$

2.5327 руб.

3.0619 руб.

Р (100)

3.4062 руб.

Ставка рефинансирования

8.50%

Консультации

Изменения налогового законодательства в 2021 году: изучаем проект

27.11.2020
Изменения налогового законодательства в 2021 году: изучаем проект
Павел Царев

На сайте Минфина размещен обновленный вариант проекта закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее – Проект). Остановимся подробнее на запланированных изменениях Общей части НК.

 

Единый налог на вмененный доход

Проектом предусмотрена отмена налога.

В настоящее время плательщиками налога являются организации, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и (или) их компонентов.

 

Отчетность, обязательная к представлению в налоговые органы

Уточнен состав отчетности, обязательной к представлению в налоговые органы ежегодно по сроку не позднее 31 марта года, следующего за отчетным:

– организации, за исключением некоторых категорий, обязаны будут представлять в налоговые органы годовую индивидуальную отчетность и положение об учетной политике;

– организации, ведущие учет в КУДИР, – отчет о показателях финансово-хозяйственной деятельности, форма и порядок заполнения которого будут установлены дополнительно.

Отчет представляется, начиная с отчета о показателях финансово-хозяйственной деятельности за 2021 год.

 

Экстерриториальный принцип представления отчетности

Предусмотрен для отдельных плательщиков: физические лица, в т.ч. индивидуальных предпринимателей (ИП) получат право представлять в налоговые органы налоговые декларации, уведомления и документы по установленному перечню независимо от места постановки на учет и места жительства.

 

Постановка и снятие с учета иностранных организаций

Предусмотрен ряд изменений в порядке постановки на учет в налоговых органах и снятия с учета иностранных организаций:

– в комплект документов, прилагаемых к заявлению иностранной организации, которая на основании договора выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории РБ в течение периода, превышающего 180 дней, войдет копия выписки банка, подтверждающей открытие текущего (расчетного) счета в банке на территории РБ. Таким образом, открытие счета в белорусском банке станет обязательным условием для постановки на учет иностранной организации;

– в НК закрепляется обязанность постановки на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее дня, следующего за истечением 180-дневного периода иностранной организации, выполняющей работы и (или) оказывающей услуги на территории РБ на основании договора, условия которого на день его заключения не предусматривали продолжительность выполнения работ (оказания услуг) в течение периода, превышающего 180 дней, при возникновении обстоятельств, приводящих к его превышению;

снятие с учета иностранных организаций будет осуществляться в течение 10 рабочих дней:

1) по истечении 12 месяцев, следующих за месяцем:

  • получения информации уполномоченного органа о прекращении деятельности представительства иностранной организации, открытого на основании разрешения;
  • получения информации о прекращении права собственности, иных прав иностранной организации на недвижимое имущество, находящееся на территории РБ;
  • окончания проведения аттракционов, культурно-зрелищных мероприятий;
  • представления иностранными организациями, поставленными на учет на основании договора выполнения работ (оказания услуг) на территории РБ сроком более 180 дней или на основании осуществления деятельности через зависимого агента, налоговой декларации (расчета) в соответствии с п. 4 ст. 44 НК;
  • получения инспекцией МНС по г. Минску от иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме для физических лиц, уведомления о прекращении деятельности на территории РБ.

Положения будут применяться при соблюдении следующих условий:

 отсутствия у налогового органа в отношении иностранной организации информации о наличии или возникновении обстоятельств постановки на учет;

 исполнения иностранной организацией налоговых обязательств, а также уплаты ею пеней, штрафов (в т.ч. по результатам проверки, предписание на проведение которой выдано до истечения 12-месячного периода, следующего за месяцем представления иностранной организацией налоговой декларации (расчета) в соответствии с п. 4 ст. 44 НК).

Если в отношении иностранной организации имеется несколько обстоятельств, указанных в ч. 1 п. 4 ст. 44 НК, то снятие ее с учета в налоговом органе будет осуществляться в течение 10 рабочих дней по истечении наиболее позднего 12-месячного периода, определенного исходя из положений ч. 1 п. 4 ст. 44 НК.

При наличии у иностранной организации неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, штрафов по истечении периода, указанного в ч. 1 п. 4 ст. 44 НК, снятие с учета в налоговом органе будет осуществляться в течение 10 рабочих дней, следующих за днем исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, штрафов;

2) со дня списания задолженности, признанной безнадежным долгом в порядке, установленном Президентом;

3) со дня выявления (получения) налоговым органом сведений и (или) иных документов, содержащих информацию о ликвидации иностранной организации в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого она была зарегистрирована.

Налоговый орган в течение 5 рабочих дней, следующих за днем снятия с учета в налоговом органе иностранной организации, будет уведомлять ее о таком обстоятельстве по установленной форме.

 

Камеральные проверки

После проведения камеральной проверки плательщики смогут направлять возражения по акту камеральной проверки либо жалобу на решение по акту камеральной проверки.

На практике встречаются ситуации, когда после вынесения решения по акту камеральной проверки в налоговый орган поступает информация от налоговых органов других государств, иных госорганов и организаций РБ, в т.ч. по направленным в их адрес запросам. Для этих случаев Проектом предусмотрена возможность проведения дополнительной камеральной проверки, акт по результатам которой должен быть составлен не позднее 1 месяца со дня возникновения оснований для назначения такой проверки.

 

Представление сведений, используемых для контроля исполнения налоговых обязательств

Предусмотрен перечень лиц и организаций, обязанных представлять налоговым органам сведения, используемые для контроля исполнения налоговых обязательств.

Обязанность по представлению сведений о доходах филиц для формирования и ведения базы данных, содержащей сведения о доходах физических лиц, посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС) возлагается на:

– госорганы, иные организации;

– представительства иностранных организаций, открытые в порядке, установленном законодательством;

– ИП;

– нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальном бюро;

– адвокатов.

Исключение составляют сведения, относящиеся к государственным секретам или банковской тайне.

На ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «Единое расчетное и информационное пространство» с 01.01.2022 возлагается обязанность по передаче посредством ОАИС в налоговый орган информации о договорах найма жилых помещений, содержащейся в единой общереспубликанской информационной системе по учету, расчету и начислению платы за ЖКУ и платы за пользование жилым помещением.

Минфин ежеквартально не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом, будет представлять в налоговый орган в электронной форме сведения о владельцах акций акционерных обществ на основании заключенного с МНС соглашения.

 

Трансфертное ценообразование (ТЦО)

Предусмотрены некоторые изменения в порядок регулирования ТЦО:

  • дополнен перечень источников информации, используемых для установления правильности определения налоговой базы налога на прибыль или размера убытка:

– сведениями о рыночной стоимости недвижимого имущества (его части), определенной оценщиком с использованием в соответствии с законодательством сравнительного метода. При определении рыночной стоимости предприятия как имущественного комплекса оценщики смогут использовать иные методы оценки, определенные законодательством;

– сведениями о рыночной стоимости одной акции (пакета акаций), доли в уставном фонде юридического лица, определенной оценщиком с использованием в соответствии с законодательством РБ об оценочной деятельности доходного или сравнительного метода оценки;

– данными из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности организаций, в т.ч. содержащимися в общедоступных информационных системах, а также размещенными на официальных сайтах организаций в сети Интернет.

Если сведения для сопоставления коммерческих, финансовых условий сделок содержатся в нескольких источниках, то для определения рыночной цены (прибыли, дохода), необходимо будет использовать тот из них, в котором имеются сведения, позволяющие сопоставить коммерческие и (или) финансовые условия сделок по наибольшему числу критериев сопоставимости сделок;

  • при формировании диапазона рыночных показателей рентабельности для белорусских организаций (иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РБ через постоянное представительство) закрепляется возможность использовать также данные, полученные из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности иностранных организаций при невозможности формирования такого диапазона рыночных показателей рентабельности на основании данных бухгалтерской и (или) финансовой отчетности последовательно белорусских организаций, организаций государств – членов ЕАЭС. Таким образом, правовое основание получает возможность использования широко распространенных иностранных баз данных финансовой отчетности;
  • детально регламентируется порядок построения диапазона рыночных показателей рентабельности и диапазона рыночных цен;
  • для разовых сделок, относительно которых пять существующих методов определения рыночных цен не позволяют сделать вывод о соответствии цены товара (работы, услуги) рыночной, предусмотрено право использовать рыночную стоимость предмета сделки, установленную в результате независимой оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, на соответствие которой и будет проверяться цена разовой сделки.

При этом под разовой понимается сделка, отличающаяся от основной деятельности организации и осуществленная один раз в налоговом периоде.

 

Взаимосогласительные процедуры

Предусмотрено закрепление порядка проведения взаимосогласительных процедур в рамках применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Детальная регламентация проведения взаимосогласительной процедуры впервые закреплена в белорусском налоговом законодательстве.

В Проекте предусмотрен перечень субъектов, имеющих право инициировать данную процедуру, перечень документов, предоставляемых в МНС, сроки рассмотрения документов, основания для отказа в проведении процедуры, ее прекращения, а также порядок ее завершения.

Обратите внимание! Право на представление дела на рассмотрение компетентного налогового органа государства – стороны международного соглашения об избежании двойного налогообложения имеет лицо, которое считает, что действия одного или обоих договаривающихся государств приводят или приведут для него к налогообложению не в соответствии с положениями такого международного соглашения.

***

Ознакомиться с полной версией Проекта можно на сайте Минфина.

Автор публикации: Павел ЦАРЕВ, председатель правления Палаты налоговых консультантов, директор ООО «Бейкер Тилли Бел»

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028


***
Налоги: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное