Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
118,007.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Изменения в закон о банкротстве инициирует Минэкономики

Фото: freepik.com

В план подготовки проектов НПА на 2026 год предполагается включить мероприятия по совершенствованию Закона от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности» (далее – Закон). При этом будут учтены результаты завершившегося апрельского правового мониторинга, сообщает пресс-служба Минэкономики.

Поступившие предложения и вопросы (порядка 30) затрагивали различные аспекты деятельности по санации и банкротству.

Вознаграждение управляющего

Согласно ст. 54 Закона расчет вознаграждения по итогам дела о несостоятельности или банкротстве производится управляющим и представляется собранию (комитету) кредиторов для его проверки и в суд для сведения. На практике при 100%-ном удовлетворении требований кредиторов собрать их для проверки правильности расчета вознаграждения по итогам дела будет проблематично. А при неполном удовлетворении требований некоторыми кредиторами выплата управляющему воспринимается как недопустимая. Предложено поручить проверку правильности расчетов вознаграждения по итогам дела территориальным органам по вопросам санации и банкротства Минэкономики.

Также поступило предложение предусмотреть возможность открывать специальный счет для должника, находящегося в стадии ликвидации или прекращения деятельности, для бронирования средств на выплату вознаграждения управляющему.

Работа собрания и комитета кредиторов

В ст. 65 Закона определено, что на первом собрании кредиторов принимается решение об определении кредитора (кредиторов), уполномоченного на созыв и проведение собраний кредиторов (заседаний комитета кредиторов) в случае отсутствия управляющего или невозможности исполнения им своих обязанностей. Однако непонятен механизм ее реализации, т.к. избранный кредитор не обладает правом опубликования сведений в Едином государственном реестре сведений о банкротстве (ЕГРСБ), соответственно, не сможет соблюсти порядок проведения собраний (комитета) кредиторов.

Учет требований кредитора при залоге имущества

В ст. 142 Закона предлагается конкретизировать порядок распределения денежных средств между залоговыми кредиторами в ситуации, когда их несколько и, соответственно, несколько объектов залога. Нормы Закона прямо не преду­сматривают, что вырученные от продажи залогового имущества средства должны направляться на погашение требований именно того кредитора, которому имущество должника предоставлялось в залог. Из содержания ст. 142 Закона можно сделать вывод, что распределению подлежат все денежные средства, полученные от продажи всех объектов залога. Есть мнение, что с учетом правовой природы залога распределение денежных средств, полученных от реализации залогового имущества, должно осуществляться с привязкой к кредитору, которому оно было предоставлено в залог, в пределах очереди.

Публикация сведений по делам о несостоятельности и банкротстве

Согласно ст. 38 Закона управляющий должен разместить в ЕГРСБ заявление должника о несостоятельности/банкротстве, заявление кредитора о банкротстве в максимально короткие сроки (Департамент по санации и банкротству Минэкономики таким сроком считает 5 рабочих дней). Общий анализ правовых норм дает основания полагать, что заявление должно быть размещено не позднее 5 рабочих дней со дня вынесения экономическим судом определения об открытии конкурсного производства/введения защитного периода. Однако заявление должника (или кредитора) не направляется судом в адрес управляющего совместно с определением об открытии конкурсного производства/введении защитного периода, а может быть получено управляющим лишь при изучении дела о банкротстве в экономическом суде, и в связи с этим он рискует не уложиться в отведенные сроки.

Порядок передачи нереализованного имущества и получения документов управляющими

В ст. 146 Закона установлено, что нереализованное движимое имущество, в т.ч. задолженность, не переданное управляющим собственнику имущества должника – юридического лица, учредителям (участникам) должника или лицу, уполномоченному собственником имущества должника – юридического лица, учредителями (участниками) должника, может быть передано управляющим безвозмездно иным заинтересованным лицам. Высказано мнение, что управляющий может злоупотреблять такой возможностью.

Также в ст. 103 Закона для должника судом устанавливается срок, не превышающий 15 дней со дня открытия конкурсного производства, на передачу управляющему документов по бухучету, отчетности, иной документации, печатей и штампов, иного имущества должника. В случае неисполнения управляющий не позднее трех дней после истечения срока должен обратиться в суд с ходатайством о понуждении к исполнению этой обязанности. Однако другая норма этой же статьи обязывает управляющего истребовать полный список кредиторов с указанием суммы задолженности. Не получив необходимых документов, управляющий не может в ходатайстве заявить эти сведения.

Правовой мониторинг Закона позволил выявить отдельные направления развития ЕГРСБ.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by