Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как будут осуществляться закупки аудиторских услуг

Фото: promsfo.by

Министерство финансов подготовило и разместило для общественного обсуждения проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств» (далее – проект). Предполагается, что он должен вступить в силу уже с 1 января 2020 г.

Действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъектов хозяйствования осуществлять закупки, в т.ч. аудиторских услуг, с применением конкурентных процедур закупок. Принятие проекта как раз и будет способствовать исключению недобросовестной кон­куренции на рынке аудиторских услуг.

 

Зачем регулировать закупки аудиторских услуг

В обосновании к проекту со ссылкой на Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) сообщается об обращениях аудиторских организаций Беларуси, в которых говорится о создании на рынке аудиторских услуг отдельными заказчиками процедур закупок (было указано 15 субъектов хозяйствования) условий, которые ведут к ограничению конкуренции при выборе аудиторской организации для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – обязательный аудит).

Так, при проведении закупки аудиторских услуг в соответствии с по­становлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» некоторые заказчики включают в число требований к участникам процедуры закупки (далее – участники) вхождение в ТОП-10 рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

В свою очередь, чтобы попасть в этот рейтинг, необходимо соответ­ствовать нескольким жестким количественным критериям, например, по совокупной выручке аудиторской сети (главный критерий), среднему числу аудиторов в организации, выручке на одного аудитора, общему числу аттестованных специалистов и т.д.

Естественно, наличие такого условия приводит к тому, что попасть в первую «десятку» рейтинга могут только международные компании, такие как входящие в «большую четверку» аудиторских компаний Deloitte, PricewaterhouseCoopers (PwC), Ernst & Young (EY), KPMG и некоторые другие. Все остальные, и тем более скромные белорусские «несетевые» аудиторские организации, никаких шансов даже поучаствовать в конкурсе не имеют.

МАРТ считает такое положение недопустимым и поэтому поддержало проект, который даст возможность исключить установление заказчиками конкурсных процедур излишних требований к участникам, а значит, будут способствовать развитию кон­куренции на этом рынке.

 

Кого затронут нормы проекта

Если проект будет принят в представленном виде, то проводить закупки с учетом его норм будут обязаны следующие организации:

– республиканские унитарные предприятия;

– госорганы;

– государственные объединения;

– иные юридические лица (за исключением банков, Банка развития и небанковских кредитно-финансовых организаций), имущество которых находится в республиканской собственности;

– хозяйственные общества, более 25% акций (долей в уставных фон­дах) которых принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности.

Таким образом, практически все организации, подлежащие обязательному аудиту, должны будут осуществлять закупки аудиторских услуг за счет собственных средств по новым правилам.

 

Что проект запрещает

В соответствии с нормами проекта планируется запретить установление заказчиками следующих требований, заведомо ограничивающих участие в процедурах закупки услуг по проведению обязательного аудита:

– об обязательном наличии в штате участников определенной чис­ленности аудиторов;

– об обязательном наличии в их штате специалистов, имеющих специальную подготовку в области МСФО, при осуществлении закупок аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бух­галтерской отчетности, составленной в соответствии с законодательством Беларуси;

о минимальной страховой сум­ме по договору страхования граж­данской ответственности аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя (ИП) за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности для участников, а также об обязанности участника-победителя заключить договор страхования на сумму не менее определенной заказчиком;

о вхождении в состав международных профессиональных объединений и (или) о «минимальной» позиции участников в рейтинге аудиторских организаций, за исключением случаев, когда эти требования являются документально подтвержденными требованиями пользователей бухгалтерской и (или) финансовой отчетности заказчиков. При этом подтверждением последнего факта должно быть наличие таких требований в документе, удостоверенном подписью уполномоченного лица пользователя указанной отчетности, либо на официальных сайтах таких пользователей, либо в иных достоверных документах.

При этом для целей проекта под пользователями бухгалтерской и (или) финансовой отчетности понимаются исключительно собственник имущества (учредители, участ­ники) организации, инвесторы, кредиторы и госорганы.

Проектом запрещено заключение договоров оказания аудиторских услуг по проведению обязательного аудита с юридическими лицами, ИП, не включенными в реестр аудиторов, аудиторов–ИП, аудиторских организаций, а также в случае наличия обоснованной угрозы несоблюдения принципа независимости, исходя из законодательства об аудиторской деятельности.

Кроме того, установлено, что все процедуры закупки аудиторских услуг за счет собственных средств должны осуществляться с применением конкурсов вне зависимости от стоимости таких услуг в соответствии с требованиями постановления № 229 с учетом особенностей, установленных проектом. Напомним, что сейчас этот нормативный акт регламентирует лишь осуществление закупок за счет собственных средств на сумму свыше 1000 базовых величин по одной сделке.

 

Какие требования установлены к участникам

Кроме запретов, в проекте определены и обязательные требования к участникам процедур закупки ус­луг по проведению обязательного аудита, которые перечислены в  приложении 1, а именно:

– наличие у участников опыта проведения аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности организаций, сопоставимых с заказчиком (в случае их наличия), в любом году из пяти календарных лет, предшествовавших году, в котором проводится процедура закупки. При этом определены и критерии сопоставимости организаций, од­ним из которых является сумма ак­тивов бухгалтерского баланса, входящего в состав отчетности, в отношении которой проводился аудит (для производственных организаций), либо объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за год, за который отчетность подлежала аудиту (для всех остальных), которые не дол­ж­ны быть меньше 60% аналогичного показателя заказчика;

наличие у участников системы внутреннего контроля качества работы аудиторов;

отсутствие выявленных грубых нарушений законодательства об аудиторской деятельности по результатам проверки и (или) внешней оценки качества работы аудиторской организации, аудитора–ИП со стороны Минфина и (или) Аудиторской палаты за последние три календарных года;

– наличие соответствующей квалификации и опыта руководителей и членов аудиторских групп участников. При этом подтверждение их опыта должно осуществляться в отрасли деятельности заказчика и (или) оказания аудиторских услуг организациям, сопоставимым с заказчиком (как минимум оказание одной такой услуги в течение последних двух лет).

При наличии специфики деятельности заказчика возможно также предоставление специализированных профессиональных сертификатов (аттестатов) помимо квалификационного аттестата аудитора.

 

Как будут сравнивать предложения участников

В приложении 2 к проекту приведены требования к оценке и сравнению предложений участников процедур закупки услуг по проведению обязательного аудита. В частности, они должны проводиться в соответствии с критерием «цена предложения» (без учета включенного в цену НДС) и нестоимостными критериями в зависимости от их удельного веса, установленного организацией в документации о закупке. При этом удельный вес критерия «цена пред­ложения» не может превышать 40%.

Для борьбы с демпингом на рынке аудиторских услуг проектом установлены жесткие правила снижения цены в ходе соответствующих переговоров, проводимых по решению ор­ганизации: участники процедур закупки получат право снизить заявленную ими первоначальную цену предложения не более чем на 20%.

И еще одно революционное нововведение: если имеются четыре и более участника процедуры закупки, то пред­ложения с минимальной и мак­симальной заявленной стоимостью аудиторских услуг должны исключаться.

 

Иные изменения

Кроме регулирования процедур закупок аудиторских услуг за счет соб­ственных средств проектом предусмотрена корректировка постановления Совмина от 18.12.2013 № 1098 «О некоторых вопросах аудиторской деятельности». В частности, оно будет переименовано в постановление «О порядке проведения аттестации», а в утвержденное им Положение о порядке проведения аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора и подтверждения квалификации аудиторами планируется внести серьезные изменения.

При этом Минфином предусмотрен и настоящий подарок для аудиторов: перечень грубых нарушений порядка осуществления аудиторской деятельности, являющихся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата аудитора, ут­вержденный постановлением № 1098, предполагается отменить.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by