Как чувствует себя белорусский бизнес: — результаты одного исследования
В рамках подготовки к проведению «Кастрычнiцкага эканамiчнага форума», который пройдет в Минске 31 октября – 1 ноября 2019 г., Исследовательский центр ИПМ провел опрос руководителей организаций малого и среднего бизнеса, работающих в Беларуси. Основная задача проекта – определить основные барьеры, препятствующие успешной работе малых и средних предприятий (МСП). А также услышать от директоров частных компаний оценку принимаемых правительством мер по развитию бизнеса в Беларуси.
Организаторы исследования предложили участникам ответить на 70 вопросов, сгруппированных по блокам.
Общее настроение бизнеса улучшилось, но финансовые результаты остаются противоречивыми
Текущее экономическое положение своего бизнеса участники опроса оценивают как позитивное (46,1% опрошенных) или нейтральное (42,94%). Только 10,7% респондентов оценили положение дел как плохое.
Впервые с 2011 г. количество положительных ответов сравнялось с нейтральными оценками (рис. 1). Организаторы связывают такие результаты с улучшением макроэкономических условий ведения бизнеса, в частности, с достижениями в области кредитно-денежной политики.
Рисунок 1. Оценка текущего экономического положения по годам
Респонденты по-разному оценили динамику финансовых показателей своих предприятий: кто-то из опрошенных отметил улучшение финансовых результатов своего бизнеса, кто-то пожаловался на их ухудшение. Однако количество тех, кто планирует сворачивать масштабы своей деятельности, остается небольшим: такой вариант ответа выбрали всего 2,5% опрошенных. 57,4% предпринимателей ориентированы на сохранение достигнутого уровня развития, 40,2% настроены на рост бизнеса в ближайшие годы.
Конкуренция растет, выжить помогает экспорт
Большинство опрошенных предпринимателей (66%) обратили внимание на рост конкуренции, при этом 31,9% назвали его скорее быстрым, чем умеренным. Как считает Исследовательский центр ИПМ, именно рост бизнеса и обострение конкуренции на внутреннем рынке заставляют белорусские предприятия ориентироваться на экспорт.
По результатам опроса к экспортерам отнесли себя 39,7% опрошенных предприятий, а 22,2% оставшихся заявили о намерении выйти со своими товарами и услугами на внешние рынки в ближайшем будущем.
Более чем у трети предприятий- экспортеров выручка, поступающая из-за рубежа, превышает 50% и серьезно влияет на их экономическое положение. При этом нельзя однозначно сказать, что экспорт вырос. Только 32,7% предприятий-экспортеров смогли увеличить объемы поступлений из-за границы в стоимостном выражении, у 43,4% они остались неизменными, а у 23,9% объем экспорта сократился.
Наиболее популярные направления экспорта – Россия (72,2%), СНГ, Украина и Грузия (40,5%), страны Западной Европы (30,4%), страны Центральной и Восточной Европы, Балтии (20,3%).
Каждый второй обращался за кредитом
49,1% опрошенных в прошедшем году испытывал потребность в получении кредита. При этом количество предприятий, которые обратились в банк и получили финансирование, составило 44,9%, что намного больше, чем в предыдущие годы.
Основная причина, по которой остальные опрошенные предприятия не обращались в банки, – возможность обходиться собственными средствами (83,9%).
Дефицит персонала есть, но зарплаты не растут
Большинство опрошенных (51,4%) отметили, что число работников на их предприятиях не изменилось. А количество предприятий, которые выросли по численности, превысило количество тех, кто признался в сокращениях персонала, – 26,6% против 19,2%.
Распределение ответов по динамике заработной платы показывает, что у 70% опрошенных предприятий зарплата осталась на прошлогоднем уровне или ее рост не превысил уровня инфляции (5,6% за 2018 г.). Только 20% предприятий готовы повысить зарплату на 5% и более в последующие 12 месяцев.
Авторы исследования предложили респондентам оценить, насколько предложение рабочей силы на рынке труда отвечает требованиям компании. Большинство участников опроса оценили соответствие как среднее (3–4 балла из 5), 25% продемонстрировали неудовлетворенность уровнем квалификации, зарплатными ожиданиями и стажем потенциальных соискателей (1–2 балла из 5).
Мешают высокие налоги, административные процедуры, изменчивость законодательства
Большинство опрошенных предпринимателей не заметили существенного улучшения условий ведения предпринимательской деятельности. Ухудшение отметили 30,2% респондентов, и только 15,5% почувствовали положительные изменения.
Основными барьерами, препятствующими развитию бизнеса, участники опроса назвали:
· высокие налоги – 50%;
· сложные административные процедуры (лицензии, сертификация, проверки) – 50,9%;
· неравные условия деятельности по сравнению с госпредприятиями – 44,3%;
· изменчивое законодательство (в т.ч. налоговое) – 43,5%;
· высокие ставки по кредитам – 40,6%.
Актуальным барьером в развитии частного бизнеса является сохранение неравных условий по сравнению с предприятиями госсектора. Такой диспаритет, по мнению предпринимателей, больше всего ощущается в отношении контролирующих органов (43,8%), условиях получения разрешений и лицензий (33,8%), государственных закупках (33%) (рис. 2).
Рисунок 2. В каких сферах деятельности предприниматели ощущают неравные условия ведения бизнеса по сравнению с государственным сектором
Наименее существенными препятствиями для развития стали высокая преступность (1,8%), регулирование занятости (6%), плохое состояние здоровья населения (6,3%), валютное регулирование (6,8%), неразвитость фондового рынка (7,2%).
При этом 72,6% респондентов считают существующие барьеры преодолимыми.
От властей ждут большего
Из предпринятых правительством шагов по улучшению бизнес-климата наиболее важной участники опроса назвали ликвидацию излишних административных барьеров. 21,9% опрошенных предпринимателей ответили, что данные меры положительно повлияли на их бизнес.
Придание контрольной деятельности предупредительного характера, переход к преимущественному использованию профилактических мер положительно оценили 21,4% МСП.
Наименее результативными предприниматели назвали меры правительства по созданию равных условий ведения бизнеса независимо от формы собственности, развитие частной собственности, повышение защиты прав предпринимателей.
Отметим, что процент опрошенных, которые предпочли ответы «отрицательно», «не повлияли» и «таких действий не было» в совокупности дает более 75% голосов. Поэтому интерпретация полученных результатов во многом зависит от позиции того, кто и для каких целей их применяет, – по аналогии с тем, что один и тот же стакан можно видеть наполовину полным и наполовину пустым. Мы склонны видеть в таком распределении ответов скорее скептицизм и недоверие.
Наше предположение подтверждает оценка со стороны опрошенных предпринимателей ключевых нормативных актов, принятых в целях развития бизнеса. В рамках опроса респонденты должны были оценить, как повлияли на их деятельность отмена Указа № 488, новая редакция Налогового кодекса, Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики», Декрет № 7 «О развитии предпринимательства». Более 35% опрошенных заявили, что принятые нормативные акты никак не повлияли на их положение, более 30% вообще затруднились ответить на этот вопрос. И только 20–25% опрошенных смогли положительно оценить принятые нормативные акты (рис. 3).
Рисунок 3. Влияние документов на бизнес-среду
Главная проблема – отсутствие эффективного диалога между бизнес-сообществом и государством. 42,6% опрошенных предпринимателей дали нейтральную оценку эффективности такого диалога, 45,4% отметили, что она скорее низкая.
Только 10,7% опрошенных оказались удовлетворены налаженными коммуникациями с госорганами. Интересно, что похожее количество опрошенных (10,3%) являются членами предпринимательских союзов. К сожалению, результаты анкеты не позволяют оценить, связаны ли высокие оценки эффективности диалога между бизнесом и государством с участием предпринимателей в различных ассоциациях.
Результаты политики Национального банка по снижению инфляции и повышению доверия к национальной валюте также не всегда заметны предпринимателям – 39,4% из них затруднились с оценкой действий НБ. И все же 32,2% отметили, что предпринятые меры позволили стабилизировать ситуацию, а 19,5% похвалили Нацбанк за предсказуемость ситуации на валютном рынке.
Большинство участников опроса (59,1%) отметили низкий уровень коррупции в стране (1–2 балла из 5). Наибольшее распространение, по мнению респондентов, имеют откаты при получении государственных заказов (12,4%).
Все, что связано с государством, – риск
Наиболее интересные результаты исследования, на наш взгляд, касаются оценки предпринимательских рисков. Они не нашли отражения в аналитическом обзоре ИПМ, но доступны для всеобщего обозрения в виде результатов ответов на вопросы анкеты.
На вопрос «Насколько безопасно в Беларуси иметь крупный бизнес?» 56,1% респондентов оценили риски как высокие (1–2 балла из 5), 30,2% – как умеренные (3 балла из 5) и только 12,2% не видят в такой ситуации особой опасности (4–5 баллов из 5).
Риски работы с государственным бюджетом 50,6% предпринимателей оценили как высокие, 30,9% – как умеренные, 16,5% – как низкие. Такое же распределение ответов получилось по вопросу, касающемуся рисков работы с госпредприятиями.
На вопрос о готовности предпринимателей участвовать в приватизации государственных предприятий 75% опрошенных ответили однозначным отказом или не стали отвечать.
В текущих условиях большинство предпринимателей не готовы инвестировать в новые проекты и сосредоточены на существующем бизнесе. 60,6% опрошенных оценили риски инвестиций в новые проекты как высокие, 25,4% – умеренные и только 11,7% назвали такие риски низкими.
Странное единодушие в ответах
Подозрительно похожими показались нам ответы на вопросы, направленные на оценку конкурентоспособности регионов, последнего блока анкеты. То ли опрашиваемые утомились вникать в задаваемые вопросы, то ли старались никого не обидеть, но наиболее частой оценкой по 5-балльной шкале была 3 абсолютно по всем вопросам. Даже по таким неоднозначным, как внедрение новых технологий в бизнесе регионов, инвестиции в НИОКР, соответствие производственных процессов современному уровню, сотрудничество бизнеса и научно-исследовательских организаций, приток прямых инвестиций в регион и т.д.
Единственный вопрос, в котором распределение ответов вызывает доверие, – простота в привлечении финансирования в регионах. 41,1% опрошенных отметили высокую сложность привлечения, 37,7% – умеренную.
* * *
Результаты исследования, на наш взгляд, отражают прежде всего способность белорусского бизнеса адаптироваться к постоянно меняющимся экономическим условиям.
Можно согласиться с основными выводами организаторов, что улучшение настроения представителей МСП связано со стабилизацией макроэкономических условий, однако скептицизм и недоверие в части государственных инициатив продолжают преобладать.
Рост численности сотрудников, заработной платы, объема пока остается невысоким, большинство предприятий ориентировано на сохранение достигнутого уровня развития. Белорусские предприниматели по-прежнему боятся строить крупный бизнес, работать с госпредприятиями и бюджетом и вообще предпочитают лишний раз не иметь дел с государством.
А значит, говорить о том, что принимаемые правительством меры по развитию предпринимательства достигли своей цели, пока преждевременно.
Кого опрашивали
В опросе, проведенном Исследовательским центром ИПМ, приняли участие более 400 представителей частного бизнеса, представляющих компании разных размеров, охватывающих все ключевые сферы деятельности и регионы страны.
74,9% предприятий, принявших участие в опросе, – это малые организации с численностью работников от 15 до 50, 11,3% – от 51 до 100 человек и 13,8% – средние со штатом от 101 до 250 человек.
33,44% предприятий, участвовавших в опросе, зарегистрировано в Минске. Остальные респонденты представляют различные области Беларуси: 16,72% – Минскую, 10,71% – Брестскую, 10,21% – Витебскую, 8,71% – Гомельскую, 8,01% – Могилевскую, 7,21% – Гродненскую.
В исследовании приняли участие компании разного возраста. До 1996 г. было основано 18,3% предприятий, с 1997 по 2004 г. – 23,4%, с 2005 по 2009 г. – 19,6% и с 2010 по 2018 г. – 37,7% предприятий.
Основные сферы деятельности, в которых работают предприятия, принявшие участие в опросе, – промышленность (27,76%), торговля и ремонт (21,44%), строительство (18,24%). Реже встречаются транспорт, связь, компьютерные услуги (7,72%), финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом (9,72%), ИТ (4,21%), гостиницы и рестораны (3,21%).
Статья подготовлена с использованием материалов аналитического обзора «Исследование состояния малого и среднего частного бизнеса в Беларуси в 2019 году» Исследовательского центра ИПМ, 2019 г.