Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9448
EUR:
3.4517
RUB:
3.6797
BTC:
84,766.00 $
Золото:
411.1
Серебро:
6.24
Платина:
180.46
Назад
Аудит
23.02.2024 14 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №15(2709) от 23.02.2024
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Изменения в области регулирования аудиторской деятельности

Фото: freepik.com

С 01.02.2024 вступили в силу изменения в области регулирования аудиторской деятельности, внесенные постановлением № 681. В данной статье автор рассматривает изменения, которые коснулись аудиторской деятельности.

НПАД «Планирование аудита»

В Перечень вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (Приложение к НПАД № 812), ранее был включено требование о проведении анализа коэффициентов платежеспособности и показателей бухгалтерской и/или финансовой отчетности.

Постановлением № 68 также внесены изменения: вместо анализа коэффициентов платежеспособности и показателей бухгалтерской и/или финансовой отчетности теперь необходимо делать анализ показателей финансовой устойчивости и платежеспособности, а также показателей бухгалтерской и/или финансовой отчетности.

До 01.10.2023 такой анализ осуществлялся с учетом норм постановления № 140/2063. С 01.10.2023 вступило в силу постановление № 16/464, в соответствии с которым постановление № 140/206 признано утратившим силу с указанной даты.

Постановлением № 16/46 установлены:

1. Показатели оценки степени риска наступления банкротства (далее – показатели) юридических лиц и ИП, в отношении которых в соответствии с Законом № 2275 возможно применение процедур в ходе производства по делу о банкротстве (далее – субъекты хозяйствования):

– коэффициент обеспеченности обязательств имуществом, характеризующий соотношение обязательств и имущества;

– коэффициент просроченных обязательств, характеризующий соотношение просроченных обязательств и общей суммы обязательств.

2. Порядок расчета указанных показателей.

3. Критерии оценки степени риска наступления банкротства субъекта хозяйствования.

Таким образом, приведенные изменения связаны с изменением законодательства в области оценки риска возможного банкротства, что в свою очередь влияет на действия аудиторской организации в отношении допущения о непрерывности деятельности аудируемого лица с учетом норм НПАД № 456.

Форма аудиторского заключения о финансовом состоянии инвестора

С учетом изменений законодательства в области оценки риска возможного банкротства в утвержденной форме аудиторского заключения о финансовом состоянии инвестора, приведенной в приложении 4 к постановлению № 857, исключены ссылки на:

– постановление № 16728;

– постановление № 140/206.

НПАД «Внутренняя оценка качества работы аудиторов»

В НПАД № 89 также внесены изменения и дополнения.

Для целей НПАД № 8 уточнены используемые в нем определения терминов.

Так, теперь эксперт по внутренней оценке – включенный Аудиторской палатой в перечень экспертов по внутренней оценке, размещенный на официальном сайте Аудиторской палаты в глобальной компьютерной сети Интернет, аудитор, участвующий в осуществлении аудиторской деятельности в качестве работника аудиторской организации, аудитора – ИП или осуществляющий аудиторскую деятельность в качестве аудитора – ИП.

Определено, что включение Аудиторской палатой аудитора в перечень экспертов по внутренней оценке осуществляется по заявлению аудитора при одновременном соблюдении следующих требований на дату получения такого заявления:

– наличие квалификационного аттестата аудитора непрерывно в течение последних пяти лет;

– отсутствие факта аннулирования квалификационного аттестата аудитора по основаниям, предусмотренным абзацами 4, 5, 7–10 п. 1 ст. 31 Закона № 56-З10;

– прохождение аудиторской организацией, аудитором – ИП, работником которых является аудитор, или аудитором – ИП проводимой Аудиторской палатой внешней полной (комплексной) оценки качества их работы, по результатам проведения которой аудиторская организация, аудитор – ИП отнесены к первой-третьей категориям в соответствии с Инструкцией № 511;

– наличие ходатайства руководителя аудиторской организации, аудитора – ИП о включении аудитора в перечень экспертов по внутренней оценке, а также положительной характеристики-рекомендации аудитора от руководителя ауди­торской организации, аудитора – ИП – для аудитора, являющегося работником аудиторской организации, аудитора – ИП.

Дополнено:

  • Аудиторской организацией, аудитором – ИП, привлекающими эксперта по внутренней оценке, могут устанавливаться дополнительные требования к такому эксперту. Оценка соблюдения указанных требований осуществляется на основании сведений, содержащихся в реестре аудиторов, аудиторов – ИП, аудиторских организаций (далее – аудиторский реестр) согласно абз. 13 п. 5 и абз. 16 п. 6 ст. 6 Закона № 56-З.

  • Исключение аудитора из перечня экспертов по внутренней оценке осуществляется Аудиторской палатой в случае:

– подачи аудитором заявления об исключении его из перечня экспертов по внутренней оценке;

– аннулирования квалификационного аттестата аудитора;

– нарушения установленных НПАД № 8 требований;

– подачи руководителем аудиторской организации, аудитором – ИП ходатайства об исключении аудитора из перечня экспертов по внутренней оценке – для аудитора, являющегося работником аудиторской организации, аудитора – ИП;

– отнесения аудиторской организации, аудитора – ИП, работником которых является эксперт по внутренней оценке, или аудитора – ИП по результатам проведения Аудиторской палатой тематической внешней оценки качества оказания экспертом по внутренней оценке аудиторских услуг по осуществлению внутренней оценки качества выполнения аудиторского задания, внутреннего мониторинга, диагностической оценки системы внутренней оценки качества к четвертой или пятой категориям в соответствии с Инструкцией № 5912.

  • Перечень экспертов по внутренней оценке, формируемый Аудиторской палатой, должен включать следующие сведения об эксперте по внутренней оценке:

– фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) эксперта по внутренней оценке, регистрационный номер записи аудитора в аудиторском реестре;

– даты включения (исключения) из перечня экспертов по внутренней оценке;

– наименование аудиторской организации или фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) аудитора – ИП, регистрационный номер записи в аудиторском реестре аудиторской организации, аудитора – ИП (в случае если эксперт по внутренней оценке является работником аудиторской организации, аудитора – ИП) или регистрационный номер записи в аудиторском реестре аудитора – ИП (в случае если эксперт по внутренней оценке является аудитором – ИП).

Уточнено: теперь привлечение аудиторской организацией, аудитором – ИП по внутренней оценке для осуществления внутренней оценки качества выполнения аудиторского задания, внутреннего мониторинга, диагностической оценки системы внутренней оценки качества осуществляется на договорной основе путем заключения договора оказания аудиторских услуг этими аудиторской организацией, аудитором – ИП с ауди­торской организацией, аудитором – ИП, работником которых является эксперт по внутренней оценке, или с аудитором – ИП (в случае если эксперт по внутренней оценке является аудитором – ИП).

Аудиторская организация, аудитор – ИП, работником которых является эксперт по внутренней оценке, заключившие договор оказания ауди­торских услуг на осуществление внутренней оценки качества выполнения аудиторского задания, внутреннего мониторинга, диагностической оценки системы внутренней оценки качества, обеспечивают оказание этих услуг экспертом по внутренней оценке. Итоговые документы по результатам оказания указанных услуг подписываются экспертом по внутренней оценке.

Упрощен порядок проведения внутреннего мониторинга системы внутренней оценки качества для аудиторов – ИП. При организации этого процесса аудиторы – ИП могут руководствоваться общими подходами и периодичностью внутреннего инспектирования, обеспечивающими разумную уверенность в том, что система функционирует эффективно. При этом отменено требование для аудиторов – ИП, осуществляющих аудиторскую деятельность без привлечения работников по трудовым договорам, привлекать не реже одного раза в три года эксперта по внутренней оценке для проведения внутреннего мониторинга.

Инструкция о принципах осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов – ИП

Внесены изменения в Инструкцию № 59.

1. Так, для целей Инструкции № 59 уточнены следующие термины и их определения:

– внешняя оценка – инспектирование специалистами по внешней оценке аудиторского задания, выполненного аудиторской организацией, аудитором – ИП, системы внутренней оценки качества работы аудиторов, организованной аудиторской организацией, аудитором – ИП, иных вопросов, связанных с осуществлением аудиторской деятельности, для оценки соблюдения аудиторской организацией, аудитором – ИП законодательства об аудиторской деятельности;

– инспектирование – процедуры, предназначенные для получения доказательств соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами – ИП законодательства об аудиторской деятельности.

2. Уточнено, что достижение целей внешней оценки качества работы осуществляется в т.ч. путем анализа соблюдения аудиторской организацией, аудитором – ИП обязанностей членов Аудиторской палаты, предусмотренных законодательством об аудиторской деятельности, соглашением о соблюдении принципов, правил и стандартов аудиторской деятельности; рассмотрения иных вопросов, связанных с осуществлением аудиторской организацией, аудитором – ИП аудиторской деятельности.

3. Определено, что в ходе внешней оценки в т.ч. проводится оценка полноты, достоверности и своевременности предоставления в Аудиторскую палату информации и сведений в соответствии с установленными законодательством об аудиторской деятельности требованиями; оценка соблюдения аудиторской организацией, аудитором – ИП обязанностей членов Аудиторской палаты; анализ иных вопросов, связанных с аудиторской деятельностью.

Дополнен состав признаваемых грубых нарушений для отнесения к четвертой и пятой категориям нарушение аудиторской организацией, аудитором – ИП обязанностей членов Аудиторской палаты, предусмотренных соглашением о соблюдении принципов, правил и стандартов ауди­торской деятельности.


1Постановление Минфина от 16.11.2023 № 68 «Об изменении постановлений Министерства финансов Респуб­лики Беларусь» (далее – постановление № 68).

2Национальные правила аудиторской деятельности «Планирование аудита», утв. постановлением Минфина от 04.08.2000 № 81.

3Постановление Минфина и Минэкономики от 27.12.2011 № 140/206 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования» (далее – постановление № 140/206).

4Постановление Минэкономики, Минфина от 07.08.2023 № 16/46 «Об оценке степени риска наступления банкротства» (далее – постановление № 16/46).

5Закон от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности».

6Национальные правила аудиторской деятельности «Допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица», утв. постановлением Минфина от 28.03.2003 № 45.

7Постановление Минфина от 30.06.2005 № 85 «Об установлении форм аудиторских заключений».

8Постановление Совмина от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования».

9Национальные правила аудиторской деятельности «Внутренняя оценка качества работы аудиторов», утв. постановлением Минфина от 23.01.2002 № 8 (далее – НПАД № 8).

10Закон от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 56-З).

11Инструкция о принципах осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Минфина от 18.10.2019 № 5.

12Инструкция о принципах осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Минфина от 18.10.2019 № 59 (далее – Инструкция № 59).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by