Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2663
EUR:
3.4803
RUB:
3.4903
Золото:
252.19
Серебро:
3.05
Платина:
104.91
Палладий:
112.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Изменения в исполнительном производстве с 15 июля 2021 г.: на что следует обратить внимание

С удержаниями по исполнительным документам приходится сталкиваться в практической работе каждому бухгалтеру, начисляющему заработную плату работникам. Какие изменения произошли в исполнительном производстве с 15 июля 2021 г., изучим в данной статье.

1. Дополнен перечень исполнительных документов

Перечень исполнительных документов приведен в ч. 1 ст. 10 Закона № 439-З1.

К исполнительным документам относятся:

– исполнительные листы и судебные приказы, выданные судами;

– определения суда о судебном приказе;

– определения суда об обеспечении иска или обеспечении исполнения решения, не обращенного к немедленному исполнению;

– постановления суда, органа, ведущего административный процесс, в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;

– постановления судебного исполнителя в случаях, установленных Законом № 439-З;

– исполнительные документы иностранных судов в случаях, предусмотренных международными договорами РБ;

– исполнительные надписи нотариусов, дипломатических агентов дипломатических представительств РБ и консульских должностных лиц консульских учреждений РБ о взыскании денежных сумм (задолженности);

– постановления прокуроров о выселении в административном порядке;

– удостоверения комиссий по трудовым спорам;

решения налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы (абз. 11 ст. 10 Закона № 439-З);

– иные акты, если в силу законодательства они являются исполнительными документами и подлежат исполнению в порядке, установленном Законом № 439-З.

Новый исполнительный документ внесен п. 6 ст. 7 Закона № 90-З2.

Введение нового исполнительного документа означает, что с 15 июля 2021 г. судебные исполнители могут возбуждать исполнительные производства на основании решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в респуб­ликанский и местные бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы.

Что это означает?

Это означает следующее: когда в отношении одного и того же субъекта хозяйствования, имеющего задолженности, возбуждены исполнительные производства органами принудительного исполнения и налоговыми органами. В таком случае налоговым органам представляется возможность передать документы о взыскании судебному исполнителю для осуществления принудительных действий по взысканию задолженности на основании решения налогового органа.

 

2. Изменилась очередность, количество очередей удержания по исполнительным документам и порядок взыскания при недостаточности средств для удовлетворения требований взыскателей

Основными изменениями в данном вопросе стали:

1) количество очередей удержаний по исполнительным документам. С 15 июля 2021 г. вместо 4 их стало 6;

2) порядок взыскания в случае недостаточности взысканных с должника денежных средств для удовлетворения указанных требований. При этом он будет не единым для всех видов взыскания.

Рассмотрим изменения подробнее.

 

Порядок очередность и взыскания по требованиям должников с 15 июля 2021 г.

Таблица 1

Очередность

Содержание

Порядок взыскания

Первая очередь

Удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, сумм в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина

В случае недостаточности взысканных денежных средств для удовлетворения требований,  денежные средства распределяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме

Вторая очередь

Удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании оплаты труда граждан, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам (контрактам) и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, возмещении ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением

Третья очередь

Удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании сумм в бюджеты государственных внебюджетных фондов (взносы на государственное социальное страхование)

Требования удовлетворяются с учетом даты возбуждения исполнительных производств. 
По исполнительным производствам, возбужденным в отношении одного и того же должника в один день, требования удовлетворяются с учетом номера исполнительного производства

Четвертая очередь

Удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании:
денежных средств по исполнению обеспеченных залогом обязательств по договорам за счет средств, полученных от реализации имущества, являющегося предметом залога, в соответствии с законодательством;
сумм в республиканский и местные бюджеты (налоговые доходы, неналоговые доходы, платежи по возврату бюджетных ссуд и бюджетных займов, возмещению платежей, произведенных из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства РБ по внешним займам и кредитам, предоставляемым банками РБ, возмещению платежей, произведенных из местных бюджетов в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, предоставляемым банками РБ);
сумм в случае потери кормильца, страховых выплат по обязательному страхованию, выплат по государственному социальному страхованию граждан, по требованиям о выплате авторского вознаграждения, а также морального вреда

Пятая очередь

Удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании денежных средств:
в счет погашения задолженности по кредитам, предоставленным банками РБ под гарантии Правительства РБ, а также под гарантии областных, Минского городского, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, и процентам по ним;
в счет погашения задолженности по активам, приобретенным открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» у банков РБ в соответствии с перечнем таких активов и порядком, утверждаемыми Совмином, и по кредитам, предоставленным этим открытым акционерным обществом на финансирование проектов, включенных в программы, утверждаемые Президентом и (или) правительством

Шестая очередь

Удовлетворяются требования по взысканию иных платежей, не указанных в первой-пятой очередях

 

3. Изменился размер ограничений по удержаниям из заработка должника

В п. 2 ст. 3 Закона № 90-З изложена ст. 108 ТК3 в новой редакции. Суть произошедших изменений состоит в порядке определения размера ограничения по удержаниям из заработной платы и иного дохода должника.

 

Изменения с 15 июля 2021 г. в ст. 108 ТК «Ограничение размера удержаний из заработной платы»

Таблица 2

До 15 июля 2021 г.

После 15 июля 2021 г.

При каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, – 50% заработной платы, причитающейся к выплате работнику

При каждой выплате заработной платы после удержания налогов и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения РБ размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, – 50%

При удержании из заработной платы, производимом в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 107 ТК, при каждой выплате заработной платы размер такого удержания (при взыскании сумм, в т.ч. по исполнительным документам, – общий размер всех удержаний) не может превышать 50% заработной платы, причитающейся к выплате работнику, если возможность большего размера удержания (общего размера всех удержаний) не установлена законодательными актами

При удержании из заработной платы, производимом в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 107 ТК, при каждой выплате заработной платы размер такого удержания (при взыскании сумм, в т.ч. по исполнительным документам, – общий размер всех удержаний) не может превышать 50% заработной платы, причитающейся к выплате работнику, если возможность большего размера удержания (общего размера всех удержаний) не установлена законодательными актами

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено не менее 50% заработка

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено не менее 50% заработной платы, оставшейся после удержания налогов и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения РБ

Ограничения, установленные ст. 108 ТК, не распространяются на случаи:

– взыскания алиментов на несовершеннолетних детей, взыскания расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. За работником должно быть сохранено не менее 30% заработка;

Ограничения, установленные ст. 108 ТК, не распространяются на случаи взыскания алиментов на несовершеннолетних детей, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. За работником должно быть сохранено не менее 30% заработной платы, оставшейся пос­ле удержания налогов и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения РБ

– возмещения осужденными, отбывающими наказание в виде пожизненного заключения, лишения свободы, за исключением отбывающих наказание в исправительных колониях-поселениях, ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением. За работником должно быть сохранено не менее 10% заработка;

– возмещения осужденными, отбывающими иные виды наказания, ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением. За работником должно быть сохранено не менее тридцати процентов заработной платы и приравненных к ней доходов

Норма исключена

 

Суть внесенных изменений с 15 июля 2021 г.:

  • закреплен в ТК порядок определения размера ограничения удержаний из заработной платы, который определяется после вычета подоходного налога и взносов в ФСЗН от суммы начисленного заработка;
  • размер заработка, который должен остаться у работника после проведения всех удержаний по нескольким исполнительным документам, должен составлять не менее 50% заработной платы, оставшейся после удержания налогов и обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН;
  • особенности и размер удержания из заработной платы и приравненных к ней доходов должников, прописанных в норме, исключенной из ст. 108 ТК, будут регулироваться и определяться уголовно-исполнительным законодательством.

 

4. Возврат исполнительных документов будет осуществляться по новым правилам

Срок возврата исполнительных документов.

В случае увольнения должника или в случае, когда отпали основания для выплаты ему доходов, приравненных к заработной плате, исполнительные документы подлежат возврату в течение 3 рабочих дней (ч. 2 ст. 29 Закона № 439-З). Эта норма изменений не претерпела.

Получатели исполнительных документов в случае необходимости их возврата.

При необходимости возврата исполнительных документов в случаях увольнения должника, когда отпали основания для удержания взыскиваемых сумм и в иных ситуациях, нужно четко понимать, когда и кому они возвращаются.

 

Получатели при возврате исполнительных документов до и после 15 июля 2021 г.

Таблица 3

По какой причине исполнительный документ подлежит возврату

Получатели исполнительных документов

Полное погашение взыскиваемых по исполнительным документам сумм

Исполнительный документ подлежит возврату в отдел принудительного исполнения (ОПИ), направивший исполнительный документ, с отметкой, скрепленной подписью нанимателя, о произведенных удержаниях (с указанием удержанной суммы) (ч. 1 п. 91 Инструкции № 674)

Комментарий: до изменений исполнительный документ возвращался в суд, иной уполномоченный орган (уполномоченному лицу), выдавший этот исполнительный документ с извещением об этом взыскателя и судебного исполнителя, направившего этот исполнительный документ

Увольнение должника или в случае, когда отпали основания для выплаты ему доходов, приравненных к заработной плате

Наниматель обязан возвратить исполнительный документ и постановление судебного исполнителя, вынесенное в соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона № 439-З, направленные судебным исполнителем, в ОПИ с отметкой, скрепленной подписью нанимателя, о произведенных удержаниях (с указанием удержанной суммы и остатка задолженности) и сообщить об увольнении этого должника с работы или прекращении им соответствующей деятельности, а также сведения о новом месте его работы и (или) месте получения иных доходов – п)ри наличии таких сведений (ч. 2 п. 91 Инструкции № 67)

Комментарий: до изменений исполнительный документ возвращался взыскателю. При этом наниматель должен был проинформировать об этом судебного исполнителя, направивший исполнительный документ

Увольнение должника с работы или когда отпали основания для выплаты ему приравненных к заработной плате доходов при удержании из заработной платы этого должника в соответствии с заявлением взыскателя

Наниматель, производивший удержания из заработной платы должника в соответствии с заявлением взыскателя, направленным нанимателю согласно с ч. 2 ст. 41 Закона № 439-З, обязан возвратить исполнительный документ взыскателю (ч. 8 ст. 106 Закона № 439-3)

Комментарий: в случае удержания в соответствии с заявлением взыскателя порядок возврата документов изменений не претерпел

 

Изменился размер принудительного сбора.

Согласно абз. 1 ч. 3 ст. 120 Закона № 439-З размер принудительного сбора по имущественным взысканиям составляет 10% от взысканных сумм или стоимости взысканного с должника имущества.

Однако с 15 июля 2021 г. внесены изменения в порядок определения размера принудительного сбора по имущественным взысканиям. Абзац 2 ч. 3 ст. 120 Закона № 439-З изложен в следующей редакции: по имущественным требованиям – 10% от суммы исполненного в пользу взыскателя требования или стоимости переданного взыскателю имущества, но не менее 50% от размера базовой величины, действующей на момент вынесения постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора.

Таким образом, введен минимальный размер принудительного сбора по имущественным требованиям на основании постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора, который в 2021 г. составляет 14,50 руб.

 

Справочно: с 1 января 2021 г. размер базовой величины составляет 29 рублей в соответствии с нормами постановления № 7835.

 

5. Сроки для перечисления взысканных сумм у должника нанимателем

Наниматель обязан произвести перечисление взысканных у должника сумм взыскателю или на счет ОПИ.

С 15 июля 2021 г. в ч. 1 п. 84 Инструкции № 67 постановлением № 1116 внесены изменения в части сроков перечисления взысканных у должника сумм взыскателю.

Такие же изменения внесены Законом № 90-З в Закон № 439-З с указанной выше даты.

Теперь наниматель со дня получения исполнительного документа обязан производить удержание денежных средств в соответствии с предписанием судебного исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы либо заявлением взыскателя, направленным в соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона № 439-З и, если иное не установлено законодательством, в 5-дневный срок со дня выплаты перечислять удержанные денежные средства взыскателю за счет должника или ОПИ. Принудительный сбор, расходы по исполнению исполнительного документа перечисляются нанимателем на счет ОПИ (ч. 1 п. 84 Инструкции № 67).

 

Справочно: ранее указанный срок составлял 3 дня (ч. 3 ст. 106 Закона № 439-З в редакции от 01.03.2021).

 

Обратите внимание! В ч. 1ст.105 КоБС7 норма не изменилась.

 

Наниматель, выплачивающий заработную плату, организация, выплачивающая пенсии, пособия, стипендии и осуществляющая другие выплаты, обязаны на основании письменного заявления лица, уплачивающего алименты, или исполнительного листа ежемесячно удерживать из его заработной платы, пенсии, пособия, стипендии и других выплат денежные суммы установленных размеров с учетом ограничений, предусмотренных законодательными актами, и выплачивать (перечислять на счет, переводить по почте за счет средств лица, уплачивающего алименты) не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы, пенсии, пособия, стипендии и осуществления других выплат лицу, указанному в заявлении или исполнительном листе.

К сведению! Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, установленные актами законодательства.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока (ст. 29 Закона № 439-З).

Следовательно, исчисление сроков производится в рабочих днях.

1Закон от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 439-З).

2Закон от 06.01.2021 № 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» (далее – Закон № 90-З).

3Трудовой кодекс (ТК).

4Инструкция по исполнительному производству, утв. постановлением Минюста от 07.04.2017 № 67 (далее – Инструкция № 67).

5Постановление Совмина от 30.12.2020 № 783 «Об установлении размера базовой величины».

6Постановление Минюста от 22.06.2021 № 111 «Об изменении постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67».

7Кодекс о браке и семье.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений