Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как чувствует себя белорусский бизнес: — результаты одного исследования

Фото: ТАСС

В рамках подготовки к проведению «Кастрычнiцкага экана­мiч­нага форума», который пройдет в Минске 31 октября – 1 ноября 2019 г., Исследовательский центр ИПМ провел опрос руководителей организаций малого и среднего бизнеса, работающих в Беларуси. Основная задача проекта – определить основные барьеры, препятствующие успешной работе малых и средних предприятий (МСП). А также услышать от директоров частных компаний оценку принимаемых правительством мер по развитию бизнеса в Беларуси.

Организаторы исследования пред­ложили участникам ответить на 70 во­просов, сгруппированных по блокам.

 

Общее настроение бизнеса улу­ч­шилось, но финансовые результаты остаются противоречивыми

Текущее экономическое положение своего бизнеса участники опроса оценивают как позитивное (46,1% опрошенных) или нейтральное (42,94%). Только 10,7% респондентов оценили положение дел как плохое.

Впервые с 2011 г. количество положительных ответов сравнялось с ней­тральными оценками (рис. 1). Организаторы связывают такие результаты с улучшением макроэкономических условий ведения бизнеса, в частности, с достижениями в области кредитно-денежной политики.

Рисунок 1. Оценка текущего экономического положения по годам

Респонденты по-разному оценили динамику финансовых показателей своих предприятий: кто-то из опрошенных отметил улучшение финансовых результатов своего бизнеса, кто-то пожаловался на их ухудшение. Однако количество тех, кто планирует сворачивать масштабы своей деятельности, остается небольшим: такой вариант ответа выбрали всего 2,5% опрошенных. 57,4% пред­принимателей ориентированы на со­хранение достигнутого уро­вня развития, 40,2% настроены на рост бизнеса в ближайшие годы.

 

Конкуренция растет, выжить помогает экспорт

Большинство опрошенных пред­принимателей (66%) обратили внимание на рост конкуренции, при этом 31,9% назвали его скорее быс­трым, чем умеренным. Как считает Исследовательский центр ИПМ, имен­но рост бизнеса и обострение конкуренции на внутреннем рынке заставляют белорусские предприятия ориентироваться на экспорт.

По результатам опроса к экспортерам отнесли себя 39,7% опрошенных предприятий, а 22,2% оставшихся заявили о намерении выйти со своими товарами и услугами на внешние рынки в ближайшем будущем.

Более чем у трети предприятий- экспортеров выручка, поступающая из-за рубежа, превышает 50% и серьезно влияет на их экономическое положение. При этом нельзя однозначно сказать, что экспорт вырос. Только 32,7% предприятий-экспортеров смо­г­ли увеличить объемы поступлений из-за границы в стоимостном выражении, у 43,4% они остались неизменными, а у 23,9% объем экспорта сократился.

Наиболее популярные направления экспорта – Россия (72,2%), СНГ, Украина и Грузия (40,5%), страны Западной Европы (30,4%), страны Цен­тральной и Вос­точной Европы, Балтии (20,3%).

 

Каждый второй обращался за кредитом

49,1% опрошенных в прошедшем году испытывал потребность в получении кредита. При этом количество предприятий, которые обратились в банк и получили финансирование, составило 44,9%, что намного больше, чем в предыдущие годы.

Основная причина, по которой остальные опрошенные предприятия не обращались в банки, – возможность обходиться собственными сред­ствами (83,9%).

 

Дефицит персонала есть, но зарплаты не растут

Большинство опрошенных (51,4%) отметили, что число работников на их предприятиях не изменилось. А количество предприятий, которые выросли по численности, превысило количество тех, кто признался в сокращениях персонала, – 26,6% против 19,2%.

Распределение ответов по динамике заработной платы показывает, что у 70% опрошенных предприятий зар­плата осталась на прошлогоднем уровне или ее рост не превысил уровня инфляции (5,6% за 2018 г.). Только 20% предприятий готовы повысить зарплату на 5% и более в последующие 12 месяцев.

Авторы исследования предложили респондентам оценить, насколько предложение рабочей силы на рынке труда отвечает требованиям компании. Большинство участников опроса оценили соответствие как среднее (3–4 балла из 5), 25% продемонстрировали неудовлетворенность уровнем квалификации, зарплатными ожиданиями и стажем потенциальных соискателей (1–2 балла из 5).

