Почему не разрешается использование одного платежного терминала в нескольких магазинах? — Итоги общественного обсуждения от МНС
На Правовом форуме Беларуси с 9 по 18 сентября 2021 года по инициативе МНС проводилось общественное обсуждение проекта постановления Совмина и Нацбанка, которым предусмотрено внесение изменений в их совместное постановление от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа». Информация об итогах обсуждения размещена на Национальном правовом интернет-портале.
Напомним, что редметом правового регулирования постановления «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» являются общественные отношения, связанные с:
– условиями проведения безналичных расчетов юрлицами и ИП с покупателями (потребителями);
– использованием кассового оборудования;
– приемом средств платежа.
От 9 участников поступили следующие замечания и (или) предложения:
- Почему только организациям потребкооперации разрешается использование одного платежного терминала при осуществлении розничной торговли в нескольких торговых объектах, расположенных на площадях одного здания?
Предложено разрешать всем организациям.
В результате рассмотрения предложение не учтено.
Обоснование: подп. 2.81 постановления № 924/16 по предложению Белкоопсоюза дополнен возможностью организациям потребительской кооперации использовать один платежный терминал при осуществлении одной организацией потребительской кооперации розничной торговли в нескольких торговых объектах, расположенных на площадях одного здания с целью оптимизации затрат как банков, так и организаций потребительской кооперации, на содержание платежных терминалов. Это связано с тем, что банки-эквайеры, предоставившие организациям потребительской кооперации платежные терминалы в безвозмездное пользование, в связи с низкими оборотами по платежным терминалам в торговых объектах, расположенных в сельской местности и райцентрах, неоднократно обращались в Белкоопсоюз с ходатайством о частичном изъятии платежных терминалов у торговых организаций потребительской кооперации. Однако в ряде случаев оптимизировать количество платежных терминалов в торговом объекте не представляется возможным ввиду размещения расчетно-кассовых узлов на разных этажах здания либо в помещениях с отдельными входами. Что касается, например, субъектов малого предпринимательства, то у них, как правило, используется в одном торговом объекте одна единица кассового оборудования и один платежный терминал. Распространять такую норму на крупные торговые сети также нецелесообразно, так как в торговых объектах крупных торговых сетей, расположенных, как правило, в городах, объем выручки, в т.ч. получаемой посредством безналичных расчетов с использованием платежных терминалов, значительно выше, чем у организаций потребительской кооперации, у которых торговые объекты расположены в сельской местности.
- Отменить абонплату на обслуживание кассовых аппаратов и терминалов.
В результате рассмотрения предложение не учтено.
- В «Яндекс. Такси» чек не нужен, пассажир едет по фиксированной цене.
В результате рассмотрения предложение не учтено.
- Отменить преференции по использованию КСА и терминалов тем субъектам хозяйствования, которые относятся к форме торговли «развозная, разносная», в том случае, если у субъектов торговли имеется договор с электроснабжающей организацией либо они непосредственно используют для осуществления торговой деятельности подключение к электросетям 220/380 вольт.
В результате рассмотрения предложение не учтено.
Обоснование: в проекте постановления предусмотрена возможность обеспечения расчетов в безналичной форме посредством предоставления услуги инициирования платежа с использованием QR-кодов и (или) мобильных приложений, позволяющих в соответствии с требованиями банковского законодательства сформировать платежные инструкции, при осуществлении развозной торговли. При этом при осуществлении развозной торговли у субъектов хозяйствования имеется обязанность использования кассового оборудования.
Что касается разносной торговли, то в соответствии со ст. 1 Закона от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» это форма розничной торговли, при которой продажа товаров осуществляется с использованием передвижных средств разносной торговли, т.е. которые не являются стационарными торговыми объектами и не имеют подключения к электросетям. Вместе с тем в отношении осуществления разносной торговли плодоовощной продукцией с 10 октября 2021 г. вводится обязанность использования кассового оборудования.
- Оставить возможность приема денежных средств без использования кассового аппарата при оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности организации.
В результате рассмотрения предложение не учтено.
Обоснование: постановлением Совмина и Нацбанка от 07.04.2021 № 203/4 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» в подп. 35.12 п. 35 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утв. постановлением № 924/16 (далее – Положение № 924/16), внесено изменение, согласно которому с 10 октября 2021 г. субъекты хозяйствования вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в случаях выполнения работ, оказания услуг вне постоянного места осуществления деятельности на территории сельской местности.
На территории городов в данном случае наступит обязанность использования кассового оборудования. Данная норма введена в целях обеспечения надлежащего контроля за отражением субъектами хозяйствования получаемой выручки, что позволит обеспечить прозрачность ведения бизнеса, а также обеспечить защиту прав покупателя путем выдачи ему платежного документа, сформированного кассовым оборудованием по каждому факту выполнения работ, оказания услуг.
- В гл. 4 Положения № 924/16 закрепить возможность выдачи потребителю платежного документа в электронном виде при использовании специальных компьютерных систем.
В результате рассмотрения предложение не учтено.
- Дополнение ч. 1 п. 10 Положения № 924/16 считать излишним. В ч. 1 п. 10 Положения № 924/16 после слов «учет данных о» дополнить словом «реализованных».
В результате рассмотрения предложение не учтено.
- В ч. 2 п. 23 Положения № 924/16 слова «Способ выдачи такого платежного документа определяется оператором программной кассовой системы» заменить словами «Состав сведений и способ выдачи такого платежного документа определяется оператором программной кассовой системы».
В результате рассмотрения предложение не учтено.
- Термин «платежный документ» уточнить способом его формирования (в электронной форме или отпечатанный на бумажном носителе).
В результате рассмотрения предложение не учтено.
- Конкретизировать форму согласия покупателя на получение платежного документа в электронном виде, в т.ч. с идентификацией покупателя и предоставлением такого согласия в письменной или электронной форме.
В результате рассмотрения предложение не учтено.
- Предусмотренный проектом пункт 151 дополнить словами «при наличии технической возможности».
В результате рассмотрения предложение не учтено.
- Из проекта постановления исключить дополнение Положения № 924/16 п. 151, т.к. это потребует переработки всех кассовых аппаратов, подключение их к сети интернет, приведет к существенному увеличению времени обслуживания клиентов, а также указан ряд других проблем.
В результате рассмотрения предложение не учтено.