Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Исследования, рейтинги
30.05.2020 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как изменились настроения предпринимателей за 3 месяца: опубликованы результаты исследований состояния малого и среднего бизнеса

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Исследовательский центр ИПМ представил результаты ежегодного опроса по проблемам развития малого и среднего бизнеса в Беларуси, который был проведен в январе-феврале 2020 г., перед началом кризиса.

В исследовании приняли участие представители 400 малых и средних предприятий частной формы собственности. Респондентами выступали директора, собственники и ведущие специалисты, которым предложили оценить экономическое положение своих предприятий и условия ведения бизнеса по стране в целом.

Одновременно с результатами исследования были представлены итоги более позднего опроса, проведенного компанией MIA Research для белорусского центра экономических исследований в апреле 2020. Сравнение результатов двух исследований хорошо иллюстрирует изменение настроений предпринимателей, произошедшее вследствие возникновения эпидемии коронавируса, вызвавшей серьезные экономические последствия.

 

Голоса белорусского бизнеса

Авторы исследования проделали большую работу, чтобы обеспечить достаточную репрезентативность полученных данных. В опросе приняли участие предприятия разной численности работников, представляющие разные регионы страны и принадлежащие к разным сферам деятельности. 55,8% компаний респондентов были зарегистрированы в Минске (39,5%) и Минской области (16,3%). Вторая половина опрошенных представляет собой предприятия, действующие в других областях страны: Брестской – 11,3%, Витебской – 9%, Гомельской – 8,8%, Гродненской – 7,8%, Могилевской – 7,5%. В основном это зрелые бизнесы с возрастом 10 лет и выше (65,4%), остальные по дате регистрации попадают в диапазон 2010-2018 гг. (33,1%). По количеству работников это в основном малые предприятия с численностью в диапазоне 16-50 человек (70,8%), остальные – бизнесы, численность работников которых (более 50 чел.) позволяет классифицировать их как среднее предприятие (29,2%).

Распределение опрошенных по сферам деятельности показывает, что исследование охватывает большинство основных видов экономической деятельности. Это промышленность (29,3%), торговля и ремонт (22,8%), строительство (17,5%), финансовая деятельность (10,8%), сельское хозяйство (6,8%), транспорт и связь (6%). Основные клиенты предприятий, принявших участие в опросе – другие компании (82,3%), физические лица и государственные организации среди их клиентов встречаются реже – 32,3% и 25% соответственно.

Охват апрельского исследования куда более скромный – 143 респондента. Однако следует понимать, что организация полноценного исследования требует большего времени, поэтому при проведении апрельского опроса организатором пришлось пожертвовать репрезентативностью для более оперативного предоставления информации.

 

От умеренного оптимизма в январе к шоку в марте-апреле

Несмотря на то, что уже в январе-феврале 2020 г. наметились первые признаки кризиса (снижение темпов роста экономики, ослабление национальной валюты), белорусский бизнес все еще чувствовал себя неплохо и был настроен довольно оптимистично. Большинство опрошенных представителей бизнеса охарактеризовали текущее экономическое положение своих предприятий как нейтральное (47,5%) или скорее хорошее (42,3%). Сохранение прежнего уровня или незначительное улучшение своего экономического положения по сравнению с прошлым годом отметили 74,8% предпринимателей.

В разрезе отдельных показателей деятельности (респондентам предлагалось оценить объем продаж, кредиторскую и дебиторскую задолженность, численность сотрудников, инвестиции, полученную предприятием прибыль) нейтральных и умеренно положительных оценок в целом было больше, чем отрицательных. Распределение ответов по кредиторской и дебиторской задолженности (более 80% ответов типа «осталась без изменений» или «незначительно выросла») говорит о том, что проблема финансовых расчетов была самой актуальной проблемой на тот момент для большинства белорусских предприятий.

Лучше всего об оптимистичных настроениях бизнеса свидетельствует распределение ответов на вопрос об основной цели бизнеса, которую ставили пред собой предприниматели в начале года. Общее количество респондентов, которые были нацелены на расширение бизнеса (46,8%) не сильно отличалось от доли тех предпринимателей, которые уже тогда были нацелены на сохранение достигнутых результатов (50,5%).

Однако в марте-апреле 2020 г. все изменилось. Результаты опроса показывают, что большинство предпринимателей (78,3%) столкнулись с резким сокращением спроса на внутреннем рынке, а проблема сохранения размера аренды и налогов при сокращении деятельности стала более актуальной, чем ослабление национальной валюты – 57,3% против 40,6%. Таким образом, можно сказать, что проблема роста курса основных валют по отношению к белорусскому рублю, которая была основным драйвером неопределенности в начале 2020 г., отошла на второй план перед лицом новой угрозы – резкого сокращения спроса из-за эпидемии коронавируса.

Почему так быстро изменилась риторика предпринимателей? Данные апрельского исследования показывают, что столкнувшись с новыми реалиями, бизнес стал в первую очередь  оптимизировать прочие расходы (81,8%) и фонд оплаты труда за счет снижения зарплат и премий (46,2%) или перевода работников на неполный рабочий день (42,7%). Из-за этого по цепочке начали сокращаться доходы других предприятий и населения, бизнес стал придерживать деньги для самых необходимых платежей, что привело к дальнейшему ухудшению ситуации с расчетами в экономике. В итоге ситуация по цепочке стала задевать все больше и больше предприятий из самых разных отраслей экономики, а не только тех, кто казался основными жертвами эпидемии.

 

Низкий запас финансовой прочности и дальнейшее снижение инвестиционной активности

Вторая причина, по которой белорусский бизнес оказался не готов к резкому сокращению выручки – отсутствие финансовых резервов. Результаты апрельского опроса показывают, что наиболее уязвимыми оказались предприятия, оказывающие услуги в сферах творчества, развлечений и отдыха, временного проживания и питания и строительства – более 60% опрошенных предприятий, работающих в этих сферах могут финансировать свои расходы менее 2 месяцев. Среди остальных отраслей доля аналогичных компаний варьируется между 20% (информация и связь, образование, сельское хозяйство) и 30% (промышленность, оптовая и розничная торговля). Если не оказать поддержку этим отраслям доля уволенных значительно возрастет, а ситуация с неплатежами усугубится вплоть до роста количества предприятий, ушедших в процедуру банкротства.

Напомним, что согласно данным Белстата количество убыточных организаций в январе 2020 г., т.е. до начала кризиса, составляло 23,3% от общего количества предприятий в стране, а размер убытка на одну убыточную организацию за относительно неплохой 2019 г. вырос более чем в 2 раза – с 239,1 до 495,7 тыс. руб. Наиболее высокая концентрация убыточных предприятий уже тогда наблюдалась в оптовой и розничной торговле (33%) и сфере услуг временного проживания и общепита (35,2%). В дальнейшем ситуация будет только услугубляться.

Результаты опроса, проведенного в январе-феврале 2020 г., показали, что только некоторые предприятия малого и среднего бизнеса еще планировали осуществлять инвестиции  и капитальные вложения. 26,5% предприятий, принявших участие в опросе, прогнозировали небольшие инвестиции, 2,8% планировали крупные инвестиционные проекты в ближайшем будущем. В текущей ситуации большинство запланированных инвестиций будут отложены на неопределенный срок. Необходимо понимать, что инвестиции и капитальные вложения белорусскими предприятиями осуществляются преимущественно внутри страны, поэтому сокращение инвестиций означает, что предприятия будут покупать меньше техники, откажутся от открытия новых производств и расширения занимаемых площадей, что означает потерю в доходе для многих участников производственных и инвестиционных цепочек.

 

Не только налоги и рабочие места

Однако кризис принес не только проблемы для бизнеса, подчеркнул лучшие черты белорусских предпринимателей – способность сопереживать и помогать. Хорошо отражает вовлеченность белорусского бизнеса в разные формы социального предпринимательства и благотворительности результаты январского опроса. 17% опрошенных (69 предприятий из 400) оказывали финансовую поддержку социальным проектам, 7,3% – культурным, 3% – экологическим. 31 предприятие заявило, что они за последние 12 месяцев реализовали такие проекты собственными силами. 20 компаний из числа опрошенных нанимают работников с инвалидностью, 19 трудоустраивают людей из социально-уязвимых категорий населения.

Даже в условиях эпидемии коронавируса, столкнувшись с резким сокращением расходов, многие белорусские предприниматели продолжают заниматься благотворительностью и сплачиваются перед лицом общей угрозы. Так, результаты апрельского опроса показывают, что 9% малых и средних компаний оказывают финансовую помощь больницам, 7% перечисляют средства волонтерам, помогающим медикам, 1%  переориентировал производство под востребованные в период пандемии товары и 5% предлагают свои площади в безвозмездное пользование.

Мы пишем это для того, чтобы напомнить, что предприниматели – это не только налоги, рабочие места и сервис, позволяющий нам удовлетворять наши потребности в различных уголках страны. Предприниматели – это еще и лидеры белорусского общества, которые рискуют и берут на себя ответственность, чтобы мир вокруг становился лучше. Многие некоммерческие проекты так и остались бы нереализованными, если бы не поддержка предпринимателей. Поэтому считать малый и средний бизнес «торгашами» и «спекулянтами» – ошибка, которая только разобщает белорусское общество в эти непростые времена.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений