Как и зачем инвесторы покупают белорусский бизнес?
Последние несколько лет устойчиво растет количество сделок, предметом которых являются целые предприятия: розничные сети, пищевые производства, ИТ-компании. Как происходят такие операции, «ЭГ» рассказал один из ведущих отечественных экспертов в области слияния и поглощения компаний, директор по инвестиционному банкингу компании Capital Times Дементий Юферев.
– Зачем иностранные компании покупают белорусских конкурентов?
– Затем, что каждая страна – это и национальное законодательство, и особенности менталитета ее граждан, и особые условия развития национальной экономики. Кроме того, «тепличные» условия работы на внутреннем рынке Беларуси постепенно закончились – их заменяет все более жесткая конкуренция.
По мере прихода к нам серьезных иностранных компаний меняются и условия игры. В большинстве отраслей выгоднее купить готовое производство, бренд, клиентскую базу, долю рынка, а не строить это все много лет с нуля. Поэтому крупные игроки все чаще заходят на наш рынок через сделки-слияния (M&A (mergers and acquisitions) – слияния и поглощения компаний).
Так что покупка бизнеса иностранной компанией – это не рейдерский захват. Сегодня это наиболее продуманный и спланированный ход для обеих сторон сделки: и для продавца, и для покупателя. Вход нерезидента на внутренний рынок через приобретение одного из лидеров желаемого сегмента дает возможность реализовать свои жизненные, финансовые планы и собственнику белорусского бизнеса. Поэтому РБ сегодня, как никогда ранее, вовлечена в процессы заключения таких сделок.
Один из недавних примеров M&A в Беларуси – продажа акционерами небольшого молокозавода своих акций международному пищевому концерну Lactalis (Франция).
Проведение M&A возможно и в госсекторе – никаких прямых запретов на это не установлено. Примером может служить продажа госсобственности с привлечением иностранного инвестора. Однако ввиду специфики обращения с госсобственностью, с учетом громоздкости разного рода согласований и прочих бюрократических процедур бизнес ищет более легкие пути. И пока реальных прецедентов с участием государства и частного капитала, увы, очень мало.
Один из известных – интеграция госпредприятия «Витебские меха» в обувной холдинг «Марко». Хотя это все же не сделка M&A в чистом виде.
– А кто и зачем в Беларуси сегодня готов продать свой бизнес?
– Все очень просто – в первую очередь, это собственники, которые столкнулись с проблемами нехватки средств на развитие, недостатком компетенций для дальнейшего роста компании. Согласитесь, многие руководители понимают, о чем идет речь.
Официальная статистика говорит о том, что белорусский бизнес «повзрослел»: количество подобных сделок устойчиво растет. Это также показатель того, что на нашем национальном рынке уже сформировались собственные бренды, которыми хотят владеть зарубежные компании.
Кроме того, это говорит о том, что появились состоявшиеся собственники предприятий, которые уже могут получить достойное вознаграждение за долгие годы кропотливой работы по созданию и укреплению бизнеса и уйти на покой, на обеспеченный заслуженный отдых через разовую продажу своих акций или долей в фирме.
Есть еще и скрытый фактор, подстегивающий готовность белорусов пускать в свой бизнес профильных иностранных инвесторов: полноценная интеграция целых отраслей нашей экономики в мировую. На фоне ужесточения конкуренции с крупными игроками, имеющими колоссальные ресурсы, белорусский предприниматель вполне может продать свой бизнес транснациональной компании, но сам таким образом «останется в игре», станет членом более сильной команды.
Однако есть и «подводные камни»: относительно мелкий бизнес (оборот до 5–10 USD млн в год) сложнее всего продать, поскольку он обычно жестко связан с фигурой собственника (он же, как правило, непосредственный руководитель).
Еще хуже – если собственников несколько и между ними нет согласия. Внутренние противоборства могут привести к развалу фирмы, а это те маячки, которые сразу настроят против такой сделки потенциального покупателя. Так что, как говорил известный герой мультфильма: «Давайте жить дружно», – если рассчитываем привлечь серьезного инвестора.
Как и любая обычная сделка, M&A – это тоже процесс выбора партнера на основах равноправия участников, отбор вариантов по определенным критериям, это максимально выгодный эффект такой купли-продажи для обеих сторон.
Однако белорусская реальность такова, что кризис управленческих решений слишком часто приводит бизнес к порогу ликвидации либо банкротства. Продажа бизнеса, дошедшего до плачевного состояния, – это выход из ситуации, хотя и не лучший. И такое бывает. Сейчас на слуху, по сути, возрождение производства чипсов «Онега» через выкуп его акционером одной из розничных сетей. Прежние владельцы потеряли свои доли в этом бизнесе.
– Что часто пугает собственника при озвучивании предложения о продаже бизнеса?
– Многие воспринимают это как потерю – статуса, власти, дохода, смысла жизни, своего места в бизнесе. Но не все так однозначно.
Прежде всего, собственник при правильном подходе к сделке M&A приобретает такие бонусы, как реальные деньги сразу и на руки, расширение сферы влияния компании (бренда) на рынке, защита бизнеса и нивелирование внутренних и внешних рисков.
Привлекая профессионалов (необходимы, как минимум, финансовый советник и корпоративный юрист), можно настолько грамотно подойти к проведению сделки, что не только не утратить своей роли в бизнесе, но и укрепить ее.
Например, в договоре о продаже бизнеса прописать поэтапный переход управления компанией от одного партнера к другому, очередность руководства компанией, процент получения дохода каждым из партнеров от прибыли, остаться не действующим руководителем, но почетным, и многое другое. Все зависит от ваших предпочтений и амбиций, а также от того, что нужно бизнесу.
К тому же сделка M&A – это продажа не просто бизнеса, а денежного потока, технологий, клиентов, рынков сбыта и команды.
Так что, если вы важный игрок команды, то не потеряете своего места и не утратите своей значимости. Именно на то, что ваш бизнес станет проводником на внутренний рынок, а вы сами – тем экспертом, который уже занимает значимую позицию среди компаний вашей сферы, часто и рассчитывает покупатель. А вы продаете долю в предприятии и получаете реальные перспективы, которых без иностранного инвестора у вас не было бы.
– Как правильно продать компанию?
Алгоритм прост:
– приведите в порядок все бизнес-процессы (финансовую и юридическую картину бизнеса);
– организуйте качественный управленческий учет и аудит на протяжении хотя бы 2–3 лет.
Лучше всего доверить решение этих задач профессионалам, в первую очередь – консультантам, финансовым советникам.
Строить компанию сразу под продажу может позволить себе разве что бизнесмен с уже имеющимся опытом проведения сделок M&A. Ведь изначально почти все белорусские бизнесмены нацеливают свой бизнес только на получение прибыли и естественный рост. По прошествии времени для некоторых актуальным становится вопрос скупки более мелких конкурентов, подрядчиков, сторонних бизнесов, которые с большой выгодой, с синергетическим эффектом можно интегрировать в уже существующий.
Так, например, г-н Мошенский приобрел ряд компаний в сфере переработки молока, а потом – сеть универсамов «Рублевский».
Самостоятельно построить завод и запустить производство намного сложнее, чем купить действующее предприятие, с командой и клиентами, но требующее твердой управленческой руки, новых компетенций или подходов.
Специфика отечественных предприятий, производящих молочные продукты, состоит в закреплении за предприятием некоторой «сырьевой зоны» – конкретных сельхозпредприятий, владеющих коровами и фермами и поставляющих сырое молоко. То есть покупка молокозавода – это и приобретение сырьевой зоны.
Расширение бизнеса, начатого как производство продуктов питания, логичнее всего идет по пути приобретения сети магазинов, в которой эти продукты можно продавать, – так называемое вертикальное слияние: инвестор приобретает два звена на пути товара к конечному потребителю.
Принцип покупки чужого бизнеса может быть иной – объединение за счет расширения зоны продаж (горизонтальное слияние). Как пример такой сделки, можно привести объединение торговых сетей «Гиппо» и «Белмаркет». Горизонтальное слияние помогает повысить эффективность, включить режим экономии. Покупатель всегда рассчитывает, что объединенная компания будет работать эффективнее, чем два бизнеса по отдельности до слияния. И это приведет к увеличению прибыли и (что важно для акционеров) к росту стоимости бизнеса.
Таких сделок, когда крупные предприятия покупают столь же масштабный бизнес, в нашей стране немного. Чаще средние белорусские компании переходят под полный или частичный контроль стратегических инвесторов из других стран (приобретение профильным польским инвестором сети «Буслик» в конце 2018 г., многочисленные сделки в сфере ИТ).