам с непропорционально большей долей создания прибыли по сравнению с долей занятых в них относятся г. Минск и Минская область (в среднем за 13 лет – 103,6% к уровню г. Минска) и в первые годы периода исследования – Гомельская область (79,8%). Одна из причин – концентрация персонала, занятого научными исследованиями и разработками в этих трех регионах Беларуси (на оставшиеся 4 об­ласти приходится менее 10% персонала), что притягивает новые производства из-за рубежа.

При этом в начале исследования (2004–2006 гг.) по отношению к трем последним годам периода (2014– 2016 гг.) соотношение долей чистой прибыли прибыльных районов и городов региона и занятых в г. Минске и Минской области увеличилось с 1,16 до 1,63 и с 1,20 до 1,57 раза соответственно (конкурентоспособность по сравнению с другими регионами возросла). В Гомельской области данное соотношение сократилось с 1,57 до 0,94 (по-видимому, регион уже на стыке 2006– 2007 гг. исчерпал потенциал традиционных источников создания прибыли).

Из регионов с непропорционально малой долей прибыли по сравнению с долей занятых в нем (а значит, последние места с точки зрения целесообразности концентрации в них рабочей силы) наибольшие «потери» в Витебской (-5,94 п.п.) и Могилевской областях (-1,2 п.п.).

С точки зрения распределения ресурсов в экономике республики такая ситуация свидетельствует о неспособности открыть новые источники прибыли в регионах. Например, как это сделали Витебская область в 2012 г. (59,2% чистой прибыли на одного занятого в регионе к прибыли на одного занятого в г. Минске, что на 10,2 п.п. выше средней по региону за период) и Минская область в 2008 и 2011 гг. (154,4 и 153,7%, соответственно, что более чем на 50 п.п. выше средней по региону за период).

Наличие или отсутствие прибыли в регионе показывает, насколько правильно распределены активы в регионе в стратегическом плане. Считаем, что 13 лет достаточно, чтобы распознать прибыльные (с высокооплачиваемыми рабочими местами) бизнесы, привлечь их в регион или создать, используя кадровый потенциал региона, вывести на рентабельную работу и зафиксировать результаты.

Ключевым фактором в объяснении разницы в уровне прибылей регионов является наличие предприятий с возрастающей отдачей по экспоненте или ее отсутствием. Ошибки в политике протекционизма предприятий и отраслей на региональном уровне ведут к нестабильности в доле прибыли региона.

Отметим, что города, в которых располагаются районная администрация и присутствует только многочисленный сельскохозяйственный сектор, и города с современной промышленностью и наукоемкой сферой услуг по способности притягивать прибыль в регион несопоставимы.

Можно возразить, мол, такая структура производств досталась региону в наследство от СССР. Но смысл управления экономикой региона и заключается в том, чтобы ускорить появление новых производств, задать темп изменения структуры в лучшую сторону, сохранять темп изменения на протяжении ряда лет и не допускать отката назад. Например, в Германии компании мирового класса (за исключением компаний ряда отраслей) размещаются в малых городах и сельской местности.

В соотношении номинальной начисленной среднемесячной зарплаты работников по регионам и г. Минску (принято за 100%) за период 1990–2016 гг. выделяется 1992 г., когда уровень номинальной начисленной зарплаты в регионах в наибольшей мере приблизился к уровню г. Минска (от 80,3% в Брестской до 93,1% в Гомельской).

В последующие годы (1995 и 2000 гг.) разрыв между уровнем зарплаты в г. Минске и регионами увеличился, и ни один из них значения пикового года достичь не сумел: все области стабильно «падают» с 2005 г. (с незначительными затухающими подъемами в отдельные годы).

Причина такого явления – рост зарплаты в регионах за счет внутренних факторов, когда происходит перераспределение ресурсов для решения текущих проблем и наращивание отдельных показателей в ущерб другим, а по мере исчерпания внутренних ресурсов – неминуемо следует откат назад.

