ИТ-сектор: налоги, которые тормозят сделки
Одним из существенных факторов, влияющих на эффективность работы белорусских ИТ-компаний, являются налоги. Особенности их исчисления и оформления порой заставляют отказываться от некоторых сделок или переносить бизнес частично или целиком в другие страны. О том, как устранить такие препятствия, рассказывает адвокат Адвокатского бюро REVERA Елена МУРАШКО.
В экспортных и импортных операциях по реализации услуг и имущественных прав нередко участвует сразу несколько компаний, в т.ч. посреднических. Например, при экспорте иногда выплачивается вознаграждение компании Facebook за принятие платежей при покупках пользователей в приложении, или компании Google, которая от имени разработчика предоставляет приложения пользователям, или Apple за использование платформы AppStore и т.д.
Такие вознаграждения могут быть довольно большими (иногда до 30% от платежей). При этом у белорусской организации возникает обязанность удерживать и перечислять налог на доходы иностранных организаций, не действующих в Беларуси через постоянное представительство. Стандартная ставка такого налога – 15%. Однако в большинстве случаев в соглашениях с платформами указано, что все налоговое бремя, возникающее в государстве контрагента, ложится на последнего. Воспользоваться соглашениями об устранении двойного налогообложения здесь редко удается. Условием их применения является наличие справки о резидентстве зарубежной компании, которую получить от Google, Apple, Facebook и других подобных корпораций затруднительно.
ЕЩЕ больше усложняет проблему то, что такие корпорации удерживают свое вознаграждение из сумм, положенных разработчику, предварительно, до того, как деньги поступят на его счет. Поэтому у белорусского разработчика физически нет денег для уплаты начисленного налога на доходы нерезидента. Если же он перечислит налог за счет собственных средств, то может быть оштрафован по ст. 13.7 КоАП в размере до 10 базовых величин (для юрлица) и 20–60 базовых величин (для должностного лица).
Устранить подобные проблемы могли бы изменения в законодательстве. В частности, нужно разрешить вместо индивидуальной справки о налоговом резидентстве партнера, оказывающего встречные услуги в рамках экспортно-импортного договора, пользоваться ссылкой на открытые реестры публичных компаний (биржевые сводки и т.д.). В случае если по условиям публичного договора с компанией – нерезидентом Беларуси вознаграждение посредника удерживается до направления общей суммы вознаграждения на счета белорусского исполнителя-разработчика, необходимо разрешить уплачивать налог на доходы из собственных средств налогового агента – получателя вознаграждения.
В настоящее время в Беларуси в валовую выручку при исчислении налога при упрощенной системе налогообложения (УСН) не включаются суммы НДС, уплаченные (удержанные) в иностранных государствах в соответствии с законодательством этих государств (абз. 3 ч. 5 п. 2 ст. 288 НК). У организаций, применяющих общую систему налогообложения, в состав внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль включаются суммы налогов, сборов и других обязательных отчислений, удержанных и (или) уплаченных в бюджет или внебюджетные фонды иностранных государств в соответствии с законодательством этих государств, при наличии справки, заверенной налоговым органом, или иных документов, подтверждающих уплату (удержание) налогов, сборов и других обязательных отчислений в иностранном государстве (подп. 3.4 п. 3 ст. 129 НК).
Сами по себе данные нормы прогрессивны. Но при сотрудничестве с виртуальными площадками они фактически не работают. Например, в абз. 3 ч. 5 п. 2 ст. 288 НК речь идет только об НДС, а потому из базы исчисления налога при УСН невозможно исключить другие налоги, удерживаемые виртуальными площадками, которые по своей сути являются аналогами НДС, но называются иначе. Так, законодательство Австралии, Канады, Новой Зеландии, Сингапура предусматривает уплату Goods and Services Tax (GST), который по своему экономическому содержанию является разновидностью НДС, хотя механизм его взимания несколько иной. В США имеется налог с продаж (US Sales Tax), а в Японии – налог на потребление (Japanese Consumption Tax). Все это – косвенные налоги, которые взимаются в виде надбавок к цене товара (работы, услуги).
Норма подп. 3.4 п. 3 ст. 129 НК сформулирована шире: здесь речь идет о любых налогах, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств. Это позволяет организациям, применяющим общую систему налогообложения, включать в состав внереализационных расходов любые названные косвенные налоги. Но тем, кто применяет УСН, такая возможность недоступна. Впрочем, на практике довольно затруднительно получить заверенную налоговым органом иностранного государства справку, подтверждающую уплату налогов компанией – держателем виртуальной площадки. Единственный документ, который они предоставляют, – это копия инвойса, а также данные аккаунта, демонстрирующие развернутую информацию по удержанным налогам, в т.ч. их ставки, суммы, сведения о лицах – резидентах соответствующих государств, купивших программу, в отношении покупок которых по законодательству иностранного государства удержан налог.
Белорусские налоговые органы не признают такие инвойсы документами, подтверждающими уплату (удержание) налогов за рубежом, ни для целей исчисления налога на прибыль, ни для УСН, хотя в подп. 3.4. п. 3 ст. 129 НК допускаются «иные» подтверждающие документы», а в абз. 3 ч. 5 п. 2 ст. 288 НК вообще нет каких-либо требований к подтверждающим документам.
ДЛЯ устранения подобных проблем также нужны изменения в законодательстве. В частности, следует расширить перечень налогов, уменьшающих базу для исчисления налога при УСН. К ним следует отнести все налоги, удержанные (уплаченные) по законодательству иностранных государств, которые не только прямо именуются НДС, но и являются его аналогами. Это может быть достигнуто путем унификации формулировок подп. 3.4. п. 3 ст. 129 НК и абз. 3 ч. 5 п. 2 ст. 288 НК, а именно: суммы налогов, сборов и других обязательных отчислений, удержанных и (или) уплаченных в бюджет или внебюджетные фонды иностранных государств в соответствии с законодательством этих государств (за исключением налогов и сборов, в отношении которых предусмотрено устранение двойного налогообложения в соответствии с законодательством и (или) международными договорами РБ, а также за исключением налогов и сборов, включенных белорусской организацией в выручку (доход) согласно законодательству иностранного государства при исполнении ею обязательств плательщика иностранного государства в связи с осуществлением предпринимательской деятельности на территории этого иностранного государства).
Также следует разрешить использовать в качестве доказательств уплаты (удержания) налогов по законодательству иностранного государства при работе через виртуальные площадки для целей исчисления налога на прибыль и налога при УСН документы, свидетельствующие о присоединении к публичным офертам, в т.ч. оригинал счета (инвойса) виртуальной площадки, а в случае, когда публичная оферта не предусматривает возможность получения оригинала инвойса, – его копию и данные аккаунта.
Эти изменения в налоговом законодательстве позволили бы существенно упростить и облегчить работу белорусских ИT-компаний, что способствовало бы усилению их позиций на мировых рынках.
Материал подготовлен на основе отчета BISS «Развитие IT и инновационного сектора в РБ».