Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Использование банковских карт за границей: правила безопасности

Фото: freepik

Если вы все еще не теряете надежды провести отпуск за рубежом, нелишним будет вспомнить правила безопасности при использовании платежных карт. Впрочем, рекомендации будут полезны и тем, кто остается в Беларуси, – количество преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий, в последние годы только растет. 

 

Основные принципы безопасного использования карт

Убедитесь, что сможете оперативно заблокировать карту в случае ее утери или хищения. Не рассчитывайте только на мобильное приложение, посредством которого можно запросить блокировку. Запишите номер телефона службы клиентской поддержки обслуживающего банка, чтобы иметь альтернативный способ блокировки на случай отсутствия интернета или потери (хищения) мобильного телефона.

Используйте разные карточки для хранения денег, ежедневных платежей внутри страны, оплаты товаров и услуг в сети Интернет, платежей в зарубежных поездках. Нацбанк рекомендует оформлять отдельный счет и выпускать «пластик» для каждого типа платежей. Однако если вы боитесь запутаться в выпущенных картах, позаботьтесь хотя бы о том, чтобы разделить счета для хранения денег и расходных операций. Большинство банков позволяют переводить средства в пределах одного владельца без комиссий.  

При наличии у финансового учреждения, выдавшего карточку, возможности установить ограничения (лимиты) на определенные операции вы можете ввести минимально возможные лимиты по тем операциям, в совершении которых у вас нет необходимости. Например, установить самый минимальный лимит по оплате в сети Интернет для карт, которыми вы планируете рассчитываться за границей, а для приобретения билетов или бронирования жилья использовать другую. Убедитесь, что установленные ограничения соответствуют целям использования карт, в случае необходимости заранее отрегулируйте их размер.

Старайтесь контролировать свои расходные операции. Используйте для этого соответствующие уведомления или запрос выписки об операциях по счету за определенный период. При обнаружении «лишних» транзакций заблокируйте карту и свяжитесь со службой поддержки обслуживающего банка.

 

Снимаем деньги с банкомата

Важно помнить, что не все страны имеют развитую инфраструктуру для оплаты товаров и услуг платежными картами, поэтому лучше иметь при себе достаточную сумму наличной валюты, чтобы рассчитываться в тех местах, где высока вероятность хищения персональных данных: в аэропортах, торговых центрах и других общественных местах. Если необходимость снятия наличных все же возникла, следуйте основным правилам по безопасному совершению операций с использованием банкомата.

При выборе устройства старайтесь избегать плохо освещенных и безлюдных мест. Наиболее безопасными местами для совершения таких операций являются помещения банковских офисов. Перед использованием осмотрите банкомат – если заметили, что с ним произошли какие-либо изменения, воздержитесь от использования. Это может быть непонятное оборудование, установленное на элементы банкомата, небольшие видеокамеры («черные точки»), следы вскрытия, клеевые подтеки на отдельных элементах. Если у вас возникли подозрения о наличии подобных устройств, не пользуйтесь данным банкоматом.

Если поблизости от банкомата находятся люди, вызывающие у вас подозрение, следует выбрать другое время для использования данного устройства или воспользоваться иным банкоматом или устройством самообслуживания. Будьте особенно осторожны, если незнакомые люди предлагают помощь в использовании карточки в любом устройстве самообслуживания.

После получения наличных денежных средств в банкомате следует убедиться, что карточка возвращена устройством, дождаться выдачи карт-чека (при его запросе) и только после этого отходить от устройства. Необходимо помнить, что последовательность выдачи наличных денежных средств и возврата карточки в кассовых аппаратах разных банков может отличаться: банкомат может сначала вернуть карточку, а затем выдать запрошенную сумму денежных средств. Нужно учитывать данную специфику и не отходить от устройства до момента получения карточки, карт-чека (при его запросе) и денег.

Если же банкомат работает некорректно (например, долгое время находится в режиме ожидания, самопроизвольно перезагружается), следует отказаться от его использования, отменить совершаемую операцию и дождаться возврата карточки. Если устройство не возвращает «пластик», требуется незамедлительно заблокировать его любым доступным способом и обратиться в банк, выдавший карточку. Если при проведении операции в банкомате что-либо вызвало у вас настороженность или подозрения, нажмите кнопку для отмены операции, заберите карточку и при первой же возможности сообщите в банк, выдавший «кредитку», о ваших подозрениях. Не оставляйте запрошенный карт-чек в банкомате или другом устройстве самообслуживания, т.к. в чеке могут быть указаны сумма операции и остаток денежных средств, что может привлечь грабителя или мошенника.

 

Оплачиваем товары и услуги правильно

При проведении операций в ресторанах, барах, магазинах, отдавая карточку обслуживающему персоналу, не выпускайте ее из поля зрения. При необходимости проследуйте вместе с работником организации торговли (сервиса) к терминалу. Это позволит предотвратить неправомерное копирование информации.

При проведении операции оплаты в организациях торговли (сервиса) обращайте особое внимание на действия кассира, если он пытается провести вашу карточку через считывающее устройство оборудования больше одного раза. Это позволит предотвратить проведение несанкционированных вами операций. Обязательно поинтересуйтесь причиной, по которой кассиру необходимо повторно провести карточку через считывающее устройство оборудования. Если вследствие неуспешного проведения операции по карточке вы оплатили покупку иным способом (например, наличными деньгами или другой карточкой), сохраните документ, подтверждающий, что оплата не была успешно произведена, и проверьте, списались ли со счета денежные средства по операции, завершенной неуспешно.

Вводите ПИН-код, прикрывая клавиатуру ладонью свободной руки. Перед набором ПИН-кода следует убедиться в том, что люди, находящиеся в непосредственной близости от вас, не смогут его увидеть. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте ПИН-код работникам организаций торговли (сервиса).

 

Безопасные покупки в интернете

Для оплаты товаров в сети Интернет лучше использовать отдельную карточку с самостоятельным счетом и с ограниченной суммой денежных средств на нем, предназначенную только для данной цели. Совершайте покупки исключительно в тех интернет-магазинах, которые вызывают у вас доверие.

Чтобы избежать перенаправления на поддельные копии интернет-сервисов, старайтесь максимально использовать возможности вашего браузера и почтового клиента по обеспечению безопасности. Для этого в опциях браузера и почтового клиента необходимо включить дополнительные функции, такие как «Блокировка всплывающих окон», «Защита от фишинга и вредоносного ПО». Кроме того, рекомендуется всегда самостоятельно вводить веб-адрес сервиса в адресную строку браузера вместо использования любых гиперссылок, тем более из подозрительных сообщений.

Проверяйте правильность адресов интернет-сайтов, к которым подключаетесь для совершения покупки, т.к. похожие адреса могут использоваться для осуществления неправомерных действий. Если у вас появились какие-либо подозрения относительно интернет-страницы или вы не хотите предоставлять персональные данные или данные карточки, то покиньте ресурс и совершите покупку в другом месте.

Перед операцией оплаты товара (услуги) внимательно изучите условия предлагаемого соглашения, в частности, все правила предоставления услуг, условия доставки, возврата, замены товара, а также процедуру отмены заказа. Если вами было произведено бронирование гостиницы через интернет-сайт, но по каким-то причинам вы не планируете воспользоваться ею, обязательно проведите отмену бронирования через тот же сайт в полном соответствии с указанными на нем процедурами.

Совершайте покупки только со своих устройств, не пользуйтесь интернет-кафе и другими общедоступными средствами, где могут быть установлены программы-шпионы, запоминающие вводимые вами конфиденциальные данные. Не стоит позволять браузерам сохранять данные карточки «для упрощения совершения покупок в будущем».

При оплате товаров (услуг) за границей стоит обращать внимание на наличие сервиса Dynamic currency conversion (DCC), что в переводе означает «динамический обмен валюты». Этот сервис предлагает добавочный этап конверсии, что, как правило, приводит к уплате дополнительной комиссии: сумма к оплате пересчитывается в белорусские рубли по курсу, установленному банком, предлагающим услугу DCC.

Необходимо внимательно следить за информацией, представленной на экране терминала, а также проверять указанные в карт-чеке условия проведения операции (в частности, стоит обращать внимание на наличие аббревиатуры DCC). В случае несогласия с условиями проведения операции не подтверждайте ее подписью на карт-чеке или вводом ПИН-кода, настаивайте на отмене операции и ее проведении без применения динамической конверсии. При наличии у банка, выдавшего карточку, такой возможности вы можете запретить осуществление операций с использованием услуги DCC (например, через интернет-банкинг или обратившись непосредственно в банк).

Устанавливайте мобильные приложения (в т.ч. приложения банков) только из известных источников (Google Play Market, Windows Store, App Store). Не устанавливайте интернет-программы банков на мобильный телефон (устройство), требующие предоставления root-права (права суперпользователя).

При утрате телефона (смартфона), на котором установлено мобильное приложение банка (приходят SMS-сообщения с подтверждающими одноразовыми паролями), или неожиданным прекращением работы SIM-карты следует как можно быстрее заблокировать SIM-карту. Никогда не оставляйте мобильное приложение открытым: всегда пользуйтесь кнопкой для завершения работы.

Если вы все же пострадали от мошенничества, необходимо немедленно обратиться в службу клиентской поддержки банка, выдавшего карточку, для блокировки кредитки и следовать рекомендациям специалиста. По факту мошенничества рекомендуется подать заявление в правоохранительные органы.

При подготовке материала использовались рекомендации Нацбанка.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by