Есть основания говорить об относительном росте конкурентоспособности промышленности по уровню зарплаты за 27 лет лишь одного региона – Минской области. На протяжении последних 15 лет конкурентоспособность зарплат в промышленности растет в Брестской (с 70,0% в 1995 г. до 79,7% в 2016 г., но не достигла уровня 1990 г. – 88,4%) и Витебской областях (с 77,8% в 1995 г. до 82,3% в 2016 г., но также не достигла уровня 1990 г. – 88,4%). Уровень зарплаты в промышленности Могилевской области стабильно снижается последние 5 лет (с 83,7% уровня промышленности г. Минска в 2012 г. до 77,9% в 2016 г.).

Сравнение данных по годам и регионам соотношения заработных плат по отношению к заработной плате г. Мин­ска и в целом по промышленности показывает увеличение разрыва между соотношениями зарплат в целом по региону и промышленности в частности. Так, в Могилевской области разрыв соотношения заработных плат увеличился к 2016 г. до 16,7 п.п. (против 10,4 п.п. в 2012 г.). Наличие разрыва и его увеличение объясняет, почему люди, занятые в регионах не в основной отрасли промышленности (парикмахеры, продавцы), зарабатывают меньше, чем работники тех же профессий в г. Минске.

«Рыцари круглого стола»

В Плане развития областей и г. Мин­ска на 2017 г. предусматривалось, что для обеспечения положительной динамики развития, восстановления экономического роста и создания новых рабочих мест в 2017 г. по регионам продолжится принятие мер по наращиванию производства продукции, востребованной на внешних рынках, диверсификация экспорта, создание условий для развития малого и среднего бизнеса, повышение эффективности финансово-­хозяйственной деятельности организаций.

Ключевое слово здесь «продолжится» не отражает фокусирование внимания на росте конкурентоспособности регионов.

По наблюдениям автора за действиями председателей облисполкомов, имеющими стратегические последствия, регионы в меньшей мере нуждаются в новых руководителях, чем в членах их команд, способных распознавать новые источники дохода, создавать условия и обладать талантом привлечения людей, способных их реализовать и распространить хотя бы на часть региона.

Один из членов команды – руководитель регионального уровня по экономике. Кто, как не он, способен сравнить технико-экономические и финансовые показатели, отражающие конкуренто­способность региона по сравнению с другими, и провести ряд проблемных совещаний с участием прогрессивной части зампредседателей райисполкомов по экономике, руководителей динамично развивающихся и стабильно работающих компаний государственного и частного бизнеса?

В ходе подобных встреч нужно выработать способы поддержки эффективных руководителей компаний и собственников бизнеса:

– избирательная политика по отношению к предпринимателям и руководителям компаний с долей государства в различных отраслях (категорировать руководителей, выделить лидеров, способных обеспечить поступательное развитие компании, обеспечить им равные возможности в поддержке со стороны государства);

– вовлечение их в выработку решений регионального уровня (через такие структуры, как Совет по развитию предпринимательства);

– защита от «агрессивной среды» на стадии формирования и становления нового бизнеса (и своевременное снятие этой защиты для формирования в менее «тепличных» условиях компаний мирового класса);

– финансовое, правовое, управленческое консультирование по ценным новшествам в мировой и отечественной науке и практике;

– организация регулярного взаимодействия, обмена опытом эффективных собственников в виде круглых столов, семинаров с участием руководителей регионов;

– введение ранжирования руководителей компаний по критериям эффективности (периодическое и публичное), которое само по себе вызовет интерес, некоторую состязательность, а значит, окажет косвенное воздействие на поведение предпринимателей и руководителей регионов.

(в Приложении со статистическими данными можно посмотреть следующую информацию: 1. Количество занятых по регионам республики, % 2. Суммы чистой прибыли прибыльных районов и городов регионов, % 3. Соотношение чистой прибыли на одного занятого в регионе к прибыли на одного занятого по г. Минску, % 4. Соотношение номинальной начисленной среднемесячной зарплаты работников по регионам и г. Минску (принято за 100%), % 5. Соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников промышленности по регионам и г. Минску (принято за 100%), %)

Скачать приложение к статье
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by