 

Мешают высокие налоги, административные процедуры, изменчивость законодательства

Большинство опрошенных пред­принимателей не заметили сущест­венного улучшения условий ведения предпринимательской деятельности. Ухудшение отметили 30,2% респондентов, и только 15,5% почувствовали положительные изменения.

Основными барьерами, препятствующими развитию бизнеса, уча­стники опроса назвали:

· высокие налоги – 50%;

· сложные административные про­цедуры (лицензии, сертификация, проверки) – 50,9%;

· неравные условия деятельности по сравнению с госпредприятиями – 44,3%;

· изменчивое законодательство (в т.ч. налоговое) – 43,5%;

· высокие ставки по кредитам – 40,6%.

Актуальным барьером в развитии частного бизнеса является сохранение неравных условий по сравнению с предприятиями госсектора. Такой диспаритет, по мнению предпринимателей, больше всего ощу­щается в отношении контролирующих органов (43,8%), условиях получения разрешений и лицензий (33,8%), государственных закупках (33%) (рис. 2).

Рисунок 2. В каких сферах деятельности предприниматели ощущают неравные условия ведения бизнеса по сравнению с государственным сектором

Наименее существенными препятствиями для развития стали высокая преступность (1,8%), регулирование занятости (6%), плохое состояние здоровья населения (6,3%), валютное регулирование (6,8%), неразвитость фондового рынка (7,2%).

При этом 72,6% респондентов считают существующие барьеры пре­одолимыми.

 

От властей  ждут большего

Из предпринятых правительством шагов по улучшению бизнес-климата наиболее важной участники опроса назвали ликвидацию излишних административных барьеров. 21,9% опрошенных предпринимателей ответили, что данные меры положительно повлияли на их бизнес.

Придание контрольной деятельности предупредительного характера, переход к преимущественному использованию профилактических мер положительно оценили 21,4% МСП.

Наименее результативными пред­приниматели назвали меры правительства по созданию равных условий ведения бизнеса независимо от формы собственности, развитие частной собственности, повышение защиты прав предпринимателей.

Отметим, что процент опрошенных, которые предпочли ответы «от­рицательно», «не повлияли» и «таких действий не было» в совокупности дает более 75% голосов. Поэтому ин­терпретация полученных результатов во многом зависит от позиции того, кто и для каких целей их применяет, – по аналогии с тем, что один и тот же стакан можно видеть наполовину полным и наполовину пустым. Мы склонны видеть в таком распределении ответов скорее скеп­тицизм и недоверие.

Наше предположение подтверждает оценка со стороны опрошенных предпринимателей ключевых нормативных актов, принятых в целях раз­вития бизнеса. В рамках опроса рес­понденты должны были оценить, как повлияли на их деятельность отмена Указа № 488, новая редакция Налогового кодекса, Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики», Декрет № 7 «О развитии предпринимательства». Более 35% опрошенных заявили, что принятые нормативные акты никак не повлияли на их положение, более 30% вообще затруднились ответить на этот вопрос. И только 20–25% опрошенных смогли положительно оценить принятые нормативные акты (рис. 3).

Рисунок 3. Влияние документов на бизнес-среду

Главная проблема – отсутствие эффективного диалога между бизнес-сообществом и государством. 42,6% опрошенных предпринимателей дали нейтральную оценку эффективности такого диалога, 45,4% отметили, что она скорее низкая.

Только 10,7% опрошенных оказались удовлетворены налаженными коммуникациями с госорганами. Интересно, что похожее количество опрошенных (10,3%) являются членами предпринимательских союзов. К сожалению, результаты анкеты не позволяют оценить, связаны ли высокие оценки эффективности диалога между бизнесом и государством с участием предпринимателей в различных ассоциациях.

Результаты политики Национального банка по снижению инфляции и повышению доверия к национальной валюте также не всегда заметны предпринимателям – 39,4% из них затруднились с оценкой действий НБ. И все же 32,2% отметили, что предпринятые меры позволили стабилизировать ситуацию, а 19,5% похвалили Нацбанк за предсказуемость ситуации на валютном рынке.

Большинство участников опроса (59,1%) отметили низкий уровень коррупции в стране (1–2 балла из 5). Наибольшее распространение, по мнению респондентов, имеют откаты при получении государственных заказов (12,4%).

 

Все, что связано с государством, – риск

Наиболее интересные результаты исследования, на наш взгляд, касаются оценки предпринимательских рисков. Они не нашли отражения в аналитическом обзоре ИПМ, но доступны для всеобщего обозрения в виде результатов ответов на вопросы анкеты.

На вопрос «Насколько безопасно в Беларуси иметь крупный биз­нес?» 56,1% респондентов оценили риски как высокие (1–2 балла из 5), 30,2% – как умеренные (3 балла из 5) и только 12,2% не видят в такой ситуации особой опасности (4–5 баллов из 5).

Риски работы с государственным бюджетом 50,6% предпринимателей оценили как высокие, 30,9% – как умеренные, 16,5% – как низкие. Такое же распределение ответов получилось по вопросу, касающемуся рисков работы с госпредприятиями.

На вопрос о готовности предпринимателей участвовать в приватизации государственных предприятий 75% опрошенных ответили однозначным отказом или не стали отвечать.

В текущих условиях большинство предпринимателей не готовы ин­вестировать в новые проекты и сосредоточены на существующем бизнесе. 60,6% опрошенных оценили риски инвестиций в новые проекты как высокие, 25,4% – умеренные и только 11,7% назвали такие риски низкими.

 

Странное единодушие в ответах

Подозрительно похожими показались нам ответы на вопросы, направленные на оценку конкурентоспособности регионов, последнего блока анкеты. То ли опрашиваемые утомились вникать в задаваемые вопросы, то ли старались никого не обидеть, но наиболее частой оценкой по 5-балльной шкале была 3 абсолютно по всем вопросам. Даже по таким неоднозначным, как внедрение новых технологий в бизнесе регионов, инвестиции в НИОКР, соответствие производственных процессов современному уровню, сотрудничество бизнеса и научно-исследовательских организаций, приток прямых инвестиций в регион и т.д.

Единственный вопрос, в котором распределение ответов вызывает доверие, – простота в привлечении финансирования в регионах. 41,1% опрошенных отметили высокую сложность привлечения, 37,7% – умеренную.

* * *

Результаты исследования, на наш взгляд, отражают прежде всего способность белорусского бизнеса адап­тироваться к постоянно меняющимся экономическим условиям.

Можно согласиться с основными выводами организаторов, что улуч­шение настроения представителей МСП связано со стабилизацией макроэкономических условий, однако скептицизм и недоверие в части государственных инициатив продолжают преобладать.

Рост численности сотрудников, заработной платы, объема пока остается невысоким, большинство пред­приятий ориентировано на сохранение достигнутого уровня развития. Белорусские предприниматели по-прежнему боятся строить круп­ный бизнес, работать с госпредприятиями и бюджетом и вообще пред­почитают лишний раз не иметь дел с государством.

А значит, говорить о том, что принимаемые правительством меры по развитию предпринимательства до­стигли своей цели, пока преждевременно.

Кого опрашивали

В опросе, проведенном Исследовательским центром ИПМ, приняли участие более 400 представителей частного бизнеса, представляющих компании разных размеров, охватывающих все ключевые сферы деятельности и регионы страны.

74,9% предприятий, принявших участие в опросе, – это малые организации с численностью работников от 15 до 50, 11,3% – от 51 до 100 человек и 13,8% – средние со штатом от 101 до 250 человек.

33,44% предприятий, участвовавших в опросе, зарегистрировано в Мин­ске. Остальные респонденты представляют различные области Беларуси: 16,72% – Минскую, 10,71% – Брестскую, 10,21% – Витебскую, 8,71% – Гомельскую, 8,01% – Могилевскую, 7,21% – Гродненскую.

В исследовании приняли участие компании разного возраста. До 1996 г. было основано 18,3% предприятий, с 1997 по 2004 г. – 23,4%, с 2005 по 2009 г. – 19,6% и с 2010 по 2018 г. – 37,7% предприятий.

Основные сферы деятельности, в которых работают предприятия, принявшие участие в опросе, – промышленность (27,76%), торговля и ремонт (21,44%), строительство (18,24%). Реже встречаются тран­спорт, связь, компьютерные услуги (7,72%), финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом (9,72%), ИТ (4,21%), гостиницы и рестораны (3,21%).

Статья подготовлена с использованием материалов аналитического обзора «Исследование состояния малого и среднего частного бизнеса в Беларуси в 2019 году» Исследовательского центра ИПМ, 2019 г.

Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений