Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как и почему умирают производства

Фото: sales-generator.ru

На фоне суда между МАРТ и «Евроторгом» в редакцию «ЭГ» начали приходить письма от представителей бизнеса, которые считают ущемленными свои интересы при работе с самой большой розничной сетью страны. Некоторые даже винят ее в закрытии своих производств.

Публикуем одно из таких писем нашего давнишнего подписчика и читателя. Мы не считаем это мнение бесспорной истиной. Но оно, безусловно, имеет право на су­ществование.

Мы узнали о конфликте, происходящем между МАРТ и сетью «Евроопт». Мы хотим помочь министерству, так как считаем, что ему сложно отстаивать интересы государства и производителей нашей страны.

Прошел 21 год нашей работы, а вернее, постоянной борьбы за выживание. Мы выстояли столько лет только благодаря финансированию со стороны иностранного учредителя. Сейчас же у предприятия долги перед ним, которые мы так и не смогли вернуть.

Теперь мы уже недействующее про­изводственное предприятие «СМАК». Мы выпускали короткорезаные макаронные изделия под этим именем и импортозамещающую продукцию с брендом «Лютик» (фаршировка, вермишель-паутинка и длин­ная лапша). В настоящее время эти марки ушли с рынка – мы закрыли цеха. Люди уволены. Налоги от производства государство больше не получает.

А все началось с того, что на рынок зашла торговая сеть «Евроопт», со временем превратившаяся в самого крупного ретейлера нашей страны. И постепенно начала диктовать свои условия, приведшие к такому трагическому для нас финалу. Мы думаем, не только для нас.

Мы неоднократно обращали внимание государственных ведомств на обстоятельства, способствующие уменьшению производства в нашей республике:

1. «Евроопт» наращивал объемы, завозил макароны из России, регистрировал собственные торговые марки и фасовал их под этими брендами. Естественно, именно они занимали лучшие полки в своей категории, «львиную» их долю. Поэтому и продавались в больших объемах.

А мы и другие белорусские производители «ютились» там, куда приткнут. Нам было отведено около 50 см в ширину на полках магазинов. Имея 21 наименование продукции, мы могли представить покупателю не более 6–7.

2. Каждый раз после развозки продукции по магазинам необходимо было просить товароведов, чтобы выложили на полки весь ассортимент, который неделями мог лежать на складе магазинов. В ответ нам предлагали нанять мерчендайзеров. Но макаронные изделия – товар ежедневного спроса и низкой ценовой категории: там нет такой рентабельности, чтобы иметь собственный персонал в каждом городе, в каждом магазине.

Собственные торговые марки «Евроопт» всегда выкладывал наилучшим образом. Отметим, что, кроме макарон, сеть фасует практически все сыпучие продукты бакалейной группы. Завозит импортную консервированную продукцию.

Это все оплачивается валютой, а наши производители закрываются один за другим, лишая белорусов рабочих мест.

3. При работе с распределительным центром (РЦ) мы также столкнулись с убыточной для себя деятельностью – когда приходила заявка из РЦ на 300–500 кг макарон. Такова потребность в неделю одного крупного магазина. И это меньше 1 кг, если разделить на количество торговых точек, относящихся к сети.

Нам нужно было отвезти за 300 км эту крохотную партию, простоять в очереди двое суток и вернуться. Какую же стоимость доставки в этом случае нужно закладывать в цену? Это риторический вопрос. На вопросы о возможности увеличения объема разовой отгрузки менеджер практически всегда отвечал отказом.

 4. Сырье для макарон можно купить либо по предоплате, либо с отсрочкой в 10 дней. Электроэнергия у нас исключительно по предоплате. Плюс налоги мы платим по отгрузке, не по оплате. Если у нас сеть требует отсрочку платежа 90 дней – это уже приговор.

Но самое ужасное, что и через 90 дней предприятие не получает деньги за свою продукцию. По истечении 90 дней мы начинали в буквальном смысле выпрашивать свои деньги, как в письменной, так и в устной форме. Потом нам предложили забирать товарами «Евроопта» по оптовой цене. Мы прибегли и к такому варианту. Но ведь налоги у нас взимаются исключительно деньгами. Вымывание оборотных средств – это смерть для предприятия.

5. Торговой наценкой сеть регулировала объемы продаж. Даже когда мы увеличивали скидку на свою продукцию, чтобы нарастить объем реализации, цена на макароны соб­ственных торговых марок «Евроопта» все равно оказывалась ниже, чем на нашу продукцию.

6. Мы сами развозили свою продукцию по магазинам Витебска и области. Однако дополнительную скид­ку в 5% за развоз продукции по торговым объектам обязаны были предоставить «Евроопту» – это условие заключения договора. Не хотите платить – не подписывается договор. Договоры на поставку – ис­ключительно в редакции сети. Возражения не принимаются. Хотите на полки – подписывайте их вариант договора.

В подтверждение вышеизложенного мы готовы предоставить переписку с представителями сети.

Просим обратить внимание на ситуацию, при которой сети, фасуя импортную продукцию под принадлежащими им торговыми марками, на 100% заинтересованы в скорейшей ее реализации и не заинтересованы в продаже аналогичных товаров отечественного производства.

А ведь, кроме выгоды сетей, существуют и интересы государства, нацио­нальной экономики. Считаем, что необходимо на законодательном уров­не запретить сетям заниматься фасовкой импорта под собственными брендами. Поскольку, имея такую возможность, сети будут всячески проталкивать свою (т.е. импортную) продукцию, вытесняя и разоряя тем самым местных производителей. Что и произошло с нашим предприятием. И уверены, не только с нашим.

Елена РИЗО, директор ИЧУПП «СМАК», г. Витебск

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by