Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Качество институтов не заменят отдельные инструменты

Институциональное развитие определяет различия в благосостоянии населения всех стран мира. Развитие институтов влияет не только на темпы экономического роста, но и на их долгосрочную устойчивость, приток инвестиций и эффективность финансовой системы, способствует сокращению теневой экономики, отмечает экономист Олег МАЗОЛЬ в исследовании «Институты и экономическое развитие».

Страны Центральной и Восточной Европы, а также Балтии достигли более высокого качества институтов и положительных тенденций изменения ин­ституциональной среды, чем страны СНГ, где эти процессы движутся в обрат­ном направлении, говорится в исследовании. В настоящее время успешные страны ориентируются на институциональные реформы по улуч­шению инвестиционного климата (защита прав собственности, упрощение механизмов и процедур регулирования, создание для новых компаний равных условий конкуренции с традиционным сектором и др.), а также на законодательные и регуляторные изменения, направленные на формирование эффективной системы корпоративного управления (современные системы учета, аудита и раскрытия информации, защита прав миноритарных акционеров, законодательство о банкротстве и т.п.), прежде всего – в традиционном секторе.

В мире проводится множество раз­личных исследований качества институтов, в т.ч. их ранжирование по разным странам. Например, по данным Всемирного банка, по индикатору эффективности работы правительства Беларусь находится на 131 месте в рейтинге из 209 стран с оценкой -0,476 (37,5%). Это заметно ниже, чем у России (48,1%) и Казахстана (50,9%), а у мировых лидеров – Австрии, Дании и Финляндии – данный показатель превысил 90%.

Беларусь занимает 159 место (-0,786) по индикатору верховенства закона, уступая России и Казахстану (хотя до 2000 года мы их опережали), не говоря уже о лидерах – Финляндии (2,073) и Швеции (2,044).

К 2015 году общая оценка эффективности правовых институтов (качество контроля за исполнением контрактов, качество работы правоохранительных органов и судов, вероятность совершения преступлений) в Беларуси составила 24%, что характеризует степень доверия к существующим законам со стороны населения.

По индикатору эффективности сдерживания коррупции Беларусь занимает 114 место (-0,365, что на 0,557 больше, чем 10 лет назад). Это заметно выше, чем у России (169 место, -0,862) и Казахстана (158 место и -0,755), но гораздо меньше, чем у занимающих первые строчки рейтинга Новой Зеландии (2,291) и Финляндии (2,283). Интересно, что данный индикатор оценивает, в какой степени работники госорганов используют власть в личных целях (в мелких и крупных масштабах) и какова роль элиты и частных интересов в государстве.

По индикатору качества законодательства Беларусь занимает 178 место (-1,002 балла и уровень 14,9%). На первом месте по этому показателю находится Финляндия – 98,1% из 100. Но мы уступаем не только ей и другим развитым странам, но и России (32,2%) и Казахстану (53,9%). Правда, с 2016 года у нас растет значение индикатора качества госрегулирования, оценивающего способность правительства формировать и реализовывать основные направления госполитики, эффективно взаимодействовать с частным сектором. Но до показателей Сингапура (2,262) и Гонконга (2,176) нам еще далеко.

По индикатору политической стабильности и отсутствия насилия Беларусь занимает 109 место (-0,002), но лидирует среди стран ЕАЭС, опережая, в частности, Россию (-1,049 и 182-е место). Мировыми лидерами здесь являются Новая Зеландия (1,490) и Лихтенштейн (1,455).

По индикатору учета мнения населения и подотчетности госорганов, характеризующему возможности граж­дан по участию в выборах органов власти, свободу самовыражения и СМИ, наша страна занимает 191 место, набрав -1,462 балла. Это несколько лучше, чем показатель -1,77, зафиксированный 10 лет назад, но существенно ниже, чем не только в развитых странах, начиная с лидеров – Норвегии (1,702) и Швеции (1,595), но и в государствах ЕАЭС.

Относительно высокий рост производства и доходов населения в прош­лые годы происходил в Беларуси без соответствующего улучшения институ­циональных параметров. В результате создался дисбаланс, обернувшийся кризисом.

Доминирование государственного вмешательства в экономику сочетается у нас со слабым спросом на рыночные механизмы регулирования. В результате белорусским экономическим субъектам (как государственным, так и част­ным) трудно выживать в конкурентной рыночной среде без господдержки. Неэффективные институты сформировали белорусский «государственный капитализм», ставший основой действующей социально-экономической модели.

В пятилетних программах правительства в 2000–2015 гг. мало внимания уделялось развитию базовых рыночных институтов. Расплатой за это стала слабость рыночных механизмов и низкое качество институциональной среды. Это грозит попаданием в «структурную ловушку», когда политические и экономические факторы мешают перемещению ресурсов, оставляя их в сравнительно отсталых отраслях и компаниях.

Исправить положение могла бы комплексная программа институциональных реформ. Ее приоритетные направления – повышение эффективности органов госуправления и распоряжения государственными активами, налогово-бюджетная реформа, стимулирование инновационной деятельности на основе создания эффективной конкурентной среды, содействие входу на отечественный рынок новых компаний, развитие финансового рынка.

Повышение благосостояния населения и устойчивый экономический рост в стране возможен только при наличии эффективно функционирующих институтов, подчеркивается в исследовании. В частности, верховенство закона, защита прав собственности и качественное госуправление позволяют обществу в целом и отдельному человеку, особенно предпринимателям, быть уверенны­ми в том, что плоды их трудов в основном достанутся им, а не кому-то другому. Экономические институты определяют структуру стимулов для вложения капиталов и накопления факторов производства, совершения сделок, оптимального перераспределения ресурсов. Поэтому страны с развитыми институтами более устойчивы к внешним финансовым и экономическим шокам. При этом, по оценкам ученых, повышение качества институтов на 1% приводит к росту ВВП на душу населения на 1,7%. Вопрос лишь в том, готовы ли правящие элиты к переменам, которые это качество повысят.

Справка «ЭГ». «Институты – это правила игры в обществе, которые формально представляют собой изо­бретенные и созданные человеком ограничения, которые формируют взаимодействие между людьми» (лауреат Нобелевской премии Дуглас Норт).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений