Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как нас будут наказывать с 29 октября

Законом от 17.07.2018 № 131-З (далее – Закон № 131-З) внесены многочисленные изменения в несколько кодексов РБ, в т.ч. в Кодекс об административных правонарушениях (далее – КоАП) и в Уголовный кодекс (далее – УК).

Рассмотрим наиболее существенные из них.

Изменения, внесенные в КоАП

Большинство изменений, внесенных Законом № 131-З в КоАП, вступают в силу с 29 октября 2018 г.

1. Нарушения, связанные с иностранной валютой

Существенно ужесточены меры ответственности за нарушения, связанные с иностранной валютой.

Так, согласно новой редакции ч. 1 ст. 11.1 КоАП с 29 октября 2018 г. будет наказываться не только незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства, но и использование ценных бумаг или платежных документов в иностранной валюте с нарушением валютного законодательства. При этом если сейчас за такое правонарушение предусмотрен штраф в размере до 50 базовых величин (БВ), то с указанной даты размер штрафа составит от 50 до 100 БВ, а на индивидуального предпринимателя (ИП) или юридическое лицо – от 100 до 200 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения (далее – предмет нарушения) или без конфискации.

Вырастет штраф и за аналогичное нарушение, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (ч. 2 ст. 11.1 КоАП) – с 29 октября 2018 г. он составит от 100 до 200 БВ (сейчас – до 100 БВ), а на ИП или юридическое лицо – от 150 до 300 БВ с конфискацией предмета нарушения или без конфискации.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 КоАП, в которой определены меры ответственности за нарушение установленного порядка осуществления валютных операций, с 29 октября 2018 г. будет наказываться не только скупка, продажа, обмен иностранной валюты, осуществляемые без специального разрешения (лицензии) или госрегистрации, но и покушение на такие нарушения. При этом если сейчас за эти нарушения предусмотрен штраф в размере до 100 БВ с конфискацией предмета нарушения, то с указанной даты вводится нижняя граница для этого штрафа, верхняя – увеличивается, и его размер должен находиться в диапазоне от 50 до 150 БВ с конфискацией предмета нарушения.

Кроме того, ст. 11.2 КоАП дополнена ч. 4, согласно которой действия, указанные в ч. 1 ст. 11.2 КоАП и совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, наказываются штрафом в размере от 150 до 200 БВ с конфискацией предмета нарушения.

Существенно увеличены штрафы, предусмотренные ч. 2 ст. 11.2 КоАП за осуществление ИП, юридическим или физическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без разрешения Нацбанка, когда в соответствии с законодательством оно требуется. С 29 октября 2018 г. размеры штрафов составят от 50 до 100 БВ (сейчас – 5 БВ), а на ИП или юридическое лицо – от 100 до 200 БВ (сейчас – 10 БВ).

При этом сохранены размеры штрафов, предусмотренных за осуществление ИП или юридическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без регистрации либо уведомления в случае, когда в соответствии с законодательством они требуются (ч. 3 ст. 11.2 КоАП), – 5 БВ, а на ИП или юридическое лицо – 10 БВ.

2. Нарушения антимонопольного законодательства

Законом № 131-З усилена ответственность за нарушения антимонопольного законодательства.

Так, согласно новой редакции ст. 11.24 КоАП с 29 октября 2018 г. уклонение ИП или должностного лица юридического лица (в настоящее время здесь упоминается еще и должностное лицо государственного или иного органа управления, а ИП отсутствуют) от исполнения предписания антимонопольного органа, либо ненадлежащее или несвоевременное его исполнение, либо непредставление этому органу информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления им своих функций, либо представление заведомо ложной информации будет наказываться штрафом в размере от 20 до 100 БВ (сейчас – от 20 до 50 БВ).

Статья 11.25 КоАП «Ограничение конкуренции» переименована и будет называться «Монополистическая деятельность». Кроме того, вместо одного состава правонарушения с указанной даты в ней их предусмотрено сразу три (каждый, естественно, со своими мерами ответственности), а именно:

1) совершение ИП, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, или должностным лицом юридического лица, занимающего такое положение, действия (бездействие), являющегося в соответствии с антимонопольным законодательством зло­употреблением доминирующим положением, наказывается штрафом в размере от 20 до 100 БВ, на ИП – от 100 до 200 БВ, а на юридическое лицо – до 10% суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на товарном рынке которого совершено нарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором оно было обнаружено, либо за предшествующую дню его обнаружения часть календарного года, в котором оно было обнаружено, если нарушитель не осуществлял деятельность по реализации данного товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году, но не менее 500 БВ;

2) заключение ИП или должностным лицом юридического лица ограничивающих конкуренцию соглашений (сейчас в аналогичной норме говорится о соглашениях о разделе рынков и об устранении с рынков конкурентов), а равно участие в таких соглашениях, совершение ограничивающих конкуренцию согласованных действий (бездействие), за исключением соглашений и согласованных действий, допустимых в соответствии с антимонопольным законодательством. За них предусмотрен штрафа в размере от 20 до 100 БВ (такой же штраф установлен и сейчас), на ИП – от 100 до 200 БВ, а на юридическое лицо – до 10% суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на товарном рынке которого совершено нарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором оно было обнаружено, либо за предшествующую дню его обнаружения часть календарного года, в котором оно было обнаружено, если нарушитель не осуществлял деятельность по реализации данного товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году, но не менее 400 БВ;

3) координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, запрещенная в соответствии с антимонопольным законодательством, наказывается штрафом в размере от 20 до 100 БВ, на ИП – от 50 до 200 БВ, а на юридическое лицо – от 100 до 1000 БВ.

Переименована и ст. 11.26 КоАП «Незаконное использование деловой репутации конкурента», которая получила название «Недобросовестная конкуренция». В настоящее время меры ответственности по данной статье в виде штрафа в размере от 20 до 50 БВ или лишения права заниматься определенной деятельностью применяются за умышленное использование ИП или должностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, географического указания конкурента, либо продажу или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке (знаке обслуживания), не зарегистрированном в Беларуси, либо копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента.

С 29 октября 2018 г. состав правонарушения, регламентируемого данной статьей, станет более широким: наказываться будет любая недобросовестная конкуренция, одним из видов которой названо умышленное незаконное использование ИП или юридическим лицом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), географического указания, включая введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров. Ужесточится и наказание за эти нарушения: штраф в размере от 20 до 100 БВ, на ИП – от 100 до 200 БВ, а на юридическое лицо – до 10% суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на товарном рынке которого совершено нарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором оно было обнаружено, либо за предшествующую дню его обнаружения часть календарного года, в котором оно было обнаружено, если нарушитель не осуществлял деятельность по реализации данного товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году, но не менее 400 БВ.

В то же время усиление административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства сопровождается отменой уголовной ответственности за них. Так, с 29 октября 2018 г. ст. 247 «Ограничение конкуренции» и ст. 248 «Незаконное использование деловой репутации конкурента» исключены из УК, что означает отмену «уголовного преследования» по данным статьям.

3. Нарушения в области предпринимательской деятельности

Смягчение ответственности за некоторые нарушения в сфере предпринимательской деятельности, предусмотренное законодательными актами, принятыми в последнее время, практически не затронуло учетных работников. Наоборот, для них наказания только ужесточаются.

В частности, Законом № 131-З вносятся изменения в ст. 12.1 КоАП, в которой установлена ответственность за нарушение порядка ведения бухучета и правил хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Сейчас уничтожение должностным лицом юридического лица или ИП бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения (УСН)) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, до истечения установленных сроков их хранения либо их сокрытие (ч. 2 ст. 12.1 КоАП) грозят штрафом в размере от 10 до 100 БВ, что в настоящее время составляет от 245 до 2450 BYN.

С 29 октября 2018 г. нижняя граница этого штрафа увеличивается в 5 раз (до 50 БВ), т.е. за указанные нарушения можно будет «влететь» на сумму от 1225 до 2450 BYN.

При этом сохранены меры ответственности за следующие виды правонарушений:

– нарушение должностным лицом юридического лица или ИП установленного порядка ведения бухучета (учета предпринимательской деятельности, доходов и расходов, применяемого при УСН) и отчетности – предупреждение или штраф в размере от 4 до 20 БВ;

– необеспечение сохранности должностным лицом юридического лица или ИП бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при УСН) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату, – штраф в размере от 4 до 35 БВ.

Расширяются границы наказаний и дифференцируются нарушения, за которые они предусмотрены, в ст. 12.18 КоАП, в которой установлена ответственность за нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет.

В настоящее время согласно ст. 12.18 КоАП за нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет работником ИП или юридического лица либо нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет ИП можно полуть штраф от 2 до 50 БВ или вообще отделаться предупреждением.

С 29 октября 2018 г. в ст. 12.18 КоАП предусмотрены два отдельных вида правонарушения со своими наказаниями:

1) за неприменение кассового оборудования в установленных законодательством случаях при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет или неоформление установленного законодательством документа при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет без его применения должностное лицо получит штраф в размере от 2 до 30 БВ, ИП – от 5 до 50 БВ, а юридическое лицо – до 100 БВ;

2) за невыдачу покупателю (потребителю) в установленных законодательством случаях платежного документа, подтверждающего факт приобретения товаров (работ, услуг) за наличный расчет, можно будет получить либо предупреждение, либо штраф в размере до 10 БВ.

4. Нарушения, связанные с налогообложением

Больше всего изменений внесено Законом № 131-З в главу 13 КоАП, в которой установлены меры ответственности за административные правонарушения против порядка налогообложения.

Так, в ст. 13.5 КоАП, которая с 29 октября 2018 г. получила название «Отсутствие учета начисленных или выплаченных (выданных в натуральной форме) плательщику доходов либо неотражение (неполное отражение) доходов в учете», теперь фигурируют два вида правонарушений:

1) отсутствие у налогового агента учета начисленных или выплаченных (выданных в натуральной форме) плательщику доходов либо неотражение (неполное отражение) налоговым агентом в учете выплаченных (выданных в натуральной форме) доходов, повлекшие за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин), в т.ч. совершенные должностным лицом юридического лица (ч. 1 ст. 13.5 КоАП), за которое будет полагаться штраф в размере от 1 до 10 БВ (сейчас – от 1 до 5 БВ), на ИП – от 2 до 50 БВ (сейчас – от 2 до 10 БВ), а на юридическое лицо – от 5 до 100 БВ (сейчас – от 5 до 50 БВ). Таким образом, верхние границы штрафов вырастут в два–пять раз, при этом расширится сфера применения данных мер ответственности – под них подпадают и отсутствие учета выданных в натуральной форме доходов, и их неотражение (неполное отражение) в учете;

2) действия, предусмотренные ч. 1 ст. 13.5 КоАП, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (ч. 2 ст. 13.5 КоАП), будут наказываться штрафом в размере от 2 до 20 БВ, на ИП – от 4 до 100 БВ, а на юридическое лицо – до 200 БВ. В настоящее время «усиленного» наказания за повторное нарушение ст. 13.5 КоАП не предусмотрено.

Есть изменения и в «любимой» статье налоговиков – ст. 13.6 КоАП «Неуплата или неполная уплата сум­мы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа».

Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) (ч. 1 ст. 13.6 КоАП) приведут к штрафу, налагаемому на ИП в размере 40% (сейчас – 20%) от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 БВ, а на юридическое лицо – также в размере 40% (сейчас – 20%) от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ.

Размеры штрафов за неуплату или неполную уплату плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные по неосторожности (ч.ч. 2–6 ст. 13.6 КоАП), не изменились. Совсем другая ситуация с неуплатой или неполной уплатой сум­мы налога, сбора (пошлины), совершенными умыш­ленно. Согласно изменениям, внесенным в ч. 7 ст. 13.6 КоАП, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица умышленно, с 29 октября 2018 г. влекут наложение штрафа в размере не от 20 до 60 БВ, как сейчас, а от 40 до 120 БВ.

Аналогичным образом неуплата или неполная уплата физическим лицом, не являющимся должностным лицом юридического лица или ИП, – плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные умышленно (ч. 8 ст. 13.6 КоАП), с указанной даты влекут наложение штрафа в размере не 20% от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 5 БВ, как в настоящее время, а в размере 40% от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ. Таким образом, размеры штрафов за неуплату или неполную уплату налогов, сборов (пошлин), совершенные умышленно, выросли вдвое.

Видимо, данные меры должны компенсировать послабления, которые планируется ввести в Налоговый кодекс, работа над которым близится к завершению, а именно: увеличение с 3 до 5 лет срока, в пределах которого плательщик имеет право на зачет либо возврат из бюджета излишне уплаченных им налогов; ограничение размеров пени за несвоевременную уплату налогов суммой самого налога, передачу права давать отсрочку в уплате налогов по акту проверки налоговым органам (ранее такую отсрочку мог предоставить только Президент).

В ч. 10 ст. 13.6 КоАП, в которой сейчас установлены меры ответственности за неуплату или неполную уплату плательщиком суммы сбора на финансирование госрасходов, с 29 октября 2018 г. определено, что за действия, предусмотренные ч.ч. 7 и 8 ст. 13.6 КоАП, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, полагается штраф в размере от 100 до 200 БВ.

Что касается таможенных платежей, за неуплату или неполную уплату в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом которых на сумму более 10 БВ, в т.ч. совершенных должностным лицом юридического лица (ч. 9 ст. 13.6 КоАП), то сейчас согласно ч. 9 ст. 13.6 КоАП за такие нарушения полагается штраф в размере от 2 до 20 БВ, а на ИП или юридическое лицо – в размере 20% от неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее 2 БВ. С 29 октября 2018 г. размеры штрафов не изменятся, при этом нарушитель на первый раз сможет отделаться предупреждением.

Статья 13.7 КоАП, в которой установлены штрафы за невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), также претерпела изменения, причем в сторону ужесточения ответственности.

Так, невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), если неудержанная и (или) неперечисленная сумма налога, сбора (пош­лины) составляет не более 4 БВ для ИП, не более 10 БВ для юридического лица, а сумма налога, сбора (пош­лины), не удержанная и (или) не перечисленная в бюджет, не превышает 5% от удержанных и перечисленных в бюджет за проверенный период сумм налога, сбора (пошлины) (ч. 1 ст. 13.7 КоАП), будут наказываться штрафом на ИП в размере от 0,4 до 4 БВ (сейчас – от 0,2 до 2 БВ), а на юридическое лицо – от 2 до 20 БВ (сейчас – от 1 до 10 БВ).

Те же нарушения, если неудержанная и (или) неперечисленная сумма налога, сбора (пошлины) составляет более 4 БВ для ИП, более 10 БВ для юридического лица либо сумма налога, сбора (пошлины), не удержанная и (или) не перечисленная в бюджет, превышает 5% от удержанных и перечисленных в бюджет за проверенный период сумм налога, сбора (пошлины) (ч. 2 ст. 13.7 КоАП), приведут к штрафу на ИП в размере 40% (сейчас – 20%) от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, но не менее 2 БВ, а на юридическое лицо - в размере 40% (сейчас – 20%) от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, но не менее 10 БВ.

Невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), совершенные умышленно, в т.ч. должностным лицом юридического лица (ч. 4 ст. 13.7 КоАП), будет грозить штрафом в размере от 40 до 120 БВ (сейчас – от 20 до 60 БВ).

Кроме того, ст. 13.7 КоАП дополнена ч. 5, согласно которой действия, предусмотренные ч. 4 ст. 13.7 КоАП, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, приведут к штрафу в размере от 100 до 200 БВ.

А ст. 13.8 КоАП, в которой установлена ответственность за непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений, которые плательщик, налоговый агент, иное лицо обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, дополнена аналогичной ответственностью за непредставление документов и иных сведений для налогового контроля либо представление недостоверных сведений, которые они должны представлять в соответствии с международными договорами Беларуси (имеется в виду законодательство Евразийского союза).

5. Иные нарушения

Статья 22.13 КоАП переименована и будет регламентировать меры ответственности за разглашение не только коммерческой или иной охраняемой законом тайны, но и персональных данных. С 29 октября 2018 г. умышленное разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны без согласия ее владельца либо умышленное незаконное разглашение персональных данных лицом, которому коммерческая или иная охраняемая законом тайна либо персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, если в этих деяниях нет состава преступления, будут наказываться штрафом в размере от 4 до 20 БВ.

Изменения, внесенные в УК

Изменения, внесенные Законом № 131-З в УК, также вступают в силу с 29 октября 2018 г. и являются достаточно серьезными.

1. Нарушение антимонопольного законодательства

В ст. 244 УК, в которой установлены меры уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, внесены определенные уточнения. С указанной даты наказываться будут уклонение ИП или должностного лица юридического лица (сейчас здесь упоминается еще и должностное лицо государственного или иного органа управления, а ИП отсутствуют) от исполнения предписания антимонопольного органа, либо ненадлежащее или несвоевременное его исполнение, либо непредставление этому органу информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления им своих функций, либо представление заведомо ложной информации, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.

При этом меры ответственности за указанные нарушения остались прежними – штраф, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арест, или ограничение свободы на срок до 2 лет, или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такого лишения.

В то же время ст. 247 «Ограничение конкуренции» и ст. 248 «Незаконное использование деловой репутации конкурента» исключены из УК, что означает от­мену уголовной ответственности за данные нарушения.

2. Преступления против экологической безопасности и природной среды

В новой редакции изложены ст.ст. 275–277 УК, в которых установлены меры ответственности за «экологические» преступления.

В настоящее время согласно ч. 1 ст. 275 УК любое загрязнение леса отходами или сточными водами либо иным способом, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наказывается общественными работами, или штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

С 29 октября 2018 г. под ответственность, установленную новой редакцией ч. 1 ст. 275 УК, подпадает только загрязнение леса, среды произрастания древесно-кустарниковой растительности, не входящей в состав лесного фонда (ранее упоминание о среде произрастания здесь отсутствовало), отходами или сточ­ными водами либо иным способом, повлекшее умыш­ленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере. При этом крупным размером ущерба признается размер ущерба на сумму, в 250 и более раз превышающую размер БВ, установленный на день совершения преступления, а меры ответственности за него не изменились.

Загрязнение леса, повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере (сейчас им признается размер ущерба на сумму, в 80 и более раз превышающую размер БВ, установленный на день совершения преступления), в настоящее время согласно ч. 2 ст. 275 УК наказывается исправительными работами на срок до 2 лет, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

С 29 октября 2018 г. те же меры ответственности предусмотрены за загрязнение леса, среды произрастания древесно-кустарниковой растительности, повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере. А поскольку особо крупным размером здесь считается размер ущерба на сумму, в 1000 и более раз превышающую размер БВ, можно говорить о весьма серьезной либерализации в данной сфере.

Изменение, связанное с увеличением величины, признаваемой особо крупным размером, с 250 БВ до 1000 БВ, произведено в ст. 276 УК. Как и сейчас, в соответствии с новой редакцией этой статьи уничтожение либо повреждение леса или древесно-кустарниковой растительности, не входящей в состав лесного фонда, в результате неосторожного обращения с огнем, несоблюдения правил производства взрывных работ, нарушения правил эксплуатации иных источников повышенной опасности, нарушения порядка заготовки и вывозки древесины, правил рубок леса, иных правил лесопользования, повлекшие причинение ущер­ба в особо крупном размере, будет наказываться штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. Однако сам особо крупный размер причиненного ущерба с 29 октября 2018 г. будет рассчитываться исходя из 1000 БВ, а не 250 БВ, как сейчас.

Дифференциация произведена и в новой редакции ст. 277 УК, в которой установлены меры уголовной ответственности за незаконные рубку, уничтожение, удаление, изъятие или повреждение древесно-кустарниковой растительности.

В настоящее время согласно ч. 1 ст. 277 УК общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом наказываются незаконные порубка или повреждение до степени прекращения роста деревьев и кустарников в лесах первой группы либо порубка или повреждение не входящих в лесной фонд защитных и озеленительных насаждений, повлекшие причинение ущерба в крупном размере, которым считается размер ущерба на сумму, в 80 и более раз превышающую размер БВ, установленный на день совершения преступления.

После вступления в силу соответствующих норм Закона № 131-З в соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 277 УК будут наказываться незаконная рубка или повреждение до степени прекращения роста древесно-кустарниковой растительности в природоохранных, рекреационно-оздоровительных, защитных лесах либо незаконные уничтожение, удаление, изъятие или повреждение до степени прекращения роста древесно-кустарниковой растительности, не входящей в состав лесного фонда, повлекшие причинение ущерба в крупном размере, которым будет признаваться размер ущерба на сумму, в 250 и более раз превышающую размер БВ, установленный на день совершения преступления.

Если же указанные действия повлекли причинение ущерба в особо крупном размере (1000 БВ и более), то ответственность серьезно ужесточается: ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок до 6 лет. Отметим, что в настоящее время отдельного наказания за указанные действия, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, в ст. 277 УК не предусмотрено.

Согласно новой редакции ч. 2 ст. 277 УК незаконная рубка или повреждение до степени прекращения роста древесно-кустарниковой растительности в эксплуатационных лесах, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (1000 БВ и более), будут наказываться штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 5 лет, или лишением свободы на тот же срок. Сейчас те же меры ответственности предусмотрены за гораздо более скромный ущерб (250 БВ и более).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by