Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

К чему надо готовиться независимым бухгалтерам? — Опыт тех, кто уже стал налоговым консультантом

Маргарита Новосельцева

Со вступлением в действие Указа Президента от 19.09.2017 № 338 (далее – Указ) и разъяснений к нему возникло множество вопросов у бухгалтеров, имеющих не одного работодателя, а несколько (или даже десятки, сотни) клиентов. «ЭГ» нашла людей, которые знают ответы.

Как сдавали экзамены? Как готовились к ним? По каким учебникам и как долго? Зачем это надо было? Что представляет собой Палата налоговых консультантов? И сколько стоит туда вступить? Какова цена специального страхового полиса?

Отвечают на эти вопросы два очень разных специалиста: Маргарита НОВОСЕЛЬЦЕВА, профессиональный бухгалтер, директор группы бухгалтерских компаний «Райкири», и Роман ШПАКОВСКИЙ, юрист, партнер международной юридической фирмы VILGERTS в Беларуси. Но оба они в мае получили статус налоговых консультантов (далее – НК).

Маргарита и ее команда отвечают за налоговые декларации более чем 200 фирм. А вот Роман сдавать чужие отчеты в ИМНС не планирует. Он будет представлять клиентов в суде при рассмотрении дел, связанных с налоговыми во­просами, у него уже есть такие клиенты.

– Расскажите, зачем вы пошли готовиться, а потом сдавать экзамен на НК?

М. Новосельцева: В 2017 г. стало известно о выходе Указа. Я как профессионал мониторю законодательство. И мне стало ясно, что к началу 2019 г. у меня в компании должен быть НК, хотя бы один. Ну и самой было интересно проверить собственные силы в рам­ках экзамена.

– Вы знали, что это будет обязательное требование к фирме, оказывающей бух­галтерские услуги?

М. Новосельцева: Предполагали. Было понятно, что для не имеющих этот статус будут какие-то ограничения в работе.

Р. Шпаковский: Концепция давно уже разрабатывалась и обсуждалась. И было много вариантов, как это будет работать. Но все варианты подразумевали какие-то возможности, привилегии для аттестованных НК.

М. Новосельцева: Так вот, Указ приняли. Я не могу сказать, что была этому рада. В принципе, звание НК никак не влияет на мои знания. Но я четко понимала цель: к 2019 г. мне необходимо получить этот статус. И чем раньше – тем лучше, тем больше времени я буду спать спокойно и не буду волноваться.

На старте самой долгой процедурой для меня было получение справок. У меня витебская прописка, а клиенты в Минске, и экзамен сдавать надо тоже в столице. Необходимо получить справки, что претендент на звание НК психически здоров, не имеет наркотической и алкогольной зависимостей, не имеет судимости, связанной с запретом выполнять такую работу. Требования по набору справок практически точно такие же, как для желающих стать аудитором. Пришлось ехать ради оформления этих бумаг в Витебск.

Собрала справки, подала документы, меня записали в определенную группу для сдачи экзамена. К экзамену готовилась за неделю. Налоговый кодекс специально ради подготовки не зубрила, пролистала Общую часть перед экзаменом. Но я очень хорошо знаю, какие в Беларуси есть налоги, и понимаю все тонкости. Я же практикующий бухгалтер!

Готовилась именно к экзамену по учебнику, сборнику лекций Оксаны Бесько, одного из преподавателей БГЭУ. Соответствие той редакции этой книги, что попала к нам в руки, действующему Налоговому кодексу – примерно 80%. Но для сдачи экзамена этого достаточно. Если бухгалтер не знает полного объема информации про какой-то налог, не сталкивается с ним в повседневной практике, то по этому учебнику разобраться гораздо легче и быстрее, чем листать Налоговый кодекс.

Тут конечно есть такой момент: даже работая бухгалтером, ты не читаешь каждый день Общую часть Налогового кодекса. И когда тебе дают вопрос «Права и обязанности налогоплательщиков», запросто можно споткнуться. Ты, конечно же, себе их представляешь, но если заранее не структурирован в голове ответ на этот вопрос, то даже квалифицированный специалист может впасть в ступор или наговорить ерунды.

И даже если ты практикующий бухгалтер, то вполне могут быть налоги, с которыми ты никогда в жизни не сталкивался. Но я считаю, все равно надо сесть и познакомиться с нормативной базой, почитать, что за налог, каков объект налогообложения, какова методика исчисления. Ты как бухгалтер обязан это знать. Вдруг у клиента сложится ситуация, когда он должен платить какой-то налог, а бухгалтер это прозевал потому что просто не знал базовых вещей.

В итоге я не считаю, что экзамен сложный.

Р. Шпаковский: У меня история подготовки иная, чем у Маргариты. Такие вещи, как Общая часть Налогового кодекса, я как раз знаю гораздо лучше, чем отдельные нюансы исчисления конкретных налогов.

Чистой самостоятельной учебы у меня было 6 дней по 6 часов. Итого 36 часов, 1,5 суток чистого времени. Полностью истратил три уикэнда. Но и то, так много времени не надо на самом деле. Мне просто интересно было вникать во многие вопросы, разбираться в особенностях применения законодательства об НДС, например. Платные курсы эффективной подготовкой к экзамену не считаю. От них была какая-то польза для моей дальнейшей профессиональной деятельности, но не для сдачи экзамена на НК.

Я имею за плечами какое-то количество профессиональных квалификационных экзаменов. В том числе белорусских. На аттестат юриста, на специалиста по ценным бумагам. Этот – самый серьезный из всех белорусских. Если на других экзаменах процент отсечения очень маленький, почти все сдают, то здесь подход достаточно строгий и совсем неквалифицированных людей они отсекают.

Есть две части: тест на компьютере (с доступом к нормативной документации) и устный экзамен, где ты вытаскиваешь некий билет, в нем будет три вопроса. В моей группе 50% не сдали тест. Но только 5% провалили устный экзамен. Если было примерно 40 человек, то 20 «срезались» на компьютере, 2 – на устном экзамене. 18 успешно сдало.

Хорошо сделали, что можно пользоваться на экзамене нормативной базой. Там она доступны в виде документов в формате MS Word, есть оглавление, поиск можно использовать. Благодаря этому экзамен приближен к реальной работе бухгалтера или юриста, когда ты можешь пользоваться такими вещами. И вопрос только в том, сможешь ли ты правильно применить доступную правовую информацию, найти нуж­ные документы.

Но, на мой взгляд, человеку с опытом работы бухгалтером или юристом какой-то особенный опыт сдачи именно такого экзамена не требуется. Это не сложнее, чем сдавать зачет в университете. Отсекают, пре­жде всего, совсем случайных людей.

– Кто сдает экзамен? Каков был профессиональный со­став вашей группы?

М. Новосельцева: Большинство – бухгалтеры, аудиторы. От 5–10% группы – юристы. Попадаются сотрудники финансовых, экономических отделов. Сразу видно было, что первыми рванули сдавать этот экзамен владельцы и директора аудиторских, бухгалтерских компаний, особенно крупных и известных. 3–4 человека было из регионов.

Почти все сдают квалификацию на НК для юридических и физических лиц. Все остальные варианты – в пределах статистической погрешности, таких не было в группе.

У меня готовятся и остальные все сотрудницы получать статус НК. Да, может быть до 1 января 2019 г. не все из них его получат. Но до 2020 г. понемногу все сдадут экзамен. А почему я должна подписывать все дек­ларации своей подписью? У меня может быть отпуск, командировка. Потом, коллективы в бухгалтерских компаниях жен­ские, а значит кто-то может уйти в декретный отпуск. И что, прекращать работу фирмы в таких случаях? Все мои главбухи обязаны получить статус НК и подписывать декларации своей подписью.

– А что со страхованием профессиональной ответст­венности НК? У вас уже есть полисы? Сколько вы заплатили страховой компании?

Р. Шпаковский: Что особенно странно, по реестру налоговых консультантов на сайте МНС видно, что большинство наших коллег пока не страховало свою ответственность. То есть не собирается работать, это ведь обязательное требование для начала деятельности.

У меня лимит ответственности – 100 тыс. EUR. У нашей компании есть стандарт покрытия рисков на одну страну именно в такой сумме. Плачу 400 EUR в год, 0,4%. Это практически в 10 раз больше, чем необходимый минимум для белорусского НК.

Разбежка цен на такие полисы у страховых компаний большая, внимательно выбирайте страховщика. Страховка НК покрывает суммы административных штрафов, пеню. Страхование ответственности по юруслугам существенно отличается, там этого нет.

М. Новосельцева: У меня сумма застрахованной ответственности примерно вдвое больше – 500 тыс. BYN. Плачу 1225 BYN за полгода. Соответственно, для сравнения с Романом можно вычислить, что за год получится 2450 BYN.

Вообще, я оформляла 2 полиса: еще один на покрытие профессиональных рисков в рамках предоставления услуг по ведению бухучета. Там сумма страхового полиса – 50 тыс. BYN. Но это для галочки скорее, это даже слишком много, там в нашей зоне ответственности таких рисков нет.

– Вы вступили в Палату налоговых консультантов? Это сложно? Дорого?

М. Новосельцева: Да, вступили. Все необходимые документы заполняются в процессе получения статуса НК. Мы заплатили 50 BYN вступительный взнос. И потом раз в квартал 0,5 базовой величины надо платить, соответственно, выходит 2 базовых в год.

– Что вам уже дал статус налогового консультанта? Какую пользу?

Р. Шпаковский: Меня уже пару клиентов нашли по реестру НК на сайте nalog.gov.by. Одно обращение явно судебным делом станет. Но больше на перспективу все же.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений