Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как изменится страховой рынок с 1 сентября

Указ Президента от 11.05.2019 № 175 «О страховании», основные положения которого вступают в силу с 1 сентября 2019 г., принят в целях создания условий для дальнейшего развития страхового рынка Беларуси, повышения конкурентоспособности отечественных страховщиков и снижения затрат на страхование населения и организаций нашей страны.

Остановимся на наиболее важных нормах этого законодательного акта, сделав акцент на интересах страхователей, т.е. субъектов хозяйствования и граждан.

 

Общие правила для страхового рынка

Указ № 175 вводит «частично уведомительный» порядок осуществления страховой деятельности, который, однако, не отменяет обязанности страховой организации получить специальное разрешение (лицензию) в установленном порядке. В то же время, если лицензия уже получена, то для того, чтобы начать осуществлять тот или иной вид добровольного страхования, достаточно уведомить об этом Минфин в письменной форме.

Вместе с уведомлением необходимо представить утвержденные страховщиком либо объединением страховщиков правила добровольного страхования, базовые страховые тарифы и экономико-математическое обоснование их расчетов. Это дает право уже на следующий день после направления уведомления в Мин­фин начать осуществлять этот вид добровольного страхования, не дожидаясь от него какой-либо реакции.

 

«Электронное» страхование

Прогресс, наконец-то, пришел и на страховой рынок. С 1 сентября для заключения договора добровольного страхования уже не нужно будет ехать в офис страховой компании или встречаться со страховым аген­том. Совсем скоро страховые организации получат право заключать такие договоры в электронном виде.

При этом в Положении о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом № 175 (далее – Положение), установлено, что любой договор добровольного страхования должен быть заключен в письменной форме. В то же время его можно будет заключить путем составления одного текстового документа, в т.ч. в электронном виде, или обменявшись такими документами, подписанными сторонами либо собственноручно, либо с использованием самых разнообразных технических и программных средств, если такой способ подписания позволяет достоверно установить «подписантов» и соответствует соглашению сторон. При этом допускается факсимильное воспроизведение собственноручной подписи с помощью средств копирования, электронная цифровая подпись (ЭЦП) или другой ее аналог, обеспечивающий идентификацию сто­рон по договору.

Более того, в Положении прямо предусмотрено, что «электронные» договоры страхования могут заключаться через официальный сайт страховщика либо организации, получившей от него соответствующие полномочия, например, банка. При этом их можно будет заключать без применения ЭЦП.

И еще одно серьезное упрощение: договор добровольного страхования будет признан заключенным, а его письменная форма – соблюденной, если на письменное предложение страховщика заключить договор (оно также может быть «электронным») страхователь «ответит» уплатой страхового взноса (его части) в установленный в предложении срок.

Еще одно нововведение Указа № 175, облегчающее заключение «электронных» договоров страхования, – это возможность проводить идентификацию обратившихся за заключением договора страхователей и их представителей без личного присутствия указанных лиц. Естественно, для этого у страховой организации должен быть доступ к данным об этих лицах, которые были получены ранее при их идентификации в момент личного присутствия – либо в самой этой организации, либо в организации, которой она поручила проведение такой идентификации, либо в автоматизированных информационных системах, к которым подключена страховая организация.

 

Страхование жизни и дополнительной пенсии

Для развития данного сегмента страхового рынка Указом № 175 с 1 января 2019 г. предусмотрено следующее:

страхователям – юридическим лицам дано право включать в затраты, учитываемые при налогообложении, страховые взносы по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным в пользу своих работников со страховыми организациями независимо от формы собственности (сейчас такое право есть только по договорам, заключенным с госорганизациями). Как показывает практика других стран, появление возможности отнести на затраты те или иные расходы на своих работников приводит к резкому росту таких расходов;

страховым организациям, которые осуществляют страхование жизни, дается право одновременно со страхованием жизни и дополнительной пенсии осуществлять лич­ное страхование, не относящееся к страхованию жизни, за исключением добровольного страхования от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу;

минимальный срок, на который может быть заключен договор страхования жизни и дополнительной пенсии, сокращен с трех лет до одного года.

 

Обязательное страхование

Указом № 175 внесены серьезные изменения и в порядок осуществления отдельных видов обязательного страхования.

1. «Автогражданка»

Нововведения в этом виде страхования направлены на защиту интересов страхователей по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспорт­ных средств (именуемых в народе «автогражданкой»), в т.ч. пострадавших в результате ДТП. С 1 января 2019 г. здесь предусмотрено следующее:

предельная величина страховой выплаты, которую можно будет получить в случае оформления ДТП по так называемому «европротоколу», т.е. без вызова ГАИ, увеличена с 400 до 800 EUR;

– у страхователей появляется возможность заключения внутренних договоров «автогражданки» в электронном виде;

стоимость восстановительного ремонта поврежденных при ДТП деталей теперь можно будет рассчитывать без учета износа при замене по­врежденных деталей рулевого управления, тормозной системы и систем ABS по специальному перечню;

– существенно (практически в два раза) снижены страховые взносы по внутренним договорам «автогражданки» для электромобилей (с 43,1 до 23,9 EUR на год) и гибридных автомобилей (с 59,7 до 33,2 EUR на год).

Кроме того, расширен перечень лиц, которым может быть выплачено страховое возмещение по данному виду страхования. В него дополнительно включены организации, оказавшие услуги по восстановлению (ремонту) иного имущества, которое пострадало в результате ДТП (не самого транспортного средства). Они теперь смогут получить свою «долю» возмещения не от потерпевшего, что зачастую весьма затруднительно, а непосредственно от страховщика.

2. Несчастные случаи на производстве и профзаболевания

В первую очередь отметим расширение Указом № 175 перечня застрахованных лиц по данному виду страхования, к которым теперь будут относиться граждане Беларуси, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно пребывающие в Беларуси, жизнь и здоровье которых подлежат этому страхованию (ранее к такой категории относились только лица, проживающие в Беларуси). Также предусмотрено, что данный вид страхования будет распространен и на обучающихся, которые привлекаются к оплачиваемым видам работ во время прохождения практики, производственного обучения или стажировки.

Главное нововведение для данного вида обязательного страхования – это то, что пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями, а также доплаты до среднего заработка застрахованным лицам, которые временно переведены на более легкую нижеоплачиваемую работу из-за повреждения здоровья в результате страхового случая, теперь будут назначаться и выплачиваться не нанимателями, а Белгосстрахом.

Для назначения и получения указанных пособий и доплат пострадавший работник должен будет обратиться в Белгосстрах с соответствующим заявлением. При этом оно может быть подано и через нанимателя, хотя это и не обязательно.

Со своей стороны наниматель должен будет представить в Белгосстрах необходимые документы для назначения указанных пособий и доплат. Законодательством предусмотрена и административная ответственность в виде штрафа в размере 10 базовых величин, налагаемого на нанимателя в случае неисполнения этой обязанности.

 

Иные изменения

Внесены изменения и в другие виды обязательного страхования: граж­данской ответственности перевозчика перед пассажирами; перевозчика опасных грузов; субъектов хозяйствования за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов. По ним лимиты ответственности, размеры страховых взносов и страховых возмещений теперь будут исчисляться в белорусских рублях.

По третьему из указанных видов страхования расширен перечень событий, признаваемых страховым случаем, и дифференцированы размеры страховых взносов исходя из состояния пожарной безопасности объектов – чем ее уровень выше, тем меньший страховой взнос придется платить. Разработчики Указа № 175 надеются, что такой экономический стимул будет работать, и субъекты хозяйствования станут больше заботиться о пожарной безопасности, состояние которой страховщик будет определять на основе заполненного страхователем чек-­листа, содержащего сведения о со­стоянии пожарной безопасности объекта.

Кроме того, уменьшены страховые тарифы по обязательному страхованию:

– строений, принадлежащих гражданам, – с 0,14 до 0,13%;

– гражданской ответственности антикризисных управляющих – с 0,8 до 0,6%;

– ответственности риэлтерских организаций за причинение вреда при осуществлении своей «профильной» деятельности – с 1,75 до 0,6%.

Среди других изменений отметим, что минимальный размер уставного фонда страховых организаций и страховых брокеров установлен Указом № 175 в белорусских рублях и составляет 11 млн и 55 тыс. руб., соответственно.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by