ИТ-сектор: страх перед наказанием
Деловые риски в Беларуси во многом обусловлены высоким уровнем санкций за различные нарушения законодательства, как административных, так и уголовных. О том, какие изменения здесь нужны, рассказывает адвокат адвокатского бюро REVERA Елена МУРАШКО.
Необходимость декриминализации экономической ответственности стала особенно остро видна в связи с возбуждением в последнее время уголовных дел в отношении представителей ИТ-бизнеса за незаконную предпринимательскую деятельность. Причины проблемы видятся, во-первых, в довольно общем определении этого вида правонарушения в диспозиции ст. 233 УК. Нет конкретики в самой статье, нет содержательных разъяснений Верховного Суда. Вторая причина – расширительное применение ст. 233 УК правоохранительными органами и отсутствие сформированной единообразной следственной и судебной практики по таким делам в сфере ИТ.
Возбуждение дел по ст. 233 УК в отношении руководителей и собственников ИТ-компаний чаще всего обусловлено следующими ситуациями.
1. Компания, зарегистрированная в иностранной (чаще – оффшорной) юрисдикции, через которую проходят финансовые потоки, при выявлении определенных признаков (отсутствие стационарного офиса, невыполнение реальных функций по управлению директором и т.п.) признается «несуществующей». Ее деятельность признают деятельностью лица (или чаще – группы лиц) на территории Беларуси, которое управляло счетами данной фирмы, давало распоряжения и т.д. Поскольку такая деятельность в Беларуси не зарегистрирована (нет юрлица или ИП), она признается незаконной предпринимательской деятельностью.
Однако сам по себе факт регистрации компании в иностранной, в т.ч. оффшорной, юрисдикции еще не является противоправным. Существование или действительность деятельности зарегистрированного в другой стране юридического лица исходя из общепризнанных подходов международного частного права должна оцениваться по месту его инкорпорации. Иначе говоря, если по законодательству иностранного государства допускается деятельность юридического лица и в той форме, в которой она осуществляется, то это лицо не может быть признано «несуществующим» в Беларуси. Если же уполномоченные органы придут к выводу, что деятельность от имени этого юридического лица фактически осуществляется в Беларуси, то для этого должны применяться установленные законодательством налоговые последствия с учетом (при наличии) соглашений об избежании двойного налогообложения.
2. Физическое лицо осуществляло деятельность (чаще – в сети Интернет, по размещению рекламы, разработке продуктов и т.п.), которая носила систематический характер и приносила доход, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или создания юридического лица.
Такие дела чаще возникают по причине недостаточной юридической грамотности начинающих ИТ-бизнесменов и отсутствия в широком доступе достаточной информации для понимания ими необходимости регистрации в качестве ИП или юридического лица при систематическом занятии деятельностью, приносящей доход. Вопросы толкования систематичности, целенаправленности и однородности деятельности, а также доказанность получения дохода являются предметом оценки в каждой конкретной ситуации. Сам факт возбуждения таких дел, безусловно, негативно влияет на инвестиционный и бизнес-климат. Поэтому необходима профилактическая работа среди начинающих ИТ-специалистов. Кроме того, очевидна необходимость открытого (насколько это допустимо УПК) расследования и рассмотрения соответствующих дел, которое должно осуществляться в строгом соответствии с законодательством, в т.ч. процессуальным. Например, особо остро стоит вопрос о соблюдении порядка получения доказательств из-за границы в ходе предварительного расследования.
Для проведения соответствующей реформы уголовного и административного права, а также уголовного процесса необходимы следующие изменения:
– исключение или ограничение (путем уточнения понятия) ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность (ст. 233 УК и ч. 11 ст. 12.7 КоАП);
– увеличение размера крупного и особо крупного размера ущерба для уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность (сейчас по деятельности без государственной регистрации крупный размер составляет 1000, особо крупный – 2500 базовых величин);
– корректировка уголовного процессуального законодательства (или его применения) для обеспечения в разумных пределах возможности предоставления из официальных источников объективной информации в связи с возбуждением и расследованием уголовных дел в ИТ-сфере. Если такая информация не раскрывается, в обществе распространяется мнение об отсутствии необходимых оснований для тех или иных процессуальных действий;
– корректировка уголовного процессуального законодательства в части порядка получения доказательств из-за границы с учетом международных договоров и соглашений (общих норм по получению доказательств, как показывает практика, недостаточно);
– правовая регламентация взимания дополнительных сумм (кратных сумме ущерба, так называемый коэффициент) при освобождении от уголовной ответственности в порядке, предусмотренном Указом Президента от 3.12.1994 № 250. Сейчас этот элемент механизма освобождения, а также порядок определения размера коэффициента фактически находятся вне правового поля.
Материал подготовлен на основе отчета BISS «Развитие IT и инновационного сектора в РБ».