Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
3.036
EUR:
3.5867
RUB:
3.6468
BTC:
116,897.00 $
Золото:
357.02
Серебро:
4.12
Платина:
135.78
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как бюджетной организации уплатить налоги, если денег нет: две ситуации

В материале раскрываются вопросы по уплате налогов в бюджет бюджетной организацией, осуществляющей приносящую доходы (предпринимательскую) деятельность, при отсутствии денежных средств на текущем внебюджетном счете в белорусских рублях.

 

Ситуация 1: белорусских рублей на текущем внебюджетном счете нет, но есть дебиторская задолженность

Если в бюджетной организации отсутствуют денежные средства на текущем внебюджетном счете, но имеется дебиторская задолженность, воз­никшая при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности, а также кредиторская задолженность перед бюджетом по НДС и налогу на прибыль, то уплатить налоги в бюджет возможно за счет денежных средств дебиторов.

Согласно п. 1 ст. 64 НК1 взыскание налога, сбора (пошлины), пеней за счет средств дебитора (организации или индивидуального предпринимателя) производится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту постановки на учет плательщика (далее – решение). В рассматриваемой ситуации плательщиком является бюджетная организация.

В решении обязательно указываются подлежащая взысканию с дебитора сумма и счет, элек­тронный кошелек дебитора.

Решение не принимается в отношении дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

Решение принимается только по истечении срока исполнения обязательств дебитора перед плательщиком. При этом подлежащая взысканию с дебитора сумма не может превышать сумму дебиторской задолженности этого дебитора плательщику.

Основанием для принятия решения в отношении одного или нескольких дебиторов являются следующие документы (подп. 2.1–2.2 п. 2 ст. 64 НК):

1) заявление плательщика об уступке требования кредитора (согласно приложению 9 к постановлению № 972);

2) документ (акт сверки или иной подписанный дебитором и плательщиком документ), подтверждающий наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у дебитора.

Справочно. Акт сверки не является первичным учетным документом и составляется в произвольной форме. Он имеет юридическую силу, если подписывается руководителями либо уполномоченными ими представителями обеих сторон, что следует из разъяснения № 02-43/10663;

3) справка о наличии дебиторской задолженности у плательщика налогов, сборов (пошлин) (иного обязанного лица) – организации (далее – справка) (согласно приложению 12 к постановлению № 97).

Справочно. Справка оформляется на основании следующих источников информации (подп. 2.2 п. 2 ст. 64 НК):

– документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности у плательщика и кре­диторской задолженности у его дебитора (с не истекшим сроком исковой давности), представленных плательщиком. В соответствии с ч. 2 подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК такими документами могут быть договор, товарные и (или) товарно-транспортные накладные, акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг, регистры бухгалтерского учета с расшифровкой дебиторской задолженности и иные документы;

– документов, представленных органом государственного контроля;

– результатов проведенных в соответствии со ст. 84 НК мероприятий по выявлению имущества плательщика, а также его дебиторов (далее – мероприятия) в отношении плательщика, имеющего неисполненные в установленные сроки налоговые обязательства, неуплаченные пени, по месту его нахождения и (или) по месту нахождения его имущества. Решение о проведении мероприятий принимается руководителем (его заместителем) налогового органа и оформляется уведомлением о проведении мероприятий по выявлению имущества плательщика налогов, сборов (пошлин) (иного обязанного лица), а также его дебиторов по форме согласно приложению 11 к Постановлению № 97;

– результатов проверки, проведенной налоговым органом.

Обратите внимание! Согласно п. 6 ст. 64 НК ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности несет плательщик. При установлении налоговым органом факта представления плательщиком недостоверной информации о наличии дебиторской задолженности взысканная сумма дебиторской задолженности подлежит возврату дебитору.

О принятом решении по взысканию налога, сбора (пошлины), пеней за счет средств дебитора налоговый орган направляет дебитору сообщение в виде электронного документа через личный кабинет плательщика (п. 5 ст. 64 НК).

Справочно. Согласно п. 4 ст. 64 НК решение не принимается в отношении:

– корреспондентских счетов дебитора плательщика;

– благотворительных счетов, открытых дебитору плательщика для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте;

– специальных счетов, открытых в соответствии с законодательными актами;

– счетов по учету средств республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов, привлеченных РБ, Совмином, прочих бюджетных и государственных средств, открытых республиканским органам госуправления, местным исполнительным и распорядительным органам, бюджетным и иным организациям;

– счетов, используемых для осуществления расчетов в форме аккредитивов.

Бюджетная организация (плательщик) обязана вести учет дебиторской задолженности. Не позд­нее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней она обязана представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности и истечение срока исполнения обязательств дебиторов перед плательщиком. Перечень дебиторов представляется по форме, утверждаемой МНС, в письменной или электронной форме (подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК).

Взыскание налога, сбора (пошлины), пеней со счета дебитора, открытого в иностранной валюте, производится с продажей в сумме, эквивалентной сумме платежа в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Нацбанком на дату вынесения решения о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней (п. 3 ст. 64 НК).

Справочно. Бюджетная организация (плательщик) имеет право знакомиться с находящимися в налоговом органе налоговыми декларациями (расчетами), другими документами и (или) информацией, которые относятся к исчислению и (или) уплате ей налогов, сборов (пошлин), если это не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в материалах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну (подп. 1.14 п. 1 ст. 21 НК).

Бюджетная организация (плательщик) также имеет право получить на основании заявления в налоговой инспекции выписку из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней (далее – выписка) (подп. 1.3 п. 1 постановления № 144). Заявление оформляется по форме согласно приложению 1, а выписка – согласно приложению 18 к постановлению № 14.

Возникшая дебиторская задолженность отражается в бюджетной организации по дебету субсчетов 154 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», 179 «Расчеты в порядке плановых платежей», а ее погашение – по кредиту названных субсчетов.

Дебиторская задолженность в бюджетной организации может возникнуть:

1) в процессе реализации бюджетной организацией продукции, работ, услуг, что отражается бухгалтерской записью:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Выручка от реализации продукции, работ, услуг

154, 178

280

Справочно. В настоящее время бюджетные организации при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности выручку от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, другие доходы должны признавать в бухгалтерском учете по методу начисления. Сказанное следует из норм постановления № 115.

Под методом начисления понимается отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они фактически совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним (п. 1 постановления № 11);

2) в процессе приобретения материальных цен­ностей, работ, услуг у поставщиков (например, при перечислении предварительной оплаты по­ставщику и неполучении от него материальных ценностей, работ, услуг), что отражается бухгалтерской записью:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Перечислена предварительная оплата поставщикам за материальные ценности, работы, услуги

178, 179

111

Причитающиеся к уплате в бюджет суммы налогов отражаются по кредиту субсч. 173 «Расчеты с бюджетом»:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начисление НДС

280

173

Начисление налога на прибыль

411

173

В рассматриваемой ситуации по решению налоговой инспекции неуплаченные бюджетной организацией в установленный срок налоги были взысканы за счет денежных средств дебиторов.

В этом случае в бухгалтерском учете бюджетной организации отражаются одновременно погашение задолженности по платежам в бюджет и погашение дебиторской задолженности, возникшей в процессах реализации бюджетной организацией продукции, работ, услуг и приобретения материальных ценностей, работ, услуг у поставщиков:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Погашение дебиторской задолженности и задолженности по платежам в бюджет

173

154, 178, 179

 

Ситуация 2: белорусских рублей на текущем внебюджетном счете нет, но имеются денежные средства на текущем валютном счете

Если на текущем счете по внебюджетным средствам бюджетной организации в срок, установленный для уплаты налогов (НДС и налога на прибыль), отсутствуют денежные средства в белорусских рублях, но имеются денежные средства на текущем валютном счете по внебюджетным средствам, то уплатить налоги в бюджет возможно за счет валютных денежных средств.

В п. 1 ст. 38 НК установлено, что уплата налога, сбора (пошлины), пеней производится в безналичном или наличном порядке в белорусских рублях, если иное не установлено НК либо иными актами налогового или таможенного законодательства, международными договорами РБ.

В рассматриваемой ситуации для исполнения налогового обязательства в белорусских рублях в обслуживающий банк может быть представлено платежное поручение на перевод с продажей соответствующей суммы в иностранной валюте. Такая возможность предусмотрена Инструкцией № 1126.

Справочно. Продажа (конверсия) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке осущест­вляется субъектом валютных операций – резидентом по необходимости, определяемой им самостоятельно, за исключением осуществления обя­зательной продажи иностранной валюты (п. 19 Инструкции № 112).

При продаже (конверсии) иностранной валюты на биржевом валютном рынке субъект валютных операций – резидент представляет в банк заявку на продажу (конверсию) иностранной валюты (п. 20 Инструкции № 112).

При продаже (конверсии) иностранной валюты на внебиржевом валютном рынке субъект валютных операций – резидент представляет в банк заявку на продажу (конверсию) иностранной валюты либо платежное поручение на перевод с продажей (конверсией) (п. 21 Инструкции № 112).

Продажа иностранной валюты путем совершения перевода с продажей предполагает как зачисление полученных в результате продажи белорусских рублей на счета, так и перевод указанных денежных средств в адрес иных лиц, выступающих получателями денежных средств.

В рассматриваемой ситуации перевод белорусских рублей, полученных в результате продажи иностранной валюты путем совершения перевода с продажей, производится на общий транзитный счет для инспекций МНС, расположенных на территории соответствующей области и г. Минска (подп. 4.3.1 п. 4 Инструкции № 143/1717).

Справочно. Пересчет иностранной валюты в белорусские рубли производится исходя из официального курса белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте, установленного Нацбанком на дату совершения хозяйственной операции (п. 3 ст. 12 Закона № 57-З8).

По мнению автора, доходы и расходы при продаже иностранной валюты (включая продажу ино­странной валюты путем совершения перевода с продажей) должны отражаться на субсч. 281 «Реализация других материальных ценностей» следующими бухгалтерскими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма белорусских рублей, полученных от продажи иностранной валюты путем совершения перевода с продажей и направленных на уплату налогов

173

281

Одновременно списывается стоимость проданной иностранной валюты, пересчитанной в белорусские рубли по официальному курсу Нацбанка, установленному на дату продажи

281

118

Примечание. По записям на субсч. 281 определяется результат от реализации иностранной валюты (прибыль или убыток).

На субсч. 118 «Текущий валютный счет по внебюджетным средствам» ведется учет движения денежных средств по внебюджетным средствам в иностранной валюте по следующим счетам в банке:

1) по специальному транзитному валютному счету;

2) по текущему валютному счету.

В рассматриваемой ситуации речь идет о текущем валютном счете.

Для учета движения денежных средств в ино­странной валюте по указанным выше счетам в банке рекомендуется к субсч. 118 открывать от­дельные субсчета, например:

118-1 «Специальный транзитный валютный счет»;

118-2 «Текущий валютный счет».

В соответствии с требованиями подп. 3.26 п. 3 ст. 174 и подп. 3.30 п. 3 ст. 175 НК доходы (убытки) от продажи иностранной валюты в сумме положительной (отрицательной) разницы, образовавшиеся вследствие отклонения курса продажи ино­странной валюты от официального курса, установленного Нацбанком на дату продажи, подлежат включению в состав внереализационных доходов (расходов) соответственно.


1Налоговый кодекс (далее – НК).

2Постановление МНС от 31.12.2010 № 97 «Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при обеспечении исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней, иных обязательных платежей, контроль за исчислением и (или) уплатой которых возложен на налоговые органы, осуществлении контроля за соблюдением законодательства, и уведомления о проведении мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов» (далее – постановление № 97).

3Разъяснение ВХС от 06.05.2009 № 02-43/1066 «О судебном приказе» (далее – разъяснение № 02-43/1066).

4Постановление МНС от 26.04.2013 № 14 «О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур, установлении форм некоторых документов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» (далее – постановление № 14).

5Постановление Минфина от 08.02.2013 № 11 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета доходов в бюджетных организациях и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь» (далее – постановление № 11).

6Инструкция о порядке совершения валютно-обменных операций, утв. постановлением Правления Нац­банка от 28.07.2005 № 112 (далее – Инструкция № 112).

7Инструкция о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по доходам, утв. постановлением Минфина и Правления Нацбанка от 08.12.2005 № 143/171.

8Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by