Изменения в правовом регулировании оборота алкогольных напитков
![](/upload/slam.image/iblock/10e/910_450_0/68660-zncv7f7bux250ba5dx2njr8fkqxb672v-100.jpg)
С 11 июля 2024 г. вступают в силу новации, внесенные в ряд нормативно-правовых актов, регулирующих оборот алкогольной продукции в Беларуси.
В частности, с этой даты начнут действовать изменения, внесенные Законом от 05.01.2024 № 345-З в Закон от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее – Закон № 345-З и Закон об алкоголе соответственно).
Одновременно с Законом № 345-З вступит в силу постановление Совмина от 17.06.2024 № 427 «О реализации Закона Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 345-З ”Об изменении законов по вопросам производства и оборота алкогольной продукции"» (далее – постановление № 427).
Производство оригинальных алкогольных напитков в культурно-этнографических центрах
Постановлением № 427 в постановлении Совмина от 20.01.2022 № 32 реализованы полномочия правительства на определение условий и порядка исключения организаций из перечня юридических лиц, осуществляющих производство оригинальных алкогольных напитков в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках, иных объектах Беларуси в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций, и внесения в него изменений (п. 1 ст. 30 Закона об алкоголе).
Справочно: оригинальные алкогольные напитки – алкогольные напитки, производимые с использованием натурального зернового и растительного сырья по нетрадиционной технологии путем дистилляции (перегона) спиртосодержащей массы через специальные аппараты и (или) применения иных технологических процессов (на основе изготовленного дистиллята) в соответствии с техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации, технологическими документами в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках, иных объектах РБ в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций.
Перечень юридических лиц, осуществляющих производство оригинальных алкогольных напитков, утвержден постановлением Совмина от 03.12.2005 № 1376 и в настоящее время включает 22 субъекта.
Внесение изменений в перечень осуществляется на основании заявления организации в случае изменения ее наименования либо иных сведений о ней, указанных в перечне.
Исключение организации из перечня осуществляется на основании:
– заявления – в случае прекращения производства оригинальных алкогольных напитков;
– информации, имеющейся в МАРТ, – в случае исключения организации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо внесения в него записи о прекращении деятельности организации в результате реорганизации.
Заявление представляется в МАРТ в месячный срок со дня:
– изменения указанных в перечне сведений о заявителе;
– прекращения заявителем производства оригинальных алкогольных напитков.
Заявление может быть предоставлено двумя способами:
– либо в письменной форме путем личного обращения или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
– либо в электронной форме.
В заявлении указывается дата изменения сведений об организации (прекращения производства оригинальных алкогольных напитков). При необходимости к заявлению прилагаются документы, подтверждающие необходимость внесения изменений в перечень (исключения из перечня).
МАРТ в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления либо поступления информации об исключении организации из ЕГР (внесения в него записи о прекращении деятельности организации в результате реорганизации) готовит проект постановления Совмина о внесении изменений в перечень (об исключении из перечня) и в установленном порядке направляет его в Совмин.
Порядок выдачи акцизных марок
Постановлением № 427 корректируется порядок выдачи акцизных марок для маркировки импортируемых алкогольных напитков, установленный постановлением Совмина от 28.04.2008 № 618.
Уточнено, что акцизные марки приобретаются юридическими лицами РБ:
– имеющими право на осуществление импорта алкогольных напитков;
– заключившими внешнеторговые договоры на импорт алкогольных напитков.
При утрате акцизных марок импортерам предоставляется право самостоятельно (без применения таможенными органами мер принудительного взыскания) уплатить акцизы, подлежащие уплате в отношении алкогольных напитков, для маркировки которых приобретались утраченные акцизные марки.
Уплата акцизов импортерами в таких случаях осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня:
– помещения алкогольных напитков, в отношении которых требуется совершение таможенных операций, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
– уведомления таможни, реализовавшей акцизные марки, о поступлении к нему алкогольных напитков, ввозимых на территорию РБ с территории государств – членов ЕАЭС, и месте их размещения.
Предоставляется возможность зачета денежных средств, внесенных импортером при приобретении акцизных марок в качестве обеспечения исполнения обязанностей по импорту алкогольных напитков, в счет авансовых платежей.
После исполнения импортером обеспеченных денежными средствами обязанностей такие денежные средства в течение 3 рабочих дней со дня представления импортером отчета об использовании акцизных марок, зачитываются таможней, реализовавшей акцизные марки, в счет авансовых платежей.
Таможня, реализовавшая акцизные марки, информирует импортера о произведенном зачете в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня такого зачета.
Импортер вправе осуществить возврат или зачет авансовых платежей. Авансовые платежи могут быть использованы импортером в счет последующего обеспечения исполнения обязанностей в области импорта алкогольных напитков.
Также предусмотрена возможность зачета стоимости неиспользованных и возвращенных акцизных марок в счет денежных средств, подлежащих внесению при приобретении последующей партии акцизных марок. Зачет осуществляется путем указания сведений об оплате стоимости акцизных марок при очередной подаче импортером заявления.
Продукция общественного питания
Постановлением № 427 уточнено понятие алкогольной продукции общественного питания, на которую не распространяется требование постановления Совмина от 21.10.2016 № 849 о необходимости обязательного подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия РБ.
Предусмотрено, что не подлежит сертификации продукция общественного питания в виде алкогольных напитков, произведенных путем смешения и (или) настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами, а также пива с объемной долей этилового спирта 7% и более.
Полномочия МАРТ
Постановлением № 427 признается утратившим силу постановление Совмина от 06.06.2011 № 713, которым МАРТ уполномочен ежегодно определять перечень алкогольных напитков, на импорт которых не распространяется исключительное право государства.
Теперь такое полномочие МАРТ закреплено в подп. 3.3 п. 3 ст. 5 Закона об алкоголе.