Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Мнения
15.07.2016 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как накормить общепит рабочая группа собирает предложения

Белорусский общепит переживает нелегкие времена. Помочь ему объединенными усилиями взялись бизнес и государство. Межведомственная рабочая группа по улучшению условий деятельности субъектов хозяйствования в сфере общественного питания при Минторге собрала поступившие предложения и представила их министерствам, ответственным за принятие конкретных решений. Диапазон вопросов, оказавшихся в поле зрения группы, обширен: от рецептов блюд и украшения десертов – до налогообложения и контроля. При этом участники группы пытаются выбрать из множества предложений лишь конструктивные, способные обеспечить баланс интересов бизнеса, потребителей и государства.

За проблемы общепита взялись не зря, сообщил «ЭГ» вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктор Маргелов. Конечно, это не единственная отрасль, где положение значительно ухудшилось. Но приходится отметить, что здесь в прошлом году впервые с 2009 г. товарооборот ушел в «минус», сократившись на 5,1% – при том, что в 2004-м рост составлял всего 1,6%. А ведь в 2012–2013 гг. темпы роста были более 10%. Но проблемы в общепите позволяют понять, какие общие вопросы необходимо решать и в других секторах. По мнению В.Маргелова, нужна политическая смелость, чтобы разрушать стереотипы. То, что вчера еще было нормой, сегодня становится тормозом.

Есть множество мелких нюансов и пробелов, каждый из которых оборачивается для бизнеса простоями и дополнительными расходами, беготней по кабинетам и штрафами. Длинный список таких проблем разбирает сейчас межведомственная группа. Впрочем, далеко не все предложения могут быть реализованы. Некоторые считаются в профильных министерствах неприемлемыми, другие – малосущественными. Иные затрагивают целый ряд смежных сфер регулирования и тормозятся потому, что требуют перемен в других отраслях, а то и в экономике в целом.

НАПРИМЕР, поступили предложения усовершенствовать нормы законодательства, регулирующие вопросы рекламы, в т.ч. проведения рекламных игр и различных акций, отменить или хотя бы сократить обязательные ассортиментные перечни,  предоставить субъектам общепита право самостоятельно устанавливать в кафе и ресторанах правила поведения для клиентов (разумеется, в рамках законодательства). Бизнес просит отменить требование об обязательном профессиональном образовании для официантов, барменов, позволить самостоятельно обучать работников и присваивать им разряды. Лишним считают рестораторы обязательное требование о наличии меню на иностранном языке (кроме, возможно, объектов придорожного сервиса), и в целом количество информации, которую предписывается доводить до посетителей. Зато насущной необходимостью видится регламентация работы летних площадок как продолжение зала, либерализация закупки продуктов, в т.ч. у населения, а также алкоголя, в т.ч. импортного.

Для общепита кажется актуальным введение официального запрета приносить и распивать алкогольные напитки. Одновременно предлагается отменить предельную максимальную наценку с учетом наценки общепита на крепкий алкоголь, разрешить применять разные наценки и скидки в зависимости от порции и времени работы.

Предложения межведомственной группы, в случае их принятия, должны способствовать снижению цен в общепите. Они позволят сократить затраты, не влияющие на качество продукции. Значительная часть издержек связана с необоснованным дополнительным госрегулированием, навязанными услугами сторонних организаций, считает В.Маргелов. При этом не стоит волноваться за качество. Никакие нормативные правовые акты не могут повлиять на качество лучше, чем заинтересованность владельцев и персонала предприятий. В советские времена был слоган «совесть – лучший контролер», и теперь он по-прежнему актуален – хотя чаще именуется заботой о деловой репутации и лояльности клиентов.

СЕРЬЕЗНО сдерживают сегодня развитие общепита существующие требования к производственным помещениям, хранению и использованию продуктов, спецодежды. Не случайно в собранных группой предложениях этой теме посвящен целый блок. Объем требований, разрешений и согласований здесь таков, что иные предприниматели всерьез обдумывают уход из ресторанного бизнеса. Поэтому каждый элемент важен, он несет дополнительные человеческие, и материальные затраты. Порой объекту грозит закрытие только потому, что рабочий халат висел не на положенном месте.

Речь идет не о тотальной либерализация санитарно-гигиенических требований, а о разумной их корректировке, которая не привела бы к ухудшению качества и безопасности продукции. Споры здесь идут «до хрипоты», вспоминает В.Маргелов. Предприниматели считают, что нормы, которые на определенном этапе играли свою роль, сегодня либо абсурдны, либо сверхдороги, либо не имеют практической пользы. Их выполняют, но на качество это никак не влияет, зато требует лишних расходов. Однако Минздрав очень жестко стоит на страже соблюдения правил и норм, и очень тяжело убеждать чиновников что-нибудь отменить, отмечает В.Маргелов. Например, норма жизни живой рыбы в аквариумах супермаркетов была 24 часа. Но она благополучно плавала бы и дольше, хотя по санитарным нормам, если ее еще не купили, то с ней нужно что-то сделать: то ли убить, то ли на переработку отправить. Конкретных указаний нет, но никто и не объясняет, как подобные требования влияют на качество. Потребовался серьезный спор, чтобы эта норма была адаптирована к реальности.

Впрочем, основная проблема белорусского общепита – это отсутствие платежеспособного спроса. Поэтому больше всего предпринимателей заботит, как сделать кафе и рестораны более доступными для населения. Неудивительно, что среди рассматриваемых предложений столько места занимают вопросы платежей и налогов.

Так, ряд инициатив субъектов хозяйствования посвящен упрощению правил ведения кассовых операций. Например, в малом бизнесе при ведении дел нужно сделать запись в книгу операциониста, разнести в кассовую книгу, составить приходные и расходные ордера. При определенных условиях, в частности при применении упрощенной системы налогообложения или уплаты налога на вмененный доход, некоторые нормы становятся необязательными. Предприниматели полагают, что если вести учет выручки по показаниям кассового аппарата, можно избавиться от ряда операций и оформления документов.

СЛОЖНЕЕ найти пути снижения налогового бремени. На сегодня проблемы, связанные с налогами на выручку и УСН, иногда отходят на второй план, уступая место имущественным платежам. В.Маргелов отмечает стремительный рост роли налогов на недвижимость и на землю. Они из-за введения повышающих коэффициентов, по официальным данным, у некоторых субъектов хозяйствования за последние 4–5 лет возросли более чем в 10 раз. Между тем выручка за это же время увеличивается куда медленнее. На заседании Конфедерации промышленников и предпринимателей первый вице-премьер В.Семашко обмолвился, что у государства есть желание взять побольше налогов. Но когда оно перевешивает способность предприятий заплатить, то те попросту разоряются, предостерег В.Маргелов. Поэтому здесь требуется взвешенный подход, разумеется, не только в общепите.

Опыт автосервиса показывает, что налог на вмененный доход, несмотря на внешнюю простоту, чреват многими опасностями. Когда  такой налог вменили не только на мастеров, но и на того, кто принимает заказы, на бухгалтера, на уборщицу, на директора, то в результате чуть не угробили мелкий автосервис, отмечает В.Маргелов. Когда чиновники начинают говорить о таких вещах, они теряют чувство меры.

Еще, что стоит пробудить, – справедливость. Например, в республике хорошие темпы развития агроэкотуризма стали возможны благодаря символическому налогообложению – 1 базовая величина в год. В то же время рядом существуют объекты придорожного сервиса, которые несут гораздо большую налоговую нагрузку. При этом выручку копят по копеечкам: кому – стакан сока, кому – бутерброд, кому – пачку сигарет. Их издержки очень велики, отмечает В.Маргелов, а налогообложение – по полной программе. Поэтому предлагается «оставшиеся в живых» объекты придорожного сервиса (кроме тех, которые работают при АЗС) приравнять к объектам агроэкотуризма, хотя бы с повышающим коэффициентом. Минторг одобрил такую идею. Далее – дело за МНС.

СЕКТОР общественного питания в республике в последние годы растет плавно. По данным статистики, если в 2011 г. в стране насчитывалось 12 тыс. объектов общепита и 745 тыс. посадочных мест, то за 3 последующих года число первых выросло на 1,7%, а вторых – на 2,4%, в 2015-м – еще на 2,5 и 0,7% соответственно. В частности, в Минске за прошлый год число объектов общепита выросло с 2372 до 2488, а посадочных мест в них – со 151,4 до 155,2 тыс. Поэтому планы чиновников резко увеличить в 2016–2020 гг. число новых посадочных мест вызывают у предпринимателей удивление.

«Эта идея имеет шансы на реализацию, если изменятся потребности и населения, – считает В.Маргелов. – Общепит станет интенсивно развиваться, когда обедать в нем будет дешевле, чем дома: скажем, за 2–3 деноминированных рубля. Но для этого нужен рост потока посетителей, обеспечивающих выручку за счет объемов, а не цен. Получается замкнутый круг: если посетителей мало – то цены высокие, а снижать их можно только при большом количестве клиентов. Тогда не исключено, что появится возможность расширения».

«Когда-то мы инициировали программу «100 кафе у дома». Для нее нужны были площадки, в т.ч. под временное строение, чтобы ставить павильоны, – вспоминает В.Маргелов. – В результате было предложено около 200 площадок, но окончательные заключения были выданы только на две из них, а со временем и они куда-то пропали. Мы не получили места под расширение кафе «у дома». Поэтому, чтобы дополнительные места в общепите создать, надо вначале определиться с помещениями. А с этим большая проблема».

Итак, для развития общепиту нужно многое. Удобно расположенные помещения и не слишком обременительные налоги, разумное регулирование и умеренный контроль, а главное – голодные, но платежеспособные посетители.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by