Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Консультации
23.12.2016 23 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Исполнительному производству — свой закон

Отечественная юридическая общественность долгое время ждала, когда регламентация исполнительного производства найдет свое отражение в специальном законе. И дождалась, причем сразу двух законов – Закона от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 439-З) и Закона от 24.10.2016 № 440-З «О судебных исполнителях».

Последний пусть и небольшой по объему документ, но достаточно детально определяет правовой статус и компетенцию судебного исполнителя, дополняя и конкретизируя соответствующие положения, содержащиеся в ГПК и ХПК. Полагаем, что для субъектов хозяйствования больший интерес представляет Закон № 439-З, основные новации которого мы и рассмотрим.

Как известно, существующая ранее практика совершения исполнительных действий судебными исполнителями общих и экономических судов в соответствии с нормами ГПК и ХПК имела значительные отличия. Закон № 439-З во многом устраняет эти противоречия, устанавливая единую практику исполнения исполнительных документов. Потому принятие указанного законодательного акта облегчит работу не только судебным исполнителям, но и сторонам в исполнительном производстве, а также иным лицам или органам, участвующим в процессе исполнения исполнительных документов.

Законом № 439-З предусмотрено, что непосредственное осуществление функций по исполнению исполнительных документов возлагается на судебных исполнителей главного управления принудительного исполнения Минюста и судебных исполнителей территориальных органов принудительного исполнения (далее – ОПИ). При этом установлено, что в случаях, определенных актами законодательства, функ­ции по непосредственному исполнению исполнительных документов могут возлагаться на иных работников соответствующих ОПИ, кроме лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих их деятельность.

Статьей 8 Закона № 439-З введено такое понятие, как «банк данных исполнительных производств» – совокупность данных, предназначенная для централизованного накопления сведений об исполнительных производствах, а также для учета, контроля и использования этих сведений в целях реализации задач исполнительного производства. Полагаем, нововведение является прогрессивным, поскольку позволит структурировать информацию, касающуюся всех исполнительных производств, и обеспечит надлежащий учет и контроль таких данных.

Исполнительные документы

Статьей 10 Закона № 439-З закреплен перечень исполнительных документов, подлежащих исполнению, к которым отнесены:

– исполнительные листы и судебные приказы, выданные судами;

– определения суда о судебном приказе;

– определения суда об обеспечении иска или об обеспечении исполнения решения, не обращенного к немедленному исполнению;

– постановления суда, органа, ведущего административный процесс, в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;

– постановления судебного исполнителя в случаях, установленных Законом № 439-З;

– исполнительные документы иностранных судов в случаях, предусмотренных международными договорами;

– исполнительные надписи нотариусов, дипломатических агентов дипломатических представительств РБ и консульских должностных лиц консульских учреждений РБ о взыскании денежных сумм (задолженности);

– постановления прокуроров о выселении в административном порядке;

– удостоверения комиссий по трудовым спорам;

– иные акты, если в силу законодательных актов они являются исполнительными документами и подлежат исполнению в порядке, установленном законом.

Следует отметить, что ранее данный перечень был шире. Например, Инструкцией по исполнительному производству, утв. постановлением Минюста от 20.12.2004 № 40 (далее – Инструкция № 40), было предусмотрено исполнение брачных договоров, соглашений о содержании своих несовершеннолетних и (или) нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей.

Важными являются положения ст. 11 Закона № 439-З, которой предусмотрены требования, предъявляемые к содержанию исполнительных документов. По сравнению с существующими нормами данный перечень требований расширен и детализирован. Так, в исполнительном документе должны быть указаны:

– наименование и адрес суда, иного уполномоченного органа (ФИО уполномоченного лица), выдавших исполнительный документ;

– наименование и номер дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ;

– дата принятия судебного постановления, решения иного уполномоченного органа (уполномоченного лица);

– дата вступления в законную силу судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом, решения иного уполномоченного органа (уполномоченного лица) либо указание на их немедленное исполнение;

– сведения о должнике и взыскателе (особенно важны сведения в отношении должника):

в отношении гражданина, в т.ч. ИП, – Ф.И.О., место жительства (место пребывания). В отношении долж­ника – гражданина, в т.ч. ИП, также должны быть указаны дата и место его рождения (при наличии сведений о месте рождения), данные документа, удостоверяющего его личность (идентификационный номер, серия (при их наличии), номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ), место работы (если оно известно), а в отношении должника – ИП, кроме указанного, – также регистрационный номер и дата госрегистрации, УНП;

в отношении юрлица, организации, не являющейся юрлицом, – их наименование и место нахождения, регистрационный номер и дата госрегистрации, учетный номер плательщика или иной аналогичный номер, присвоенный в иностранном государстве;

в отношении Республики Беларусь, административно-территориальной единицы – наименование и место нахождения органа, выступающего в соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона № 439-З от их имени в качестве стороны исполнительного производства;

– резолютивная часть судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом, решения иного уполномоченного органа (уполномоченного лица);

– сведения о мерах по обеспечению иска, если таковые принимались;

– дата выдачи исполнительного документа.

В исполнительных документах могут быть указаны и другие сведения, необходимые для их исполнения.

Участники исполнительного производства

Статьей 16 Закона № 439-З определен перечень участников исполнительного производства, в который входят:

– стороны исполнительного производства (взыскатель и должник);

– лица, на которых возложена обязанность по совершению определенных действий, связанных с исполнением исполнительного документа, или воздержанию от совершения определенных действий (банки и (или) небанковские кредитно-финансовые организации, организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, третьи лица, собственники имущества (учредители, участники) должника – юрлица и др.);

– лица, содействующие исполнению исполнительного документа (переводчик, понятые, специалист, хранитель имущества и др.).

В связи с этим следует отметить, что в ранее действующем законодательстве был сделан акцент на определение понятия «стороны исполнительного производства». Нормы Закона № 439-З расширили перечень возможных участников исполнительного производства, включив в него таких лиц, как переводчик, понятые и др. До его принятия нормы в отношении лиц, содействующих исполнению исполнительного документа, содержались отдельно в ГПК и ХПК. Теперь же им посвящены ст.ст. 25–27 Закона № 439-З.

Новыми являются положения ст. 18 Закона № 439-З о том, что стороны исполнительного производства обязаны представлять судебному исполнителю ин­формацию об исполнении исполнительного документа полностью или частично не позднее дня, следующего за днем его исполнения (сейчас на практике взыскатели очень часто такую информацию предоставляют по требованию судебного исполнителя). Другими словами, теперь на стороны возложена такая обязанность, а не право. Кроме того, стороны обязаны представлять судебному исполнителю сведения об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения не позднее трех дней со дня изменения.

Важными являются положения ст. 19 Закона № 439-З о правопреемстве в исполнительном производстве. В настоящее время замена стороны исполнительного производства входит в компетенцию суда. Законом № 439-З предусмотрена передача этой функ­ции судебному исполнителю. Конечно, это будет возможно при наличии всех документов, подтверждающих правопреемство. Но такое нововведение упростит процесс правопреемства, сократит сроки и документооборот, когда и судебный исполнитель, и стороны должны были месяцами ждать замены судом стороны в рамках исполнительного производства.

Предъявление исполнительных документов

Значительные изменения претерпели положения о сроках предъявления исполнительных документов к исполнению.

Согласно ст. 34 Закона № 439-З исполнительные документы, выданные на основании судебных постановлений или являющиеся судебными постановлениями, могут быть предъявлены к исполнению в течение 3 лет со дня вступления соответствующего судебного постановления в законную силу или со дня окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, если иное не установлено законодательными актами.

Исполнительные документы о взыскании периодических платежей могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение 3 лет после окончания этого срока.

Удостоверения комиссий по трудовым спорам могут быть предъявлены к исполнению в течение 3 месяцев со дня их выдачи.

Как известно, в настоящее время исполнительные документы, исполняемые в соответствии с ХПК, могут быть предъявлены к исполнению не позднее 6 месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке либо рассрочке его исполнения, или со дня вступления в законную силу определения суда, рассматривающего экономические дела, о вос­становлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.

Статья 42 Закона № 439-З предусматривает, что, если взыскателю не известно, в каком территориальном ОПИ должно быть возбуждено исполнительное производство, он вправе предъявить исполнительный документ и заявление (представление) о возбуждении исполнительного производства соответствующему главному судебному исполнителю по области (городу Минску) по месту совершения исполнительных действий, который в свою очередь направляет указанные документы в соответствующий районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел принудительного исполнения в 3-дневный срок со дня их поступления, а если исполнительный документ под­лежит немедленному исполнению – в день их поступления. В настоящее время Инструкцией № 40 предусмотрен возврат исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства в случае направления его не по месту исполнения.

Приостановление и прекращение исполнительного производства

Статьей 49 Закона № 439-З предусмотрена, помимо иных действующих в настоящее время оснований, обязанность судебного исполнителя приостановить исполнительное производство при отсутствии у должника денежных средств и (или) иного имущества, на которые может быть обращено взыскание по исполнительным документам о взыскании сумм в доход государства свыше 10 базовых величин (БВ).

В свою очередь, ст. 50 Закона № 439-З определены новые основания, когда судебный исполнитель вправе приостановить исполнительное производство пол­ностью или частично, а именно:

– оспаривание в судебном порядке уступки права (требования), перевода долга, а также других случаев перемены лиц в обязательствах;

– истребование материалов исполнительного производства для их изучения судом, иным государственным органом при рассмотрении вопросов в уголовном, административном, гражданском и хозяйственном процессах.

Сроки приостановления исполнительного производства, а также порядок приостановления и возобновления исполнительного производства определены в ст. 51 Закона № 439-З. Важным является то, что вопросы о приостановлении, возобновлении исполнительного производства рассматриваются без вызова сторон, в отличие от действующих норм, когда судебный исполнитель обязан уведомлять стороны о приостановлении исполнительного производства.

Также новыми основаниями для прекращения исполнительного производства согласно ст. 52 Закона № 439-З являются:

– отсутствие у должника денежных средств и (или) иного имущества, на которые может быть обращено взыскание по исполнительным документам о взыскании сумм в доход государства до 10 БВ;

– отсутствие у должника денежных средств и (или) иного имущества, на которые может быть обращено взыскание по исполнительным документам о взыскании сумм в доход государства свыше 10 БВ по истечении одного года после приостановления исполнительного производства в соответствии с абз. 10 ст. 49 Закона № 439-З.

Существенными с точки зрения процесса являются нормы ст. 54 Закона № 439-З, которые предусматривают, что вопросы о прекращении исполнительного производства, возвращении исполнительного документа взыскателю рассматриваются судебным исполнителем без вызова сторон исполнительного производства.

Взыскание

Статьей 75 Закона № 439-З детализированы нормы о порядке наложения взыскания на иное имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – на праве оперативного управления.

Если должник имеет имущество, принадлежащее ему на праве общей собственности, взыскание обращается на долю должника в таком имуществе, определяемую в соответствии с законодательством. При отсутствии у должника денежных средств и имущества, необходимых для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, допускается обращение взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем. Данная норма является очень важной, поскольку в настоящее время механизм работы с имуществом, находящимся под таможенным контролем, четко не определен.

Также важное нововведение содержит ст. 77 Закона № 439-З, в которой предусмотрено, что в случае отсутствия денежных средств на счетах третьего лица в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации или их недостаточности судебный исполнитель вправе с согласия третьего лица обратить взыскание на наличные денежные средства и иное имущество этого лица в счет погашения задолженности перед должником.

При исполнении исполнительных документов в отношении должника – гражданина, в т.ч. ИП, взыскание не может быть обращено на имущество, перечисленное в приложении к Закону № 439-З (ст. 81 Закона № 439-З). Данный перечень полностью совпадает с действующим приложением 1 к ГПК. В то же время Законом № 439-З не предусмотрен аналогичный перечень в отношении имущества юрлиц, как в настоящее время это предусмотрено приложением 2 к ХПК.

Закон № 439-З предусматривает право обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста или исключении имущества из акта описи имущества в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, лицу, чье право затрагивается исполнением исполнительного документа (ст. 87). Такие иски могут предъявляться как собственниками арестованного имущества, не принадлежащего должнику, так и лицами, которым такое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Очередность удовлетворения требований

Важные положения закреплены в ст. 122 Закона № 439-З, они определяют очередность удовлетворения требований кредиторов.

Так, в случае, когда взысканных с должника денежных средств недостаточно для удовлетворения требований взыскателей по всем возбужденным в отношении этого должника исполнительным производствам, указанные денежные средства распределяются между взыскателями в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, сумм в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. В случае недостаточности взысканных денежных средств для удовлетворения указанных требований денежные средства распределяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме;

во вторую очередь удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании:

а) сумм в республиканский и местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов (налоговые доходы, взносы на государственное социальное страхование, неналоговые доходы, платежи по возврату бюджетных ссуд и бюджетных займов, возмещению платежей, произведенных из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства по внешним займам и кредитам, предоставляемым банками РБ, возмещению платежей, произведенных из местных бюджетов в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, предоставляемым банками РБ);

б) сумм в случае потери кормильца, страховых выплат по обязательному страхованию, выплат по государственному социальному страхованию граждан, по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, по требованиям о выплате авторского вознаграждения, о возмещении ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением, а также морального вреда;

в третью очередь удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании денежных средств:

а) по исполнению обеспеченных залогом обязательств по договорам за счет средств, полученных от реализации имущества, являющегося предметом залога, в соответствии с законодательством;

б) в счет погашения задолженности по кредитам, предоставленным банками РБ под гарантии Правительства, а также под гарантии областных, Минского городского, районных и городских (городов областного подчинения) исполкомов, и процентам по ним;

в) в счет погашения задолженности по активам, приобретенным ОАО «Банк развития Республики Беларусь» у банков РБ в соответствии с перечнем таких активов и порядком, утверждаемыми Совмином, и по кредитам, предоставленным этим открытым акционерным обществом на финансирование проектов, включенных в программы, утверждаемые Президентом и (или) Правительством;

в четвертую очередь удовлетворяются требования по взысканию иных платежей.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. Требования в пределах одной и той же очереди удовлетворяются с учетом очереди и порядка погашения задолженности, даты возбуждения исполнительных производств. По исполнительным производствам, возбужденным в отношении одного и того же должника в один день, требования в пределах одной и той же очереди удовлетворяются с учетом номера исполнительного производства.

Таким образом, после вступления в силу Закона № 439-З будет отсутствовать возможность распределения вне очереди по исполнительным документам, по которым размер задолженности не превышает 100 БВ.

Закон № 439-З вступает в силу с 16.05.2017 г.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений