Как обжаловать результаты проверки

Как показывает практика, большинство организаций по результатам контрольных (надзорных) мероприятий привлекаются к ответственности, причем это может быть не только организация, но и ее должностные лица.
Порядок обжалования решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки определен гл. 9 Положения № 5101. Главой 12 НК2 предусмотрен аналогичный порядок обжалования решений, принятых налоговыми органами, что не исключает применения норм Положения № 510.
Порядок обжалования результатов проведенной проверки можно разделить на несколько этапов:
– подача возражений;
– обжалование решения, требования (предписания).
Подача возражений по акту проверки
После подписания акта проверки проверенный субъект вправе согласиться с ее результатами либо нет.
В случае несогласия он вправе подать возражения на акт проверки.
Очень часто при составлении юридически мотивированных возражений удается несколько сократить сумму предъявляемых претензий.
Сам факт подписания акта проверки не означает, что организация согласилась с его содержанием. Руководитель либо главный бухгалтер вправе перед своей подписью указать на наличие у них возражений по содержанию акта, что не исключает права представить эти возражения в контролирующий (надзорный) орган в дальнейшем. Возражения в контролирующий (надзорный) орган подаются исключительно в письменном виде.
Действующим законодательством не предусмотрены требования к форме и содержанию возражений, что позволяет субъекту изложить их в произвольной форме. Лучше разделить их на три части: вводную, описательную и резолютивную.
Во вводной части необходимо указать общую информацию о проведенной проверке, т.е. о том, когда и кем она была проведена (наименование контролирующего (надзорного) органа), каковы результаты (выявленные нарушения).
В описательной части необходимо отразить свои доводы относительно необоснованности результатов проверки, уточнить, с какими именно выводами организация не согласна. При этом необходимо указать, какие именно нормы действующего законодательства нарушены при проверке или при составлении акта (абз., п.п. разд., подразд., стр. нормативного акта). При оспаривании выводов проверяющих целесообразно свои аргументы подкреплять конкретными ссылками на нормативные акты. Возражения необходимо излагать четко, понятно, лаконично.
В резолютивной части необходимо изложить свои требования, т.е. то, чего организация ожидает при положительном рассмотрении возражений (внесение изменений и дополнений в акт проверки и т.д.).
К возражениям необходимо приложить документы, подтверждающие приведенные доводы (в случае необходимости – их заверенные копии).
Основная задача субъекта на этом этапе – обосновать то, что содержащихся в акте проверки доказательств недостаточно для подтверждения состава правонарушения.
Возражения по акту проверки подписываются руководителем организации (лицом, его заменяющим) и лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом.
Сроки подачи возражений и их рассмотрения
Сроки подачи возражений и их рассмотрения – 15 рабочих дней (со дня подписания акта проверки и с момента получения возражений соответственно) (п. 71 Положения № 510). Аналогичные сроки предусмотрены ч. 1 и 2 п. 4 ст. 81 НК. По истечении установленного срока возражения к рассмотрению не принимаются.
По результатам рассмотрения возражений проверяющим (руководителем проверки) составляется письменное заключение, которое направляется организации заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается руководителю (иному ее представителю) под роспись.
По результатам рассмотрения возражений по акту проверки возможны следующие варианты:
1) контролирующий (надзорный) орган не соглашается с доводами, изложенными в возражениях, составляет соответствующее заключение, оставляя акт проверки без изменений;
2) контролирующий (надзорный) орган соглашается (полностью или частично) с доводами, изложенными в возражениях, излагает это в заключении, в акт проверки вносятся соответствующие изменения (дополнения) в части пересмотренных выводов первоначального акта (п. 65 Положения № 510, п. 6 ст. 81 НК).
Если по результатам рассмотрения возражений составлено заключение, с которым организация все же не согласна, то необходимо дождаться вынесения решения по акту проверки и обжаловать его (п. 78 Положения № 510, ст. 102 НК).
В дальнейшем на основании акта проверки выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе ее проведения (далее – решение, решение об устранении нарушений) (ч. 1 п. 73 Положения № 510, п. 7 ст. 81 НК).
В случае устранения выявленных нарушений еще до подписания акта проверки решение по акту проверки не выносится.
Справочно: налоговые органы, как правило, выносят решение, остальные – требование (предписание).
Решение об устранении нарушений выносится в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) проверенному субъекту (его представителю) акта проверки либо заключения по возражениям, если они подавались.
Решение об устранении нарушений составляется контролирующим (надзорным) органом не менее чем в двух экземплярах (ч. 3 п. 73 Положения):
– 1-й экземпляр вручается проверяемому субъекту (его представителю) для принятия мер по устранению выявленных нарушений;
– 2-й экземпляр остается у контролирующего (надзорного) органа;
Как правило, решение вручается под роспись проверяемому субъекту (его представителю) либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
Оно является обязательным для исполнения плательщиком (ч. 5 п. 73 Положения № 150).
Обжалование решения, требования (предписания) по акту проверки
На втором этапе обжалования решения по акту проверки субъект имеет право обжаловать решение об устранении нарушений, если такое лицо полагает, что эти оно нарушает его права и (или) законные интересы (п. 78 Положения № 510, ст. 102 НК).
Положение № 510 и НК предусматривают два способа защиты субъектом своих нарушенных прав и законных интересов: досудебный (административный) и судебный.
Для обращения в суд необязательно предварительно обжаловать решение в вышестоящем контролирующем (надзорном) органе, т.е. прибегать к досудебному порядку обжалования.
Досудебное (административное) обжалование имеет:
- преимущества: оно занимает гораздо меньше времени, чем судебное, к тому же не требует затрат (госпошлина не взимается);
- недостатки: далеко не всегда результативно. Проверяющие контрольные (надзорные) органы и их вышестоящие ведомства очень редко отменяют результаты проверки. Это случается, лишь когда имеют место явные грубые нарушения, допущенные проверяющими.
Особенности обжалования актов по отдельным видам контроля содержатся в нормативно-правовых актах ведомств. Так, порядок обжалования решений налоговых органов предусмотрен гл. 12 НК, таможенных органов – гл. 3 Закона № 129-З3.
Решение по акту проверки обжалуется в вышестоящем контролирующем (надзорном) органе или у вышестоящего должностного лица, которому проверяющие непосредственно подчинены (при отсутствии вышестоящего контролирующего (надзорного) органа), и (или) в суд. При этом обжалование решения в вышестоящем органе не исключает права организации на одновременное или последующее обжалование в судебном порядке (ч. 2 п. 78, ч. 3 п. 79 Положения № 150, ст. 103 НК).
Так, если решение вынесено министерством и подписано заместителем министра, то жалоба может быть подана министру. Если решение подписано министром, обжаловать его в досудебном порядке уже нельзя, нужно сразу обращаться в суд.
Срок подачи жалобы на решение по акту проверки – 30 календарных дней со дня его вынесения (совершения). Пропуск срока подачи жалобы – основание для отказа в ее рассмотрении (ч.ч. 1–2 п. 79 Положения № 510, п.п. 4, 7 НК). 30-дневный срок исчисляется не со дня получения решения организацией, а со дня его вынесения.
Пропущенный по уважительной причине (болезнь руководителя, пребывание за границей) срок подачи жалобы может быть восстановлен, если будет подано заявление с указанием причины пропуска срока с приложением копии подтверждающих документов.
В связи с внесением изменений (дополнений) в НК с 1 января 2019 г. несколько изменился механизм обжалования решений налоговых органов.
Ранее с жалобой на решение ИМНС по району, городу, району в городе плательщики обращались в ИМНС по области, г. Минску (по территориальности), после чего (в случае оставления жалобы без удовлетворения) – в МНС.
С 1 января 2019 г. плательщики вправе выбрать вышестоящий налоговый орган, в который они желают направить жалобу. Они могут обжаловать решение ИМНС по району, городу, району в городе в ИМНС по области, г. Минску (по территориальности) или в МНС (п. 1 ст. 104 НК).
Срок обжалования решения ИМНС в вышестоящем налоговом органе – 30 календарных дней для каждого этапа обжалования.
Целесообразно вначале обжаловать решение в вышестоящей инстанции, а только потом, если будет необходимость, обратиться в суд.
Справочно: жалоба на решение, требование (предписание) об устранении нарушений может быть подана в экономический суд в течение года со дня его вынесения.
Положение № 510 не предусматривает требований к форме жалобы на решение по акту проверки, подаваемой в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган.
По общему правилу, такая жалоба подается в письменной форме. Положением № 510 не установлена обязанность лица, подающего жалобу, прикладывать к ней документы, подтверждающие изложенные выводы. Вместе с тем, заявителю лучше приложить их, поскольку это будет свидетельствовать об аргументированности его позиции.
В случае, когда жалоба подается организацией, ее подписывает руководитель организации или его представитель (по доверенности).
Следует обратить особое внимание на то, что независимо от способа направления заявления (жалобы) или возражений на руках у отправителя должны остаться документы, подтверждающие их отправку и получение адресатом.
С 1 января 2019 г. с учетом внесенных в НК изменений (дополнений) жалоба на решение налогового органа может быть подана как в письменной, так и в электронной форме. С учетом положений п.п. 3 и 4 ст. 27, п. 8 ст. 104 НК юридические лица и ИП вправе подать такую жалобу в виде электронного документа (с применением сертифицированных средств электронной цифровой подписи). Физические лица, не являющиеся ИП, вправе направить жалобу в электронной форме через личный кабинет плательщика. При этом к ней должны быть приложены обосновывающие документы (в электронном виде). Ранее была разрешена подача жалоб на решения налоговых органов только в письменной форме.
По общему правилу, на рассмотрение жалобы отводится месяц со дня ее получения (п. 80 Положения № 510, п. 1 ст. 105 НК).
Исчисление срока рассмотрения поступившей жалобы начинается со дня ее регистрации в контролирующем (надзорном) органе, правомочном его рассматривать.
После обжалования организацией решения об устранении нарушений вышестоящий орган, вышестоящее должностное лицо или суд могут:
– оставить решение без изменения, а жалобу – без удовлетворения;
– отменить решение полностью или частично;
– отменить решение и назначить дополнительную проверку;
– внести изменения в решение.
Субъекту хозяйствования важно не только соблюдать законодательство, чтобы не быть наказанным за совершение правонарушения, но и уметь пользоваться нормами законодательства для защиты своих интересов при проведении проверки.
1Положение о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом Президента от 16.10.2009 № 510 (далее – Положение № 510).
2Налоговый кодекс (далее – НК).
3Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».