Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9777
EUR:
3.4782
RUB:
3.7155
BTC:
117,897.00 $
Золото:
322.09
Серебро:
3.7
Платина:
128
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как обжаловать результаты проверки

Фото: prom-nadzor.ru

Как показывает практика, большинство организаций по результатам контрольных (надзорных) мероприятий привлекаются к ответственности, причем это может быть не только организация, но и ее должностные лица.

Порядок обжалования решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки определен гл. 9 Положения № 5101. Главой 12 НК2 предусмотрен аналогичный порядок обжалования решений, принятых налоговыми органами, что не исключает применения норм Положения № 510.

Порядок обжалования результатов проведенной проверки можно разделить на несколько этапов:

– подача возражений;

– обжалование решения, требования (предписания).

 

Подача возражений по акту проверки

После подписания акта проверки про­веренный субъект вправе согласиться с ее результатами либо нет.

В случае несогласия он вправе подать возражения на акт проверки.

Очень часто при составлении юридически мотивированных воз­ражений удается несколько сократить сумму предъявляемых претензий.

Сам факт подписания акта проверки не означает, что организация согласилась с его содержанием. Руководитель либо главный бухгалтер вправе перед своей подписью указать на наличие у них возражений по содержанию акта, что не исключает права представить эти возражения в контролирующий (надзорный) орган в дальнейшем. Возражения в контролирующий (над­зорный) орган подаются исключительно в письменном виде.

Действующим законодательством не предусмотрены требования к форме и содержанию возражений, что позволяет субъекту изложить их в произвольной форме. Лучше разделить их на три части: вводную, описательную и резолютивную.

Во вводной части необходимо указать общую информацию о проведенной проверке, т.е. о том, когда и кем она была проведена (наименование контролирующего (надзорного) органа), каковы результаты (выявленные нарушения).

В описательной части необходимо отразить свои доводы относительно необоснованности результатов проверки, уточнить, с какими именно выводами организация не согласна. При этом необходимо указать, какие именно нормы действующего законодательства нарушены при проверке или при составлении акта (абз., п.п. разд., подразд., стр. нормативного акта). При оспаривании выводов проверяющих целесообразно свои аргументы подкреплять конкретными ссылками на нормативные акты. Возражения необходимо излагать четко, понятно, лаконично.

В резолютивной части необходимо изложить свои требования, т.е. то, чего организация ожидает при положительном рассмотрении воз­ражений (внесение изменений и дополнений в акт проверки и т.д.).

К возражениям необходимо приложить документы, подтверждающие приведенные доводы (в случае необходимости – их заверенные копии).

Основная задача субъекта на этом этапе – обосновать то, что содержащихся в акте проверки доказательств недостаточно для подтверждения состава правонарушения.

Возражения по акту проверки подписываются руководителем ор­ганизации (лицом, его заменяющим) и лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом.

 

Сроки подачи возражений и их рассмотрения

Сроки подачи возражений и их рас­смотрения – 15 рабочих дней (со дня подписания акта проверки и с момента получения возражений соответственно) (п. 71 Положения № 510). Аналогичные сроки предусмотрены ч. 1 и 2 п. 4 ст. 81 НК. По истечении установленного срока возражения к рассмотрению не принимаются.

По результатам рассмотрения воз­ражений проверяющим (руководите­лем проверки) составляется письмен­ное заключение, которое направляется организации заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается руководителю (иному ее представителю) под роспись.

По результатам рассмотрения возражений по акту проверки воз­можны следующие варианты:

1) контролирующий (надзорный) орган не соглашается с доводами, изложенными в возражениях, со­ставляет соответствующее заключение, оставляя акт проверки без изменений;

2) контролирующий (надзорный) орган соглашается (полностью или частично) с доводами, изложенными в возражениях, излагает это в заключении, в акт проверки вносятся соответствующие изменения (дополнения) в части пересмотренных выводов первоначального акта (п. 65 Положения № 510, п. 6 ст. 81 НК).

Если по результатам рассмотрения возражений составлено заключение, с которым организация все же не согласна, то необходимо до­ждаться вынесения решения по акту проверки и обжаловать его (п. 78 Положения № 510, ст. 102 НК).

В дальнейшем на основании акта проверки выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе ее проведения (далее – решение, решение об устранении нарушений) (ч. 1 п. 73 Положения № 510, п. 7 ст. 81 НК).

В случае устранения выявленных нарушений еще до подписания акта проверки решение по акту проверки не выносится.

Справочно: налоговые органы, как правило, выносят решение, остальные – требование (предписание).

Решение об устранении нарушений выносится в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) проверенному субъекту (его представителю) акта проверки либо заключения по возражениям, если они подавались.

Решение об устранении нарушений составляется контролирующим (надзорным) органом не менее чем в двух экземплярах (ч. 3 п. 73 Положения):

– 1-й экземпляр вручается проверяемому субъекту (его представителю) для принятия мер по устранению выявленных нарушений;

– 2-й экземпляр остается у контролирующего (надзорного) органа;

Как правило, решение вручается под роспись проверяемому субъекту  (его представителю) либо на­правляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Оно является обязательным для исполнения плательщиком (ч. 5 п. 73 Положения № 150).

 

Обжалование решения, требования (предписания) по акту проверки

На втором этапе обжалования решения по акту проверки субъект имеет право обжаловать решение об устранении нарушений, если такое лицо полагает, что эти оно нарушает его права и (или) законные интересы (п. 78 Положения № 510, ст. 102 НК).

Положение № 510 и НК предусматривают два способа защиты субъектом своих нарушенных прав и законных интересов: досудебный (административный) и судебный.

! Выбор делает сама организация.

Для обращения в суд необязательно предварительно обжаловать решение в вышестоящем контролирующем (надзорном) органе, т.е. прибегать к досудебному порядку обжалования.

Досудебное (административное) обжалование имеет:

  • преимущества: оно занимает гораздо меньше времени, чем судебное, к тому же не требует затрат (госпошлина не взимается);
  • недостатки: далеко не всегда результативно. Проверяющие конт­рольные (надзорные) органы и их вышестоящие ведомства очень ред­ко отменяют результаты проверки. Это случается, лишь когда имеют место яв­ные грубые нарушения, допущенные проверяющими.

Особенности обжалования актов по отдельным видам контроля содержатся в нормативно-правовых ак­тах ведомств. Так, порядок обжалования решений налоговых органов пре­дусмотрен гл. 12 НК, таможенных органов – гл. 3 Закона № 129-З3.

Решение по акту проверки обжалуется в вышестоящем контролирующем (надзорном) органе или у вышестоящего должностного лица, которому проверяющие непосредственно подчинены (при отсутствии вышестоящего контролирующего (над­зорного) органа), и (или) в суд. При этом обжалование решения в вышестоящем органе не исключает права организации на одновременное или последующее обжалование в судебном порядке (ч. 2 п. 78, ч. 3 п. 79 Положения № 150, ст. 103 НК).

Так, если решение вынесено министерством и подписано заместителем министра, то жалоба может быть подана министру. Если решение подписано министром, обжаловать его в досудебном порядке уже нельзя, нужно сразу обращаться в суд.

Срок подачи жалобы на решение по акту проверки – 30 календарных дней со дня его вынесения (совершения). Пропуск срока подачи жалобы – основание для отказа в ее рассмотрении (ч.ч. 1–2 п. 79 Положения № 510, п.п. 4, 7 НК). 30-­днев­ный срок исчисляется не со дня получения решения организацией, а со дня его вынесения.

Пропущенный по уважительной причине (болезнь руководителя, пребывание за границей) срок подачи жалобы может быть восстановлен, если будет подано заявление с указанием причины пропуска срока с приложением копии подтверждающих документов.

В связи с внесением изменений (до­полнений) в НК с 1 января 2019 г. несколько изменился механизм об­жалования решений налоговых органов.

Ранее с жалобой на решение ИМНС по району, городу, району в городе плательщики обращались в ИМНС по области, г. Минску (по территориальности), после чего (в случае оставления жалобы без удовлетворения) – в МНС.

С 1 января 2019 г. плательщики вправе выбрать вышестоящий налоговый орган, в который они желают направить жалобу. Они могут обжаловать решение ИМНС по району, городу, району в городе в ИМНС по области, г. Минску (по территориальности) или в МНС (п. 1 ст. 104 НК).

Срок обжалования решения ИМНС в вышестоящем налоговом органе – 30 календарных дней для каждого этапа обжалования.

Целесообразно вначале обжаловать решение в вышестоящей ин­станции, а только потом, если будет необходимость, обратиться в суд.

Справочно: жалоба на решение, требование (предписание) об уст­ранении нарушений может быть подана в экономический суд в течение года со дня его вынесения.

Положение № 510 не предусматривает требований к форме жалобы на решение по акту проверки, подаваемой в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган.

По общему правилу, такая жалоба подается в письменной форме. Положением № 510 не установлена обя­занность лица, подающего жалобу, прикладывать к ней документы, подтверждающие изложенные выводы. Вместе с тем, заявителю лучше приложить их, поскольку это будет свидетельствовать об аргументированности его позиции.

В случае, когда жалоба подается организацией, ее подписывает руководитель организации или его представитель (по доверенности).

Следует обратить особое внимание на то, что независимо от способа направления заявления (жалобы) или возражений на руках у отправителя должны остаться документы, подтверждающие их отправку и получение адресатом.

С 1 января 2019 г. с учетом внесенных в НК изменений (дополнений) жалоба на решение налогового ор­гана может быть подана как в письменной, так и в электронной форме. С учетом положений п.п. 3 и 4 ст. 27, п. 8 ст. 104 НК юридические лица и ИП вправе подать такую жалобу в виде электронного документа (с применением сертифицированных средств электронной цифровой подписи). Физические лица, не яв­ляющиеся ИП, вправе направить жалобу в электронной форме через личный кабинет плательщика. При этом к ней должны быть приложены обосновывающие документы (в элек­тронном виде). Ранее была разрешена подача жалоб на решения налоговых органов только в письменной форме.

По общему правилу, на рассмотрение жалобы отводится месяц со дня ее получения (п. 80 Положения № 510, п. 1 ст. 105 НК).

Исчисление срока рассмотрения поступившей жалобы начинается со дня ее регистрации в контролирующем (надзорном) органе, правомочном его рассматривать.

После обжалования организацией решения об устранении нарушений вышестоящий орган, вышестоящее должностное лицо или суд могут:

– оставить решение без изменения, а жалобу – без удовлетворения;

– отменить решение полностью или частично;

– отменить решение и назначить дополнительную проверку;

– внести изменения в решение.

Субъекту хозяйствования важно не только соблюдать законодательство, чтобы не быть наказанным за совершение правонарушения, но и уметь пользоваться нормами законо­дательства для защиты своих ин­тересов при проведении проверки.


1Положение о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом Президента от 16.10.2009 № 510 (далее – Положение № 510).

2Налоговый кодекс (далее – НК).

3Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by