Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Влияние COVID-19: шоков избежать не удалось

Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

В Беларуси нет масштабных ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса. Но экономика испытала из-за нее внутренние и внешние шоки. Сгладить негативный эффект помогла растянутость во времени. К такому выводу пришли эксперты исследовательского центра в рамках проекта «COVID-19: экономические последствия в Беларуси».

Авторы начиная с марта 2020 г. проводили социологическое исследование среди городского населения, изучая эффекты влияния пандемии на социально-экономическую сферу.

В некотором роде пример Беларуси остается исключительным объектом для изучения.

 

«Несмотря на то что наше правительство обычно любит патерналистскую роль государства в экономике, в минувшем году Беларусь представляет собой уникальный эксперимент о том, как пандемия влияет на экономику при невмешательстве государства», – подчеркнул во время презентации исследования эксперт Лев Львовский.

 

Однако в прошлом году в стране происходили предвыборные и пост­выборные политические события, и отделить негативный эффект влияния на экономику пандемии коронавируса от других факторов непросто. Достаточно вспомнить и то, что начало года ознаменовалось продолжением спора вокруг цены и условий поставок в Беларусь российских энергоносителей, что само по себе традиционно является одним из ключевых факторов развития ситуации.

Итак, страна прошла две первые волны заболеваемости коронавирусной инфекцией без значимой поддержки частного бизнеса, но с точечной поддержкой госсектора, без введения локдауна и применения специальных мер социальной поддержки населения.

 

Мобильность и внешние рынки

ВВП Беларуси упал, но не так сильно, как в других сопоставимых с ней странах, – по итогам минувшего года на 0,9%.

 

«Рецессия 2020 г. в мире не была естественной, – пояснил Лев Львовский. – В большинстве стран снижение выпуска происходило искусственно – из-за того, что власти, заботясь о здоровье населения, вводили полные или частичные локдауны».

 

Однако Беларусь все равно оказалась подвержена двум типам связанных с COVID-19 экономических шоков. Первый эксперты сформулировали как шок мобильности населения – несмотря на отсутствие серь­езных формальных противоэпидемиологических ограничений, весной прошлого года значительная часть населения находилась на самоизоляции. Вторым последствием пандемии стал шок внешнего спроса.

Из результатов периодических опросов населения, проведенных центром, следует, что сильнее всего негативное влияние пандемии ощутили на себе занятые в секторе гостеприимства (общественное питание, гостиничный бизнес, сфера отдыха и туризма), а также транспорт и логистика.

Промышленный сектор также испытал затруднения, но они были смягчены за счет поддержки пре­имущественно в отношении государственных предприятий, несмотря на рост запасов готовой продукции.

Аналитики пришли к выводу о том, что пандемия коронавируса в 2020 г. в РБ имела статистически важное влияние на отдельные группы населения, однако серьезного макроэкономического эффекта удалось избежать из-за того, что различные профессиональные группы испытывали это влияние не одновременно.

 

«На макроуровне экономика справилась довольно хорошо, – пояснил эксперт центра. – При этом на микроуровне мы видим много людей, которые говорили о том, что их доходы уменьшились. Во многом из-за того, что доходы уменьшались в разное время, и не было эффекта всеобщего одновременного падения, в среднем они перекрывались».

 

По мнению авторов исследования, изначально сформулированная дилемма о том, «спасать людей или предприятия во время пандемии», на практике оказалась ложной.

 

«Выиграли те страны, которые помогали и гражданам, и организациям, – считает Лев Львовский. – Серьезный эффект дало т.н. искусственное трудоустройство – возможность людям не работать какое-то время с сохранением заработной платы и элементов соцстрахования. Но сейчас есть мнение, что в США слишком много денег было роздано населению и они поплыли на фондовый рынок надувать «пузыри».

 

Оценка того, насколько сильно белорусская экономика могла упасть в 2020 г. в случае введения серьезных противоэпидемиологических ограничений, не проводилась. Но весной прошлого года эксперты центра посчитали, что при полноценном локдауне во время первой волны заболеваемости (как это было сделано в большинстве развитых стран) потери ВВП составили бы от 5 до 7%, а при повторении таких мер во время второй волны – в пределах 8–11%.

 

Пришла новая волна

Между тем в Беларуси третью неделю наблюдается серьезный подъем заболеваемости коронавирусом. Согласно официальным данным, в день регистрируется уже более 2 тыс.новых больных. С 9 октября по всей стране введен обязательный масочный режим в общественных местах. Власти прорабатывают возможность применения административной ответственности для граждан за нарушение противоэпидемиологических мер.

Вероятнее всего, речь идет о ст. 17.5 КоАП, предусматривающей ответственность как для физических, так и юридических лиц за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, в т.ч. санитарных норм и правил. Ее санкция предусматривает штраф для физлиц – в размере до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя – до 200 БВ, а на юрлицо – до 500 БВ.

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by