Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Рейтинги
29.03.2018 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Качество активов слабое – Fitch

Fitch Ratings рассматривает капитализацию в банковском секторе Беларуси и способность абсорбировать убытки как невысокие ввиду слабого качества активов и незарезервированных проблемных кредитов. Такой вывод озвучила младший директор банковской аналитической группы Fitch Ratings Анна Ерачина на конференции «Республика Беларусь в 2018 г.: обзор макроэкономической ситуации».

Согласно расчетам РА, сектор сможет выдержать максимальный уровень проблемных кредитов в 21%, при условии, что они будут зарезервированы на 80%, до того как общий капитал снизится до минимального регулятивного уровня. Объем потенциальных проблемных кредитов – на уровне 40%, что указывает на возможный рост регулятивных обесцененных ссуд.

В 2017 г. меры по поддержке капитала в секторе включали: замену проблемных корпоративных кредитов у госбанков государственными облигациями; взнос капитала в Белагропромбанк во II квартале и субординированный кредит для Белинвестбанка в IV квартале. Это произошло в ответ на результаты оценки качества активов, которые указывали на слабость достаточности капиталов банков при стрессовых сценариях.

БПС-Сбербанк получил помощь от материнской структуры в форме гарантий по кредитам и передачи кредитов.

Различная способность абсорбировать убытки у банков отражает степень их рекапитализации сегодня. По оценке Fitch, большинство банков имеют почти достаточный запас капитала, чтобы зарезервировать существующие регулятивные обесцененные кредиты, при прибыли до отчислений под обесценение (равной 3–10% от банковских кредитов), обеспечивающей дополнительный запас прочности на случай потенциальных убытков. В то же время капитал банков не является достаточным, чтобы выдержать более значительные убытки (например, по большинству индивидуально обесцененных кредитов по МСФО).

Расхождение между валютными активами и обязательствами сектора умеренное. И регулятивная чистая открытая валютная позиция сектора находится на уровне менее 5% от его капитала. Открытые валютные позиции у банков, рейтингуемых Fitch, могут различаться, но находятся в рамках установленных требований.

В то же время косвенные валютные риски являются значительными и обусловлены валютным кредитованием корпоративных заемщиков, в то время как хеджирование является очень ограниченным.

Внешняя ликвидность в секторе (1,6 млрд. USD на конец 2017 г.) была достаточной для выплаты зарубежных обязательств с наступающими сроками погашения (1,2 млрд. USD).

Управление валютной ликвидностью по-прежнему в высокой степени зависит от доверия вкладчиков. Валютные депозиты сектора составляют 11,8 млрд. USD, в то время как доступ к иностранной валюте на рынке остается ограниченным. Управлению валютной ликвидностью помогают стабильность депозитов и доступ к фондированию от российских кредиторов. Последнее, включая фондирование от материнских структур, составляет около 60% от внешнего долга сектора и с большей вероятностью будет пролонгировано.

Fitch отмечает, что власти имеют ограниченную финансовую гибкость по оказанию поддержки банкам в иностранной валюте (суверенные валютные резервы составляли 7,1 млрд. USD на конец февраля 2018 г.). Но некоторая валютная ликвидность в настоящее время инвестированная банками в белорусские гособлигации и облигации Нацбанка, может быть предоставлена в случае необходимости.

Позиции по ликвидности у банков, рейтингуемых Fitch, различаются. Госбанки имеют ограниченную внешнюю валютную ликвидность. В тоже время валютная ликвидность банков, размещенная внутри страны (инвестированная в гособлигации, бумаги Нацбанка), является существенной. Способность госбанков производить выплаты по внешним обязательствам будет зависеть от способности государства вернуть иностранную валюту банкам.

Позитивный момент – часть внешних обязательств кредитных учреждений приходится на задолженность перед российскими банками, и эти обязательства с большой вероятностью будут рефинансированы.

Неиспользованные кредитные линии от материнских структур должны поддержать ликвидность банков в случае неожиданного резкого колебания депозитов.

Ликвидность в национальной валюте вызывает меньшую обеспокоенность с учетом имеющегося запаса ликвидности у банков в локальной валюте и доступа к ней на рынке.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений