Как изменить должностную инструкцию
Вправе ли руководитель расширять должностные обязанности работников?
В соответствии со ст. 19 ТК трудовой договор должен обязательно содержать сведения о трудовой функции (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией).
В Примерной форме контракта нанимателя с работником, утв. постановлением Совмина от 2.08.1999 № 1180, предусмотрена обязанность работника добросовестно выполнять работу согласно перечисленным должностным обязанностям или прилагаемой должностной инструкции (подп. 3.1 п. 3). Аналогичные нормы предусмотрены подп. 8.1 п. 8 Примерной формы трудового договора, утв. постановлением Минтруда от 27.12.1999 № 155.
Таким образом, законодательство о труде допускает два варианта закрепления сведений о трудовой функции (должностных обязанностях) работника:
– непосредственно в трудовом договоре (контракте);
– в должностной инструкции, которая прилагается к трудовому договору (контракту).
Согласно п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 2.01.2012 № 1, должностная инструкция служащего разрабатывается в соответствии с содержанием раздела «Должностные обязанности» квалификационной характеристики должности, которую он занимает. Должностная инструкция является локальным нормативным правовым актом организации (ЛНПА), разрабатываемым и утверждаемым нанимателем самостоятельно. В должностной инструкции определяется конкретная трудовая функция (должностные обязанности) служащего, а также его права и ответственность.
Должностные инструкции включены в Примерный перечень документов, подлежащих утверждению (приложение 3 к Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4).
Согласно ст. 55 ТК работники обязаны подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и ЛНПА, а также исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, ЛНПА и трудового договора. В свою очередь, наниматель при организации труда работников обязан своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях работника и знакомить с ними. Порядок и сроки ознакомления законодательством не установлены.
Если изменения вносятся в должностную инструкцию работника в пределах должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по соответствующей должности, то правовых последствий для этого работника в данном случае не наступает. В силу п. 10 ст. 55 ТК наниматель обязан ознакомить работника с внесенными в должностную инструкцию изменениями. При этом предварительное уведомление работника, а также заключение с ним дополнительного соглашения к трудовому договору (контракту) об изменении должностной инструкции не требуется.
Внесение в должностную инструкцию новых должностных обязанностей, не предусмотренных квалификационной характеристикой по соответствующей должности, является для работника изменением существенных условий труда (изменением трудовой функции) и должно оформляться в порядке, предусмотренном ст. 32 ТК.
Ответ: Да, вправе, но при соблюдении норм, установленных законодательством.