$

2.5105 руб.

2.9797 руб.

Р (100)

3.4323 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Строительство

Источники финансирования арендного жилья

15.06.2021
Источники финансирования арендного жилья
Фото: Christopher Furlong / Getty Images

Рассмотрим вопрос оптимизации расходования бюджетных средств в рамках реализации программы строительства арендного жилья.

 

Современная стратегия предоставления государственной поддержки

 Одним из наиболее активных источников финансирования строительства арендного жилья в настоящее время выступают средства бюджетов разного уровня. Социальная направленность жилищной политики в стране означает наличие  помощи со стороны государства гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявившим желание их улучшить. Такая помощь оказывается как при строительстве, реконструкции жилых помещений, так и при их приобретении. На практике реализуются несколько указов, определяющих порядок и условия предоставления такой поддержки.

Среди получателей помощи в максимальном размере выделяются многодетные семьи, что вполне объяснимо, принимая во внимание демографическую ситуацию. Кроме многодетных семей право на господдержку при улучшении жилищных условий имеет ряд лиц, поименованных в подп. 1.1 п. 1 Указа от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений».

Современная стратегия предоставления государственной поддержки предусматривает выделение бюджетных средств на адресные субсидии гражданам для погашения части процентов по взятым ими коммерческим кредитам и в определенных случаях – для погашения основного долга. Максимальная господдержка оказывается семьям с четырьмя и более детьми при списании 100% суммы основного долга. Жилье, построенное практически за бюджетные средства, оформляется семьями в частную собственность. Таким же образом в частную собственность оформляется и жилье, построенное с привлечением меньшего размера господдержки.

В 2021 г. в соответствии с постановлением Совмина от 18.01.2021 № 24 «О мерах по выполнению заданий по строительству жилых домов и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к ним на 2021 год» предусматривается обеспечить жильем более 10 000 таких семей. В целом с господдержкой будет построено 1 000 000 кв. м общей площади жилых помещений.

 

Оптимизация бюджетных расходов

С целью оптимизации бюджетных расходов, более эффективного их использования и увеличения доли государственных арендных квартир в общем объеме жилищного фонда, обеспечения возврата средств бюджета в виде арендной платы представляется целесо­образным рассмотреть вопрос перенаправления бюджетных средств, используемых на господдержку при строительстве жилья всеми гражданами, включая многодетные семьи, на строительство арендного жилья. То есть господдержка для улучшения жилищных условий не оказывается, при этом все средства бюджетов, предназначенные для такой поддержки, направляются целевым способом для строительства арендного жилья. Разумеется, такое жилье предоставляется именно тем категориям граждан, которые претендовали на господдержку. При этом выгоды для сторон очевидны.

1. Предоставление жилья осуществляется с учетом очередности.

2. Гражданам не нужно вкладывать собственные средства в определенных размерах («лишние» метры, превышение фактической стоимости жилья над предельным нормативом и др.). Так, семья с низким уровнем дохода может улучшить свои жилищные условия путем вселения в арендную квартиру. В случае строительства жилья с господдержкой при необходимости внесения собственных средств семья может отказаться от строительства.

3. Предоставление жилья с учетом установленного норматива площади при полном неучастии организационно и финансово семей в строительстве. Граждане не будут принимать участие в процессе строительства, контролировать действия застройщика по соблюдению условий заключенных договоров, их никто не сможет обмануть или ввести в заблуждение относительно цены, исполнения обязательств и др. Будет меньше запросов в органы госуправления и в суды.

4. Увеличение доли государственного арендного жилья в общем объеме жилищного фонда, что в т.ч. даст возможность привлечения в большей степени специалистов из других регионов на те или иные должности с предоставлением им арендного жилья.

5. Возврат бюджетных средств в виде арендной платы в значительно большем объеме в силу увеличения количества квадратных метров арендного жилья. Отсутствие необходимости изыскания дополнительных бюджетных средств для выполнения программ строительства льготного жилья.

6. Сокращение очередности в улучшении жилищных условий, связанное с увеличением фонда арендного жилья и предоставлением его очередникам.

7. Увеличение степени мобильности граждан с условием предоставления арендного жилья при смене места жительства.

8. Жилищная политика остается в рамках социальной направленности.

9. Рост социальной активности граждан, которые откажутся проживать в арендной квартире и пожелают заработать на собственную, частную.

 

Развитие городов-спутников

С целью дальнейшего развития городов-спутников, кроме г. Смолевичи, строительство в котором происходит достаточно результативно, представляется целесообразным ос­тавить для них существующую сегодня систему оказания господдержки при улучшении гражданами жилищных условий или видоизменить ее, сократив объем такой поддержки. В любом случае это приведет к большему оттоку очередников из городов с целью проживания не в арендном, а в собственном жилье.

Отметим: действительное развитие городов-спутников, создание там рабочих мест, включая самозанятость, возможно при массовом отъезде туда граждан, которым будут предоставлены условия улучшения жилищных условий более выгодные, чем в областных центрах и г. Минске, а именно строительство с господдержкой.

 

Выгоды перемен

Социальную направленность жилищной политики Беларуси желательно сохранить, однако ее следует видоизменить, примеряя к сложившейся в настоящее время экономической ситуации. Любой гражданин должен сначала сделать все для улучшения своих жилищных условий и только потом обращаться за помощью. Разумеется, есть отдельные категории граждан, которым надо помогать сразу: инвалиды, сироты, многодетные семьи, ряд других категорий. Именно такие граждане и должны получать арендное жилье в первую очередь.

Действующее в республике законодательство об арендном жилье позволяет проживать в нем постоянно как непосредственно арендатору, так и его детям, внукам. Просто изменяется статус такого жилья – его нельзя продать, подарить и т.д. Оно принадлежит государству. Если же есть желание и возможность построить собственное, частное жилое помещение, это только приветствуется. Строительный комплекс республики готов возводить жилье в необходимых объемах при достаточном финансировании данного процесса. При этом следует помнить, что задачи увеличения внебюджетных источников финансирования строительства жилых помещений ставились на разных уровнях достаточно давно, вот только реализация подобных принципов происходит недостаточно быстро.

Таким образом, не изменяя социальную направленность жилищной политики, есть возможность адаптировать ее к современным экономическим условиям, снизить нагрузку на бюджет, увеличить поступления в казну за счет арендной платы в силу увеличения объемов государственного арендного жилья (справочно: дефицит республиканского бюджета за I квартал 2021 г. составил, по данным Минфина, 1,8 млрд руб.). И нельзя не учитывать тот факт, что новые решения (в случае их принятия) приведут к росту активности граждан, желающих улучшить жилищные условия и проживать в собственном, а не арендном жилье. Речь идет о поиске дополнительного заработка, исключении в ряде случаев социального иждивенчества. Все это пойдет только на пользу обществу, экономике страны.

 

Арендное жилье за рубежом

В западных странах частное жилье содержать довольно дорого. Речь идет о налогах на недвижимость, землю, муниципальных сборах и др. Общеизвестен факт, что в ряде крупных городов Европы в общем объеме жилищного фонда преобладает арендное жилье, что дает гражданам возможность быть более мобильными и свободными. Проживание в таком жилье ни в коем случае не считается зазорным. Наоборот, странами в целом поддерживается, в т.ч. с помощью разных преференций, возможность граждан снять на время арендное жилье. При этом собственниками такого жилья выступают частные лица (юридические и физические) и государство.

Следует отметить, что доля арендного жилья в общем объеме жилищного фонда в Германии составляет 50%, Швеции – 57%, Норвегии и Нидерландах – 55%, Дании – 44%, Японии и США – 35%. В России также строятся арендные дома, квартиры в которых со временем предлагается выкупать. Каждое государство принимает решения по данному вопросу в соответствии с принципами разумности, экономичности и эффективности.

Автор публикации: Татьяна ЗАТУРЕНСКАЯ, менеджер-экономист, инженер-строитель


***
Менеджмент: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное