$

2.4154 руб.

2.8032 руб.

Р (100)

3.4731 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Исследования

Кадровая подготовка: мнение нанимателей о профессионализме работников

22.06.2021
Кадровая подготовка: мнение нанимателей о профессионализме работников
Фото: freepik

Наниматели в очередной раз подтвердили, что качество подготовки новых работников их не всегда устраивает, особенно практическая часть обучения. Кроме того, молодые сотрудники не мотивированы к труду и профессиональному росту.

Исследование навыков и компетенций работников по пяти секторам экономики прошло в рамках проекта «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси», который стартовал в марте 2018 г. и реализуется при финансовой поддержке Европейского союза совместно с Минэкономики и другими заинтересованными ведомствами.

Результаты анализа навыков и умений работников во время круглого стола, организованного для презентации и обсуждения итогов секторального обследования, а также для знакомства с аналогичной зарубежной практикой представила кандидат социологических наук, доцент БГЭУ Ирина Лашук. Она рассказала, что исследователи имели целью определить уровень навыков, необходимых для выполнения работы в компаниях, изучить потребности работодателей, чтобы скорректировать портфель навыков работников в будущем.

Респондентами были малые, средние и крупные предприятия/организации, представляющие все регионы Беларуси. На вопросы интервью ответили 1,75 тыс. нанимателей. Избранные 5 экономических секторов – ИТ-сектор (информация и связь), строительство, машиностроение, услуги (торговля и общественное питание), креативная индустрия (парикмахерские, легкая промышленность, культура) – включали в себя 7 видов экономической деятельности (из 14 видов, которые имеются в Общегосударственном классификаторе видов экономической деятельности).

Универсальными навыками для рабочих наниматели всех отраслей считают способность работать в команде, желание совершенствоваться в профессии, умение учиться, способность брать ответственность за свои действия, эффективно распределять время. Для нанимателей в ИТ-секторе и креативной индустрии важна открытость новым возможностям.

Универсальными навыками для специалистов наниматели всех секторов считают умение аналитически мыслить, брать ответственность за свои действия, совершенствоваться в профессии. От специалистов в сфере строительства, машиностроения и услуг требуются более прикладные умения – планировать и организовывать деятельность, принимать решения, составлять отчеты и документацию, эффективно распределять время. Для ИТ-сектора важны умения использовать новые информационные технологии и работать в команде. В креативной индустрии важно быть открытым новым возможностям.

Рабочим и специалистам всех исследованных сфер экономики, по мнению, работодателей не хватает профессиональных знаний и умений, гибких навыков, опыта и практики.

Основная форма привлечения молодых работников – публикация объявлений в СМИ. Кроме того, все компании подают заявки в учебные заведения на распределение к ним молодых специалистов, предоставляют места для прохождения практики, обращаются в службу занятости.

Уровень подготовки молодых специалистов «не всегда» устраивает нанимателей. Таких ответов большинство по всем секторам (от 39 до 49%), за исключением ИТ, где 44% нанимателей «в большинстве случаев» оценивают подготовку хорошо и только 14% недовольны ее уровнем.

Молодые работники, приходящие в организацию, обычно имеют слабую практическую подготовку. В машиностроении эту проблему подчеркнули 97% нанимателей, в строительстве – 80%, а в ИТ – 72%. О том, что у подросшей смены низкая мотивация к труду, что она не заинтересована в профразвитии, не способна самостоятельно принимать решения, говорят все наниматели. Менеджмент ИТ-сферы заявил также о недостаточном владении иностранными языками примерно каждого третьего молодого работника.

Чтобы адаптация прошла успешно и молодой работник остался на предприятии, большинство нанимателей (от 64% – в торговле, 78% – в машиностроении и 82% – в ИТ-сфере) практикуют наставничество, оплачивают дальнейшее обучение молодых работников (от 22% – в торговле и общепите, 34% – в креативной индустрии и 37% – в ИТ).

Повышение квалификации большинство организаций проводят на рабочем месте (например, 74% нанимателей в машиностроении) или в учебных центрах (до 65% работодателей в строительстве). Услугами учреждений образования для целей повышения квалификации работников пользуются 40% нанимателей в сфере строительства и всего 12% и 13% в креативной индустрии и торговле и общепите соответственно. Что касается ИТ, то 76% нанимателей проводят обучение на рабочем месте, 36% – в учебных центрах и 18% – в учреждениях образования. Стажируют специалистов на инновационных предприятиях до 10% нанимателей.

 

«Ключевой компетенцией для специалистов является самостоятельность, т.е. способность действовать и брать ответственность за свои решения. Руководство торговли и общепита говорит о том, что работникам очень не хватает гибких навыков. В ИТ-секторе ту же проблему отметили 50% руководителей. По мнению нанимателей в сферах машиностроения, строительства и креативной индустрии, работникам в большей степени недостает профессиональных навыков, – комментирует И. Лашук. – Молодыми кадрами, подготовленными системой образования и направленными в организации по распределению, «не всегда» удовлетворены примерно 40% нанимателей. Лидирующая претензия – слабая практическая подготовка, поэтому образованию здесь есть над чем работать. Перспективы развития человеческого потенциала предприятий наниматели связывают в основном с повышением квалификации на рабочем месте. Учреждения образования обычно занимают 3–4 ме­сто в иерархии возможностей повысить качество персонала».

 

 

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ


***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное