Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Банковские итоги и прогнозы на 2023 год

Фото: pixabay.com

В прошлом году прибыль белорусских банков выросла более чем в 1,5 раза. В новом – перед банковской системой поставлена задача обеспечить высокие темпы роста финансирования экономики. Смогут ли коммерческие банки каждый год демонстрировать высокие достижения?

Бурный рост прибыли

usachev.jpg
      Андрей Усачев

Под санкциями находится почти вся первая десятка крупнейших белорусских банков, ограничительные меры в прошлом году затронули и Нацбанк. Это привело к тому, что и коммерческие банки, и регулятор максимально дозируют информацию о своей деятельности. Дошло до того, что ряд крупных банков перестали публиковать отчетность по МСФО на своих веб-сайтах.

Все это затрудняет анализ результатов деятельности финансового сектора. Тем не менее некоторые данные, остающиеся в открытом доступе, позволяют получить представление о показательных изменениях в жизни банковского сектора страны.

Так, согласно данным Нацбанка, прибыль белорусских банков за 2022 год составила почти 2,1 млрд руб. и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 57,6%.

Рост банковской прибыли более чем в 1,5 раза в завершившемся году можно считать конъюнктурным явлением, отметил в комментарии «ЭГ» исполнительный директор национального рейтингового агентства BIK Ratings Андрей Усачев.

«С одной стороны, мы наблюдали, как банки на фоне резких колебаний курсов на валютном рынке получили дополнительный доход от валютно-обменных операций. С другой стороны, благодаря контрциклическим мерам Нацбанка коммерческие банки смогли снизить отчисления в резервы», – констатирует эксперт.

Все это привело, полагает он, к существенному росту банковской прибыли, но, поскольку причины данного явления конъюнктурные, вряд ли можно ожидать повторения такой ситуации в 2023 г.

При этом ряд небольших банков даже на фоне конъюнктурного роста имел совсем небольшие доходы (менее 1% от совокупной прибыли). До 2021 г. малые банки присоединялись к более крупным игрокам, но в 2022 г. этот процесс затормозился.

«Акционеры таких банков, видимо, не готовы фиксировать убытки, продавая их с дисконтом. В то же время со стороны покупателей особого спроса на приобретение финансово-кредитных учреждений на рынке пока не видно, а ликвидировать банк затратно. Поэтому число участников рынка за прошлый год не изменилось», – пояснил «ЭГ» эксперт в банковских кругах.

Конъюнктурные союзы

Другой тренд, четко наметившийся в 2022 г. в банковской системе, – перераспределение клиентской базы. Ситуация, когда почти вся первая десятка крупнейших банков оказалась под санкциями, привела к тому, что корпоративные клиенты таких финансово-кредитных организаций столкнулись с ограничениями. Например, с невозможностью осуществлять платежи в долларах США и евро для реализации заключенных внешнеэкономических сделок. Это побуждает предприятия искать другие банки, которые могут удовлетворить их потребности.

Из-за санкционных ограничений переток клиентов уже наблюдался в 2022 г., отмечает А. Усачев. И, вероятнее всего, этот процесс продолжится. Почему?

Белорусские компании выходят на рынки Азии и Африки, объясняет эксперт, а в этом направлении расчеты принято осуществлять в основном в долларах. Ряд банков из-за санкционных ограничений не может обеспечить такие транзакции, по этой причине перетоки клиентов между белорусскими банками в 2023 г. продолжатся.

В прошлом году, кстати, на финансовом рынке формировались тандемы, когда некоторые банки объединяли усилия, чтобы комплексно обслуживать корпоративных клиентов. Например, крупный банк клиента кредитовал, а банк поменьше, не находящийся под санкциями, помогал осуществлять трансграничные расчеты.

Правда, как пояснили «ЭГ» эксперты, такие финансовые тандемы – весьма конъюнктурные союзы и «оптом» клиенты между банками не распределяются. В каждом конкретном случае банки решают, готовы ли они сотрудничать с конкурентом на рынке, чтобы комплексно обслуживать корпоративного клиента.

Так что либо финансово-кредитные учреждения договорятся, как совместно обслуживать организации в условиях санкций, либо в системе будут наблюдаться перетоки клиентов.

Амбициозная задача

Еще одна задача, которой должна заниматься банковская система в текущем году, – увеличивать объемы финансирования экономики. Хотя в 2022 г. достичь целевых показателей, согласно официальным статданным, не удалось.

Предполагалось, что требования банков к экономике увеличатся на 7–11%, но по факту они выросли на 2,4%, с учетом итогов деятельности Банка развития – на 4,4%. Правда, официальная статистика в РБ не учитывает финансирование, которое белорусские компании привлекают напрямую из российских банков. А такой опцией субъекты хозяйствования пользуются.

На 2023 год целевой показатель по финансированию экономики поставлен еще более жесткий и напряженный – обеспечить прирост требований банков к экономике не на 7–11%, а на 17–21%.

Это весьма амбициозная задача на фоне того, что количество окупаемых проектов на рынке сейчас невелико, полагает А. Усачев.

По информации «ЭГ», возможности белорусских банков наращивать кредитный портфель в текущем году ограничены несколькими факторами.

Во-первых, они действительно видят относительно небольшое количество интересных проектов для кредитования.

Во-вторых, в прошлом году предприятия (на фоне санкционных рисков) массово конвертировали валютные кредиты в рублевые и сейчас часто предъявляют спрос на займы в российских рублях, которые дешевле получить в России, а не в Беларуси.

Наконец, в-третьих, российские покупатели, заинтересованные в приобретении белорусских товаров, в ряде случаев вносят предоплату, и это также снижает спрос на кредиты банков на внутреннем рынке.

В общем, пока не совсем просматриваются факторы для бурного роста кредитования в стране. Хотя не исключен (как это у нас и ранее бывало) сценарий, в котором целевые темпы роста требований банков к экономике обеспечиваются директивным образом.

Однако такой путь чреват тем, что в краткосрочном периоде задача по росту требований банков к экономике может быть выполнена (за счет выдачи кредитов более рискованным заемщикам), но через год-два это обернется ростом проблемных активов в банковском секторе, предполагает Андрей Усачев.

Поэтому к стимулированию кредитования на внутреннем рынке нужно подходить весьма аккуратно, и, скорее всего, банки этой линии поведения будут придерживаться в текущем году, прогнозирует эксперт.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений