Как будут осуществляться закупки аудиторских услуг
Министерство финансов подготовило и разместило для общественного обсуждения проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств» (далее – проект). Предполагается, что он должен вступить в силу уже с 1 января 2020 г.
Действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъектов хозяйствования осуществлять закупки, в т.ч. аудиторских услуг, с применением конкурентных процедур закупок. Принятие проекта как раз и будет способствовать исключению недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг.
Зачем регулировать закупки аудиторских услуг
В обосновании к проекту со ссылкой на Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) сообщается об обращениях аудиторских организаций Беларуси, в которых говорится о создании на рынке аудиторских услуг отдельными заказчиками процедур закупок (было указано 15 субъектов хозяйствования) условий, которые ведут к ограничению конкуренции при выборе аудиторской организации для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – обязательный аудит).
Так, при проведении закупки аудиторских услуг в соответствии с постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» некоторые заказчики включают в число требований к участникам процедуры закупки (далее – участники) вхождение в ТОП-10 рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.
В свою очередь, чтобы попасть в этот рейтинг, необходимо соответствовать нескольким жестким количественным критериям, например, по совокупной выручке аудиторской сети (главный критерий), среднему числу аудиторов в организации, выручке на одного аудитора, общему числу аттестованных специалистов и т.д.
Естественно, наличие такого условия приводит к тому, что попасть в первую «десятку» рейтинга могут только международные компании, такие как входящие в «большую четверку» аудиторских компаний Deloitte, PricewaterhouseCoopers (PwC), Ernst & Young (EY), KPMG и некоторые другие. Все остальные, и тем более скромные белорусские «несетевые» аудиторские организации, никаких шансов даже поучаствовать в конкурсе не имеют.
МАРТ считает такое положение недопустимым и поэтому поддержало проект, который даст возможность исключить установление заказчиками конкурсных процедур излишних требований к участникам, а значит, будут способствовать развитию конкуренции на этом рынке.
Кого затронут нормы проекта
Если проект будет принят в представленном виде, то проводить закупки с учетом его норм будут обязаны следующие организации:
– республиканские унитарные предприятия;
– госорганы;
– государственные объединения;
– иные юридические лица (за исключением банков, Банка развития и небанковских кредитно-финансовых организаций), имущество которых находится в республиканской собственности;
– хозяйственные общества, более 25% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности.
Таким образом, практически все организации, подлежащие обязательному аудиту, должны будут осуществлять закупки аудиторских услуг за счет собственных средств по новым правилам.
Что проект запрещает
В соответствии с нормами проекта планируется запретить установление заказчиками следующих требований, заведомо ограничивающих участие в процедурах закупки услуг по проведению обязательного аудита:
– об обязательном наличии в штате участников определенной численности аудиторов;
– об обязательном наличии в их штате специалистов, имеющих специальную подготовку в области МСФО, при осуществлении закупок аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с законодательством Беларуси;
– о минимальной страховой сумме по договору страхования гражданской ответственности аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя (ИП) за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности для участников, а также об обязанности участника-победителя заключить договор страхования на сумму не менее определенной заказчиком;
– о вхождении в состав международных профессиональных объединений и (или) о «минимальной» позиции участников в рейтинге аудиторских организаций, за исключением случаев, когда эти требования являются документально подтвержденными требованиями пользователей бухгалтерской и (или) финансовой отчетности заказчиков. При этом подтверждением последнего факта должно быть наличие таких требований в документе, удостоверенном подписью уполномоченного лица пользователя указанной отчетности, либо на официальных сайтах таких пользователей, либо в иных достоверных документах.
При этом для целей проекта под пользователями бухгалтерской и (или) финансовой отчетности понимаются исключительно собственник имущества (учредители, участники) организации, инвесторы, кредиторы и госорганы.
Проектом запрещено заключение договоров оказания аудиторских услуг по проведению обязательного аудита с юридическими лицами, ИП, не включенными в реестр аудиторов, аудиторов–ИП, аудиторских организаций, а также в случае наличия обоснованной угрозы несоблюдения принципа независимости, исходя из законодательства об аудиторской деятельности.
Кроме того, установлено, что все процедуры закупки аудиторских услуг за счет собственных средств должны осуществляться с применением конкурсов вне зависимости от стоимости таких услуг в соответствии с требованиями постановления № 229 с учетом особенностей, установленных проектом. Напомним, что сейчас этот нормативный акт регламентирует лишь осуществление закупок за счет собственных средств на сумму свыше 1000 базовых величин по одной сделке.
Какие требования установлены к участникам
Кроме запретов, в проекте определены и обязательные требования к участникам процедур закупки услуг по проведению обязательного аудита, которые перечислены в приложении 1, а именно:
– наличие у участников опыта проведения аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности организаций, сопоставимых с заказчиком (в случае их наличия), в любом году из пяти календарных лет, предшествовавших году, в котором проводится процедура закупки. При этом определены и критерии сопоставимости организаций, одним из которых является сумма активов бухгалтерского баланса, входящего в состав отчетности, в отношении которой проводился аудит (для производственных организаций), либо объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за год, за который отчетность подлежала аудиту (для всех остальных), которые не должны быть меньше 60% аналогичного показателя заказчика;
– наличие у участников системы внутреннего контроля качества работы аудиторов;
– отсутствие выявленных грубых нарушений законодательства об аудиторской деятельности по результатам проверки и (или) внешней оценки качества работы аудиторской организации, аудитора–ИП со стороны Минфина и (или) Аудиторской палаты за последние три календарных года;
– наличие соответствующей квалификации и опыта руководителей и членов аудиторских групп участников. При этом подтверждение их опыта должно осуществляться в отрасли деятельности заказчика и (или) оказания аудиторских услуг организациям, сопоставимым с заказчиком (как минимум оказание одной такой услуги в течение последних двух лет).
При наличии специфики деятельности заказчика возможно также предоставление специализированных профессиональных сертификатов (аттестатов) помимо квалификационного аттестата аудитора.
Как будут сравнивать предложения участников
В приложении 2 к проекту приведены требования к оценке и сравнению предложений участников процедур закупки услуг по проведению обязательного аудита. В частности, они должны проводиться в соответствии с критерием «цена предложения» (без учета включенного в цену НДС) и нестоимостными критериями в зависимости от их удельного веса, установленного организацией в документации о закупке. При этом удельный вес критерия «цена предложения» не может превышать 40%.
Для борьбы с демпингом на рынке аудиторских услуг проектом установлены жесткие правила снижения цены в ходе соответствующих переговоров, проводимых по решению организации: участники процедур закупки получат право снизить заявленную ими первоначальную цену предложения не более чем на 20%.
И еще одно революционное нововведение: если имеются четыре и более участника процедуры закупки, то предложения с минимальной и максимальной заявленной стоимостью аудиторских услуг должны исключаться.
Иные изменения
Кроме регулирования процедур закупок аудиторских услуг за счет собственных средств проектом предусмотрена корректировка постановления Совмина от 18.12.2013 № 1098 «О некоторых вопросах аудиторской деятельности». В частности, оно будет переименовано в постановление «О порядке проведения аттестации», а в утвержденное им Положение о порядке проведения аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора и подтверждения квалификации аудиторами планируется внести серьезные изменения.
При этом Минфином предусмотрен и настоящий подарок для аудиторов: перечень грубых нарушений порядка осуществления аудиторской деятельности, являющихся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата аудитора, утвержденный постановлением № 1098, предполагается отменить.