Как блокировка интернет-ресурса в рамках уголовного процесса может коснуться каждого владельца

В начале сентября 2025 г. Байнет всколыхнула новость о принятии в Беларуси очередного документа, регулирующего ограничение доступа к интернет-ресурсам. Разобраться в том, что принципиально нового несет постановление правительства и что учесть в связи с его вступлением в силу владельцам сайтов и прочих сетевых ресурсов, помогают Полина САЧАВА, старший юрист GRATA International, Belarus, и ее коллега Антон МОЗОЛЬ, младший юрист этой компании.
— В чем новизна постановления Совмина от 02.09.2025 № 476 «О порядке применения мер ограничительного характера», ведь правоохранители и ранее могли инициировать ограничение доступа к определенным сайтам?
— Действительно, такое право уже было предусмотрено в ст. 199 Уголовно-процессуального кодекса (УПК). С 21 мая 2025 г. эта статья УПК дополнена положением, по которому стало возможным внесение представления о применении мер ограничительного характера по прекращению, приостановлению оказания услуг электросвязи, интернет-услуг, ограничению доступа к интернет-ресурсу.
В ст. 199 УПК не установлен порядок реализации ограничений, в связи с чем и потребовалось принятие Совмином постановления № 476. Им утверждены два положения, одно из которых регулирует порядок ограничения (возобновления) доступа к интернет-ресурсу (далее — Положение).
— Какие интернет-ресурсы могут попасть под блокировку?
— Интернет-ресурс в Положении понимается довольно широко. В таком качестве рассматривается не только интернет-сайт или его отдельная страница,...