Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Итоги
29.04.2003 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

К отчету готовы

Завтра правительство отчитается перед Президентом об итогах работы народного хозяйства Беларуси в первом квартале и о ходе выполнения поручений главы государства, данных им при заслушивании годового отчета...

Завтра правительство отчитается перед Президентом об итогах работы народного хозяйства Беларуси в первом квартале и о ходе выполнения поручений главы государства, данных им при заслушивании годового отчета.

Позволив нынешнему кабинету министров "исправить ошибки" прошлого года, Президент поставил довольно жесткие условия. В случае провала нынешнему "экономическому штабу" грозит не просто потеря ныне имеющихся кресел. "По окончании первого квартала работу уже не найдете", предупредил тогда А.Лукашенко. Что касается интересов субъектов хозяйствования, то возможная смена руководства едва ли существенно отразится на их деятельности, ибо экономическая политика государства уже определена и изложена в ряде программных документов. Ее ключевые моменты Президент не так давно озвучил в своем ежегодном послании Национальному собранию: "приватизация будет проводиться в интересах всего общества", "контрольные пакеты акций приватизируемых предприятий будут сохранены в собственности государства при любых вариантах реформирования".

Похоже, "провала" не произошло, и если критерии оценки правительства в ближайшие сутки не изменятся, то статус-кво сохранится. Традиционно на контроле -- 16 ранее утвержденных показателей социально-экономического развития плюс добавленный уже в этом году объем инвестиций в основной капитал. В число критериев по распоряжению главы государства два месяца назад вошло "повышение уровня и качества жизни народа", по поводу измерения которого, похоже, ни у кого так и не сложилось четкого мнения.

Что касается показателей, то прогнозного уровня достигли 12 из 16 (по итогам прошлого года было 9 из 16). Невыполнение оставшихся правительственные чиновники объясняют объективными причинами, не принять которые во внимание не сможет и Президент. Ниже планируемого сложился рост производства сельскохозяйственной продукции (101,2% при плане 104,2%). По мнению министра сельского хозяйства, нельзя слепо ориентироваться на цифры и не учитывать сезонный характер производства отрасли. Доходов от растениеводства зимой нет, а объем животноводческой продукции невысок по причине тяжелой зимовки скота (обеспеченность кормами на 1 апреля ниже, чем в прошлом году, на 25%) и 9-процентного снижения поголовья в личных подсобных хозяйствах. "Недобор" инвестиций в основной капитал (101,8% и 112--113% соответственно) Минэкономики устами А.Кобякова объясняет убыточностью отечественных субъектов хозяйствования (50,3%), которые продолжают оставаться главным источником финансирования капитальных вложений, бюджетным недофинансированием (77,7% к аналогичному периоду 2003г.), недоступностью кредитов (средняя процентная ставка в феврале составила 47,7%) для низкорентабельных отечественных предприятий. Росту энергоемкости вместо планируемого снижения (+2,8% вместо -- 0,5%) "поспособствовала" затянувшаяся и холодная зима -- потребление энергоресурсов по этой причине возросло на 7% в первом квартале и на 17% в феврале. Превышен прогнозный параметр по импорту товаров и услуг (130,1% вместо планируемых 105,9--106,9%). Отрицательное сальдо внешней торговли (54 млн. USD) сложилось в результате роста стоимостного объема поставок из России (минеральных продуктов в 1,7 раза, недрагоценных металлов и изделий из них на 22,3%, пищевых продуктов на 31,7%). Не вложились в отведенные рамки и цены -- среднемесячный уровень инфляции составил 2,6% (4,3% в январе, 1,9% в феврале, 1,8% в марте) против 1,4--1,8% по прогнозу. Увеличившиеся цены и тарифы на услуги ЖКХ "раскрутили" инфляцию, зато позволили ликвидировать набившее оскомину перекрестное субсидирование по электроэнергии и газу, поясняют в правительстве.

Стараясь измерить и обеспечить уровень и качество жизни народа, правительство разработало и внедряет единые нормативы социального стандарта (см. "НЭГ" N 24 от 1.04.2003г.). Дабы наладить "быт" сельчан и тем самым повысить качество их жизни, принят целый пакет документов по "ускоренному развитию бытового обслуживания населения в сельской местности" (см. "НЭГ" N 22 от 2003-03-25г.). Еще один пакет документов определяет меры по организации адресной социальной помощи.

Правда, реальная заработная плата за первые два месяца года увеличилась лишь на 1,5% при прогнозе 7--8%. Зато реальные денежные доходы выросли на 12%.

Для ликвидации всех перечисленных отставаний и недоработок у правительства имеются планы и программы (мероприятия по энергосбережению, по привлечению инвестиций, по финансовому оздоровлению предприятий и др.). В стадии разработки -- программы структурной перестройки экономики и повышения ее конкурентоспособности. Работа кипит.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by