Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как и зачем инвесторы покупают белорусский бизнес?

Дементий Юферев

Последние несколько лет устойчиво растет количество сделок, предметом которых являются целые предприятия: розничные сети, пищевые производства, ИТ-компании. Как происходят такие операции, «ЭГ» рассказал один из ведущих отечественных экспертов в области слияния и поглощения компаний, директор по инвестиционному банкингу компании Capital Times Дементий Юферев.

Зачем иностранные компании покупают белорусских конкурентов?

Затем, что каждая страна – это и национальное законодательство, и особенности менталитета ее граж­дан, и особые условия развития национальной экономики. Кроме того, «тепличные» условия работы на внутреннем рынке Беларуси постепенно закончились – их заменяет все более жесткая конкуренция.

По мере прихода к нам серьезных иностранных компаний меняются и условия игры. В большинстве отраслей выгоднее купить готовое производство, бренд, клиентскую базу, долю рынка, а не строить это все много лет с нуля. Поэтому крупные игроки все чаще заходят на наш рынок через сделки-слияния (M&A (mergers and acquisitions) – слияния и поглощения компаний).

Так что покупка бизнеса иностранной компанией – это не рейдерский захват. Сегодня это наиболее продуманный и спланированный ход для обеих сторон сделки: и для продавца, и для покупателя. Вход нерезидента на внутренний рынок через приобретение одного из лидеров желаемого сегмента дает возможность реализовать свои жизненные, финансовые планы и собственнику белорусского бизнеса. Поэтому РБ сегодня, как никогда ранее, вовлечена в процессы заключения таких сделок.

Один из недавних примеров M&A в Беларуси – продажа акционерами небольшого молокозавода своих акций международному пищевому концерну Lactalis (Франция).

Проведение M&A возможно и в госсекторе – никаких прямых запретов на это не установлено. Примером может служить продажа госсобственности с привлечением иностранного инвестора. Однако ввиду специфики обращения с гос­собственностью, с учетом громозд­кости разного рода согласований и прочих бюрократических процедур бизнес ищет более легкие пути. И пока реальных прецедентов с участием государства и частного капитала, увы, очень мало.

Один из известных – интеграция госпредприятия «Витебские меха» в обувной холдинг «Марко». Хотя это все же не сделка M&A в чистом виде.

А кто и зачем в Беларуси сегодня готов продать свой бизнес?

Все очень просто – в первую очередь, это собственники, которые столкнулись с проблемами нехватки средств на развитие, недостатком компетенций для дальнейшего роста компании. Согласитесь, многие руководители понимают, о чем идет речь.

Официальная статистика говорит о том, что белорусский бизнес «по­взрослел»: количество подобных сделок устойчиво растет. Это также показатель того, что на нашем национальном рынке уже сформировались собственные бренды, которыми хотят владеть зарубежные компании.

Кроме того, это говорит о том, что появились состоявшиеся собственники предприятий, которые уже могут получить достойное вознаграждение за долгие годы кропотливой работы по созданию и укреплению бизнеса и уйти на покой, на обеспеченный заслуженный отдых через разовую продажу своих акций или долей в фирме.

Есть еще и скрытый фактор, подстегивающий готовность белорусов пускать в свой бизнес профильных иностранных инвесторов: пол­ноценная интеграция целых отраслей нашей экономики в мировую. На фоне ужесточения конкуренции с крупными игроками, имеющими колоссальные ресурсы, белорусский предприниматель вполне может продать свой бизнес транснациональной компании, но сам таким образом «останется в игре», станет членом более сильной команды.

Однако есть и «подводные камни»: относительно мелкий бизнес (оборот до 5–10 USD млн в год) сложнее всего продать, поскольку он обычно жестко связан с фигурой собственника (он же, как правило, непосредственный руководитель).

Еще хуже – если собственников несколько и между ними нет согласия. Внутренние противоборства могут привести к развалу фирмы, а это те маячки, которые сразу настроят против такой сделки потенциального покупателя. Так что, как говорил известный герой мультфильма: «Давайте жить дружно», – если рассчитываем привлечь серьезного инвестора.

Как и любая обычная сделка, M&A – это тоже процесс выбора партнера на основах равноправия участников, отбор вариантов по опре­деленным критериям, это мак­симально выгодный эффект такой купли-продажи для обеих сторон.

Однако белорусская реальность такова, что кризис управленческих решений слишком часто приводит бизнес к порогу ликвидации либо банкротства. Продажа бизнеса, дошедшего до плачевного состояния, – это выход из ситуации, хотя и не лучший. И такое бывает. Сейчас на слуху, по сути, возрождение производства чипсов «Онега» через выкуп его акционером одной из розничных сетей. Прежние владельцы потеряли свои доли в этом бизнесе.

Что часто пугает собственника при озвучивании предложения о продаже бизнеса?

Многие воспринимают это как потерю – статуса, власти, дохода, смысла жизни, своего места в бизнесе. Но не все так однозначно.

Прежде всего, собственник при правильном подходе к сделке M&A приобретает такие бонусы, как реальные деньги сразу и на руки, расширение сферы влияния компании (бренда) на рынке, защита бизнеса и нивелирование внутренних и внеш­них рисков.

Помните: M&A работает, если мы заранее знаем, кому и с какой целью продаем бизнес!

Привлекая профессионалов (необходимы, как минимум, финансовый советник и корпоративный юрист), можно настолько грамотно подойти к проведению сделки, что не только не утратить своей роли в бизнесе, но и укрепить ее.

Например, в договоре о продаже бизнеса прописать поэтапный переход управления компанией от одного партнера к другому, очередность руководства компанией, процент получения дохода каждым из партнеров от прибыли, остаться не действующим руководителем, но почетным, и многое другое. Все зависит от ваших предпочтений и амбиций, а также от того, что нужно бизнесу.

К тому же сделка M&A – это продажа не просто бизнеса, а денежного потока, технологий, клиентов, рын­ков сбыта и команды.

Так что, если вы важный игрок команды, то не потеряете своего места и не утратите своей значимости. Именно на то, что ваш бизнес станет проводником на внутренний рынок, а вы сами – тем экспертом, который уже занимает значимую позицию среди компаний вашей сферы, часто и рассчитывает покупатель. А вы продаете долю в предприятии и получаете реальные перспективы, которых без иностранного инвестора у вас не было бы.

Как правильно продать компанию?

Алгоритм прост:

– приведите в порядок все биз­нес-процессы (финансовую и юридическую картину бизнеса);

– организуйте качественный уп­рав­ленческий учет и аудит на протяжении хотя бы 2–3 лет.

Лучше всего доверить решение этих задач профессионалам, в пер­вую очередь – консультантам, финансовым советникам.

С­троить компанию сразу под продажу может позволить себе разве что бизнесмен с уже имеющимся опытом проведения сделок M&A. Ведь изначально почти все белорусские бизнесмены нацеливают свой бизнес только на получение прибыли и естественный рост. По прошествии времени для некоторых актуальным становится вопрос скупки более мелких конкурентов, подрядчиков, сторонних бизнесов, которые с большой выгодой, с синергетическим эф­фектом можно интегрировать в уже существующий.

Так, например, г-н Мошенский приобрел ряд компаний в сфере переработки молока, а потом – сеть уни­версамов «Рублевский».

Само­стоятельно построить завод и запустить производство намного слож­нее, чем купить действующее пред­приятие, с командой и клиентами, но требующее твердой управленческой руки, новых компетенций или подходов.

Специфика отечественных пред­приятий, производящих молочные продукты, состоит в закреплении за предприятием некоторой «сырьевой зоны» – конкретных сельхозпредприятий, владеющих коровами и фермами и поставляющих сырое молоко. То есть покупка молокозавода – это и приобретение сырьевой зоны.

Расширение бизнеса, начатого как производство продуктов питания, логичнее всего идет по пути приобретения сети магазинов, в которой эти продукты можно продавать, – так называемое вертикальное слияние: инвестор приобретает два звена на пути товара к конечному по­требителю.

Принцип покупки чужого бизнеса может быть иной – объединение за счет расширения зоны продаж (горизонтальное слияние). Как пример такой сделки, можно привести объединение торговых сетей «Гиппо» и «Белмаркет». Горизонтальное слияние помогает повысить эффективность, включить режим экономии. Покупатель всегда рассчитывает, что объединенная компания будет работать эффективнее, чем два бизнеса по отдельности до слияния. И это приведет к увеличению прибыли и (что важно для акционеров) к росту стоимости бизнеса.

Таких сделок, когда крупные пред­приятия покупают столь же мас­штабный бизнес, в нашей стране немного. Чаще средние белорусские компании переходят под полный или частичный контроль стратегических  инвесторов из других стран (приобретение профильным польским ин­вестором сети «Буслик» в конце 2018 г., многочисленные сделки в сфере ИТ).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений