Изменения в закон о банкротстве инициирует Минэкономики

В план подготовки проектов НПА на 2026 год предполагается включить мероприятия по совершенствованию Закона от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности» (далее – Закон). При этом будут учтены результаты завершившегося апрельского правового мониторинга, сообщает пресс-служба Минэкономики.
Поступившие предложения и вопросы (порядка 30) затрагивали различные аспекты деятельности по санации и банкротству.
Вознаграждение управляющего
Согласно ст. 54 Закона расчет вознаграждения по итогам дела о несостоятельности или банкротстве производится управляющим и представляется собранию (комитету) кредиторов для его проверки и в суд для сведения. На практике при 100%-ном удовлетворении требований кредиторов собрать их для проверки правильности расчета вознаграждения по итогам дела будет проблематично. А при неполном удовлетворении требований некоторыми кредиторами выплата управляющему воспринимается как недопустимая. Предложено поручить проверку правильности расчетов вознаграждения по итогам дела территориальным органам по вопросам санации и банкротства Минэкономики.
Также поступило предложение предусмотреть возможность открывать специальный счет для должника, находящегося в стадии ликвидации или прекращения деятельности, для бронирования средств на выплату вознаграждения управляющему.
Работа собрания и комитета кредиторов
В ст. 65 Закона определено, что на первом собрании кредиторов принимается решение об определении кредитора (кредиторов), уполномоченного на созыв и проведение собраний кредиторов (заседаний комитета кредиторов) в случае отсутствия управляющего или невозможности исполнения им своих обязанностей. Однако непонятен механизм ее реализации, т.к. избранный кредитор не обладает правом опубликования сведений в Едином государственном реестре сведений о банкротстве (ЕГРСБ), соответственно, не сможет соблюсти порядок проведения собраний (комитета) кредиторов.
Учет требований кредитора при залоге имущества
В ст. 142 Закона предлагается конкретизировать порядок распределения денежных средств между залоговыми кредиторами в ситуации, когда их несколько и, соответственно, несколько объектов залога. Нормы Закона прямо не предусматривают, что вырученные от продажи залогового имущества средства должны направляться на погашение требований именно того кредитора, которому имущество должника предоставлялось в залог. Из содержания ст. 142 Закона можно сделать вывод, что распределению подлежат все денежные средства, полученные от продажи всех объектов залога. Есть мнение, что с учетом правовой природы залога распределение денежных средств, полученных от реализации залогового имущества, должно осуществляться с привязкой к кредитору, которому оно было предоставлено в залог, в пределах очереди.
Публикация сведений по делам о несостоятельности и банкротстве
Согласно ст. 38 Закона управляющий должен разместить в ЕГРСБ заявление должника о несостоятельности/банкротстве, заявление кредитора о банкротстве в максимально короткие сроки (Департамент по санации и банкротству Минэкономики таким сроком считает 5 рабочих дней). Общий анализ правовых норм дает основания полагать, что заявление должно быть размещено не позднее 5 рабочих дней со дня вынесения экономическим судом определения об открытии конкурсного производства/введения защитного периода. Однако заявление должника (или кредитора) не направляется судом в адрес управляющего совместно с определением об открытии конкурсного производства/введении защитного периода, а может быть получено управляющим лишь при изучении дела о банкротстве в экономическом суде, и в связи с этим он рискует не уложиться в отведенные сроки.
Порядок передачи нереализованного имущества и получения документов управляющими
В ст. 146 Закона установлено, что нереализованное движимое имущество, в т.ч. задолженность, не переданное управляющим собственнику имущества должника – юридического лица, учредителям (участникам) должника или лицу, уполномоченному собственником имущества должника – юридического лица, учредителями (участниками) должника, может быть передано управляющим безвозмездно иным заинтересованным лицам. Высказано мнение, что управляющий может злоупотреблять такой возможностью.
Также в ст. 103 Закона для должника судом устанавливается срок, не превышающий 15 дней со дня открытия конкурсного производства, на передачу управляющему документов по бухучету, отчетности, иной документации, печатей и штампов, иного имущества должника. В случае неисполнения управляющий не позднее трех дней после истечения срока должен обратиться в суд с ходатайством о понуждении к исполнению этой обязанности. Однако другая норма этой же статьи обязывает управляющего истребовать полный список кредиторов с указанием суммы задолженности. Не получив необходимых документов, управляющий не может в ходатайстве заявить эти сведения.
Правовой мониторинг Закона позволил выявить отдельные направления развития ЕГРСБ.