Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Отрасли и рынки
12.05.2017 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как намотать прибыль на кардан

Как намотать прибыль на карданВыигрывать в конкуренции на внешних рынках ОАО «Белкард» позволяет стабильность – как в качестве своей продукции, так и в ценах на нее. Предприятие доказало, что при желании можно значительно увеличить выручку, экспорт и зарплату, избавиться от убытков. Об этом в интервью «ЭГ» рассказал директор Гродненского завода карданных валов Андрей ЯНОЧКИН.

– Андрей Леонидович, с какими финансовыми результатами предприятие закончило прошлый год и что планируется в текущем?

– В прошлом году мы сработали рентабельно, перевыполнив показатели, доведенные управляющей компанией хол­динга «Автокомпоненты» (ОАО «БАТЭ»). Например, фактическая рентабельность продаж составила 14,7% при плане 9,8%. При этом мы получили 3,02 млн. BYN чистой прибыли, тогда как 2015 г. завершился  с убытком 1,82 млн. BYN (в основном из-за курсовых разниц).

В прошлом году главным фактором успешной работы стало увеличение объема продаж. Его удалось повысить на 31,3%, до 53,969 млн. BYN. В бизнес-­плане на текущий год предусмотрено увеличить реализацию не менее чем на 23,7%, в первую очередь за счет экспорта. Рентабельность продаж ожидаем на уровне 8%.

В I квартале текущего года предприятие выполнило в ос­новном доведенные показатели. Объем производства в фактических ценах увеличился по сравнению с январем–мартом 2016 г. на 28% и составил 13,087 млн. BYN. Экспорт вырос на 40%,  до 4,337 млн. USD, рентабельность продаж – 7,2% при плане 1,5%.

– Что делается на предприятии для снижения себестоимости, повышения зарплаты и производительности труда?

– Для этого прежде всего реализуется комплекс организационно-технических мероприятий. Во-первых, мы ищем, где можем сократить издержки, перераспределяем управленческие функции, проводим оптимизацию численности пер­сонала. Проводятся работы по поиску альтернативных поставщиков комплектующих изделий и материалов, освоению новых видов продукции, оптимизации конст­рукции, совершенствованию технологических процессов из­готовления изделий, сокращению финансовых рас­ходов.

Особое внимание уделяется производительности труда. Ведь­ без ее повышения невозможен рост зарплаты, который мы ожидаем в среднем за год на 35%. В январе средняя зар­плата со­ставляла 467 BYN, в декабре дол­жны выйти на уровень 885 BYN.

– Какие решения приняты на собрании акционеров, какие задачи поставили перед вами представители государства?

– На собрании акционеров утверждены ключевые показатели эффективности работы предприятия. С целью выполнения бизнес-плана на 2017 г. принято решение всю сумму чистой прибыли направить на техническое перевооружение. В соответствии с инвестиционным проектом, рассчитанным до 2020 г., планируется приобрести не менее 50 единиц современного высокоэффективного ресурсосберегающего оборудования.

Полная стоимость проекта – более 24 млн. USD. Динамический срок его окупаемости – 9,8 года, выработка по добавленной стоимости на 1 работника будет увеличена в 2,3 раза. После выхода на проектную мощность за счет снижения себестоимости единицы продукции рентабельность продаж вырастет до 15%, объем продаж – в 2 раза. В настоящее время прорабатываются варианты финансирования работ, в т.ч. за счет китайского кредита.

– На какой рынок сегодня вы ориентируетесь в большей мере: на внешний или внутренний?

– Больше внимания уделяем экспорту. Его доля в объеме продаж – около 70%, основной рынок – российский, где доля присутствия ОАО «Белкард» составляет около 50%.

– Приходится ли вам стал­киваться с какими-либо барьерами на российском рынке?

– При возросших требованиях потребителя основным критерием является соотношение «цена-качество». На внешних рынках приходится жестко конкурировать с российскими, китайскими и турецкими производителями автокомпонентов. Поэтому особое внимание уделяется качеству продукции.

Конкурировать на рынке нам позволяет стабильное качество выпускаемой продукции, а также меры, принимаемые по недопущению роста цен. Сегодня повысить цены весьма сло­жно ввиду острой конкуренции среди многочисленных производителей автокомпонентов. На имидже ОАО «Белкард» положительно сказывается получение в 2016 году международного сертификата соответствия системы менеджмента качества, а также внедрение элементов современной производственной системы.

– Как с начала года изменились спрос, предложение и цены на международном рын­ке автокомпонентов?

– Для выхода на конвейер с новым изделием в настоящее время – с учетом специфических требований потребителя – необходимо проведение процедур по разработке и согласованию конструкции, испытаниям, поставке опытной пар­тии, опытно-промышленной партии, одобрению потребителя.

На рынке автокомпонентов сегодня наблюдаем подъем, обусловленный ростом по­требности автомобилестроителей. Наши партнеры работают над задачей увеличить производство, и мы стремимся этому темпу соответствовать. Внеш­них факторов для изменения ценообразования сегодня нет, наши цены согласованы с партнерами, и мы по ним работаем.

– Кто ваши основные конкуренты и что помогает с ними бороться?

– По карданным валам – это группа компаний «Тирсан Кар­дан» (Турция), ООО «Украинский кардан», а также группа российских и китайских производителей. По амортизаторам для грузовых автомобилей конкурируем с ОАО «Барановичский автоагрегатный завод», ООО «Пер­во­уральский автоагрегатный», для легковых – с компанией «Фенокс», АО «Скопинский агрегатный завод». Наметилась острая конкуренция с рядом малых российских производителей, а также с мировыми европейскими и азиатскими брендами.

– Что изменилось в вашем бизнесе после присоединения завода автомобильных агрегатов?

– Мы объединились в 2007 го­ду, став правоприемником всех долгов, которые уже погасили. Для нас это не разные предприятия, а единая производственная структура, которую разве что условно можно разделить на две площадки по производству карданных валов и амортизаторов. Оба производства эф­фективны.

– Актуальна ли для вас проблема неплатежей? Кто пла­тит аккуратнее: отечественные предприятия или иностранные?

– Сегодня российские потребители рассчитываются намного лучше, чем отечественные. Тем не менее вопросы по срокам возврата валютной выручки периодически возникают. Приходится обращаться в Национальный Банк с просьбами о продлении сроков внешнеэкономических сделок. В отношениях с рос­сийскими партнерами самая сложная ситуация с АО «АЗ «Урал». Если говорить о белорусском рынке, то, несмотря на все трудности с расчетами, заводу удается находить приемлемые варианты решения проблем.

– Есть ли у вас планы сотрудничества с производителями легковых автомобилей в Беларуси и России?

– ОАО «Белкард» совместно с другими предприятиями хол­динга «Автокомпоненты» планирует принять участие в про­грамме локализации производства CKD завода СЗАО «БЕЛДЖИ». В соответствии с графиком, утвержденным министром промышленности, ор­ганизация конвейерных поставок амортизаторов подвески автомобилей «Geely» предусматривается в июле 2018 года. Кроме амортизаторов подвески, рассматривается возможность поставки газовых пружин и карданных валов для моделей NL-4, FE-3, NL-3.

Мы также пристально отслеживаем возможность сотрудничества с автосборочными заводами кластеров, действующих в Калининградской, Калужской об­ластях и в других регионах России. В первую очередь это ООО «АВТОТОР Холдинг», которому ранее поставлялись карданные валы для полноприводных KIA Sportage. Оно интересуется компонентами для комплектации корейских и турецких автомобилей.

Ситуация осложняется определенной ограниченностью тех­нических возможностей нашего предприятия, ориентированного на выпуск карданных валов с шарнирами неравных угловых скоростей традиционной конс­трукции. Помимо других факторов, это определяет преимущественные стороны сотрудничества с российскими заводами, выпускающими грузовые и коммерческие машины, а также специальную технику.

Например, в настоящее время завод активно сотрудничает с ОАО «ГАЗ». На его конвейер поставляются амортизаторы для комплектации автомобилей «Соболь», «ГАЗель Бизнес». Ведутся работы по внедрению амортизаторов для семейства автомобилей «ГАЗель NEXT». Освоено производство карданных передач для автомобилей «ГАЗель Бизнес», «ГАЗель NEXT». Также реализуется проект по освоению производства гаммы карданных валов и передач для автомобилей АО «УАЗ». В настоящее время проводятся эксплуатационные испытания опытных образцов на автомобилях «УАЗ Патриот». АО «АЗ «УРАЛ» закупает не только карданные валы и амортизаторы основной подвески, но и элементы подвески кабины «Р».

СПРАВКА «ЭГ»

История «Белкарда» началась в августе 1951 г., когда в Гродно было решено создать ремонтно-подшипниковый завод. В 1955 году он был реорганизован в завод «Автозапчасть».

В 1959 году завод выпустил первую партию карданных валов для автомобилей ЗИЛ-120. С тех пор предприятие начало специализироваться на их выпуске и в 1969 г. получило название «Гродненский завод карданных валов». Его продукция поставлялась по всему СССР.

После распада Советского Союза завод выжил. 28 февраля 1995 г. он был преобразован в ОАО «Белкард». В 2007 г. к нему было присоединено ОАО «Гродненский завод автомобильных агрегатов».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений