Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Изменения в НК: — бизнес отстаивает УСН с НДС

Фото: rawpixel

Проект изменений в Налоговый кодекс продолжает обсуждаться бизнес-сообществом. Минский столичный союз предпринимателей и работодателей на минувшей неделе направил в Администрацию Президента свои предложения об изменениях в налогообложении. Их необходимость не отрицается, однако речь идет об альтернативе, которая, по мнению авторов, поможет избежать негативных последствий и потерь для ИП.

В письме отмечается, что работа над корректировкой НК, предполагающая радикальные изменения порядка налогообложения субъектов малого предпринимательства, проводилась без существенного участия делового сообщества. 

«На данный момент разработчики проекта Налогового кодекса не представили обоснований – оценки регулирующего воздействия, на основании которых можно было бы уверенно утверждать, что предстоящие изменения в порядке налогообложения не приведут к негативным социально-экономическим последствиям и будут способствовать достижению установленных целей», – отмечают его авторы.

 

Возможен обратный эффект

Предложенные новации в системе налогообложения могут вызвать высокий уровень потерь для субъектов малого и среднего бизнеса, а также серьезные риски потерь бюджета, а не его пополнения, уверены в организации. Данные изменения, по мнению авторов письма, несут угрозы прекращения деятельности большого числа предпринимателей, активизации операций в теневом секторе экономики, снижения уровня конкуренции в ряде секторов экономики, обострения ситуации на потребительском рынке, эмиграции экономически активной части населения.

Отмена упрощенной системы налогообложения с уплатой НДС описывается как «большой удар по развитию производственного малого предпринимательства». Дело в том, что применение УСН очень удобно для микропредприятий, поставляющих свою продукцию в торговые сети либо на более крупные производства не только в качестве комплектующих.

«Продукцию у этих предприятий брать не будут потому, что получатели данной продукции вынуждены будут платить НДС в бюджет без зачета входного НДС, т.е. в несколько раз выше», – поясняют в организации.

В связи с этим в бизнес-союзе предлагают: установить для всех субъектов малого предпринимательства и самозанятых единый, не зависящий от организационно-правовой формы налоговый режим и с 2023 г. перейти к дифференцированной системе установления ставок этого налогового режима – в зависимости от размера, вида деятельности, региона и других факторов.

Чтобы стимулировать переход ИП в организационную форму юрлица, необходимо, как считают авторы, отменить налог на дивиденды для предприятий в категории малого и среднего предпринимательства, созданных одним учредителем или членами одной семьи, поддержать переход субъектов МСП из упрощенной на общую систему налого­обложения (с переходным периодом) с отменой налога на прибыль на 3 года и дальнейшим постепенным его увеличением.

Представители предпринимательского сообщества предлагают властям не изменять налоговые режимы на 2022 год, при этом увеличив ставки налогов при УСН: для ИП, оказывающих услуги, применить ставку в размере 7% при предельной выручке до 60 тыс. руб. в год, при выручке, превышающей данную сумму, – повышенную ставку.

По их мнению, необходимо также оставить право производственным микропредприятиям применять УСН с уплатой НДС.

«Деловое сообщество опасается, что широкое распространение формы предпринимательства «самозанятые», налогообложение которых привязано к выручке, несет в себе риски массового ухода экономической деятельности в тень, а также многочисленного формирования схем ухода от налогов путем заключения юридическими лицами договоров с самозанятыми вместо заключения трудовых договоров со штатными сотрудниками, – говорится в письме. – Такая ситуация сложилась в Российской Федерации, где число самозанятых превысило 3 млн и полноценный налоговый контроль за ними крайне затруднен».

То есть объявленной борьбе с зарплатами «в конвертах» нововведения ничего не дают.

 

Первые пояснения

Тем временем Минфин (как разработчик проекта) опубликовал на своем сайте разъяснения. Сделано это было только на девятый день после обнародования текста проекта НПА.

Отмечается, что на 1 января 2021 г. количество ИП в Беларуси составило около 270 тыс., из них около 84% работали без привлечения наемных лиц, т.е. «по своей сути такие индивидуальные предприниматели являются самозанятыми». Вместе с тем им требуется вести учет, преду­смотренный для предпринимателей, самостоятельно исчислять налоги, взносы в ФСЗН, представлять налоговые декларации, принимать наличные денежные средства с использованием кассового оборудования.

Предлагается расширить круг самозанятых и значительно упростить администрирование их деятельности, что, по мнению разработчиков проекта, позволит работающим сейчас в статусе ИП гражданам перейти в категорию самозанятых. Для них с 2022 г. предусмотрено расширение перечня видов деятельности с сохранением возможности уплаты единого налога для ИП и иных физических лиц.

В перечень видов деятельности самозанятых дополнительно включены: ландшафтное проектирование, курьерская деятельность (доставка товаров, посылок, пакетов), чистка салонов транспортных средств, уход за могилами, прокат развлекательного и спортивного оборудования.

С 2023 г. для самозанятых преду­смотрено установление налога на профессиональный доход (НПД) в процентах от получаемых доходов на основании цифровой платформы, позволяющей осуществлять прием безналичных платежей. При этом они смогут заниматься любыми видами деятельности, кроме запрещенных.

Предлагается установить следующие ставки НПД:

– при работе с физлицами, а также юридическими лицами-нерезидентами – 10% от выручки;

– при работе с организациями-резидентами – ставка в размере 10% будет применяться при сумме выручки до 60 тыс. руб., в случае превышения этого значения – 20%.

Одновременно предлагается сохранить сбор за ремесленную деятельность.

С 2022 г. предусмотрено сокращение перечня видов деятельности, облагаемых единым налогом, и запрет на применение индивидуальными предпринимателями УСН при оказании услуг (за исключением сферы туристической деятельности, здравоохранения, сухопутного транспорта, общественного питания, деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей).

Предлагается исключить применение единого налога при реализации дополнительных ЖКУ, дистанционной торговле товарами, в сфере услуг пассажирского транспорта и общественного питания.

С 2023 г., как предполагается, для ИП будет установлен единый режим налогообложения с уплатой подоходного налога от разницы между доходами и расходами с возможностью осуществления отдельных видов деятельности и найма до трех работников.

Для микроорганизаций в рамках УСН с 2022 г. может быть отменена уплата НДС, корректируются критерии применения данного режима (валовая выручка в сумме 2,15 млн руб. в год, численность работников не более 50), а единая ставка налога устанавливается в размере 6%.

 

Эхо бюджетного дефицита

По мнению Минфина, множе­ственность налоговых режимов, на­личие нескольких вариантов при­менения УСН (с уплатой либо без уплаты НДС) и ведения учета различными методами в его рамках существенно усложняют налоговое администрирование.

Тезис сам по себе спорный, поскольку субъекты малого бизнеса выбирают наиболее подходящий для своей деятельности вариант, и сложность скорее заключается в принятии решения, а не в дальнейшем администрировании.

Но у авторов концепция ба­зируется на анализе налоговых по­ступлений от малых предприятий, ИП и микроорганизаций. Так, в 2020 г. в расчете на одного плательщика, относящегося к категории малых предприятий и микроорганизаций, при применении общего порядка налогообложения исчислено почти в 13 раз больше налогов, чем одним ИП, а при применении УСН – в 10 раз.

При переходе ИП с уплаты единого налога на УСН сумма налоговых поступлений в отно­шении одних и тех же видов деятельности сократилась в 2019 г. более чем на 42,2%, в 2020 г. – на 30,5%. В среднем один ИП заплатил в минувшем году 2,3 тыс. руб. налогов. Такая усредненная цифра сформировалась из-за популярности УСН и единого налога: при об­щей системе налогообложения на одного предпринимателя, ее при­меняющего, платежей пришлось в 5 раз больше – 11,5 тыс. руб.

И озвученная аргументация не­обхо­димости изменений говорит скорее о том, что бюджету в условиях уже приобретающего черты хро­нического дефицита просто нужна «свежая кровь».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений