$

2.5629 руб.

3.0187 руб.

Р (100)

3.2939 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Бюджет

Кто еще платит налоги, а кто уже нет. Откуда деньги в бюджете и как их расходуют?

26.05.2020
Кто еще платит налоги, а кто уже нет. Откуда деньги в бюджете и как их расходуют?
Фото: Экономическая газета

Минфин опубликовал данные по исполнению консолидированного и республиканского бюджета за I квартал 2020 г. Представленные сведения позволяют оценить падение доходов бюджета под влиянием главных экономических вызовов текущего года – снижения объемов переработки нефти, ослабления национальной валюты, пандемии коронавируса.

 

Чем наш бюджет похож на американский

Основная доля доходов консолидированного бюджета, как и прежде, сформирована за счет налоговых поступлений – 85,6%.

За январь-март 2020 г. в бюджет перечислили 7427,1 млн руб. налоговых доходов от физических и юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года денег в казну пришло на 2,2% меньше в номинальном выражении и на 6,2% – в реальном (с учетом инфляции, т.е. роста потребительских цен).

Интересные изменения наблюдаются в самой структуре налоговых поступлений. По сравнению с I квар­талом прошлого года заметно выросла доля НДС – 43,8% против 37,7 в I квартале 2019 г. Это может быть связано с увеличением юрлицами закупок товаров на склад в условиях валютной неопределенности, которая особенно остро ощущалась в I квар­тале 2020 г., когда изменение курса  доллара могло достигать 2–3% в день.

Растет и доля подоходного налога (20,5% против 17,6 в I квартале 2019 г.). С одной стороны, это делает нашу казну несколько более похожей на бюджеты развитых экономик – тех же Соединенных Штатов. Только вот увеличение доли подоходного налога в РБ, вероятнее всего, можно объяснить не особо «капиталистическими» причинами – государство всеми силами добивается роста зарплат. Как мы неоднократно писали на протяжении всего 2019 года, эта форма доходов населения показывала положительную динамику во всех секторах экономики без оглядки на производительность труда.

В итоге только на эти два источника пришлось почти 2/3 всех налоговых доходов бюджета в январе-марте.

Нарастание кризисных явлений в экономике можно заметить по снижению налогов от внешнеэкономической деятельности (9,6% против 15,2 в I квартале 2019 г.) и налогов на доходы и прибыль (3,9% против 7,8 в I квартале 2019 г.).

Доля остальных налогов в структуре налоговых поступлений характеризуется небольшими изменениями.

Незначительно выросла доля акцизов – 9,5% против 8,4 в I квартале 2019 г.

В связи с изменениями в Налоговом кодексе снизилась доля налогов на собственность – 4,6% против 5,2 годом ранее.

В совокупности изменения этих налогов не оказали существенного влияния на доходы консолидированного бюджета.

 

Какие отрасли пополняют казну

Отраслевую структуру налоговых поступлений можно увидеть по статистике, предоставленной МНС.

Общий объем налоговых платежей субъектов хозяйствования в январе-марте 2020 г. составил 5962,3 млн руб., что на 0,3% больше, чем за I квартал 2019 г.

Как мы уже говорили, это номинальный рост. В реальном выражении (с поправкой на инфляцию) налоги, уплаченные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, сократились на 4% несмотря на относительно благополучные январь и февраль.

Основные поступления в бюджет обеспечили предприятия и индивидуальные предприниматели:

  • оптовой торговли (907,7 млн руб., или 15,22% всех поступлений);
  • транспорта (516,1 млн руб., или 8,66%);
  • розничной торговли (461,4 млн руб., или 7,74%);
  • строительства (434,2 млн руб., или 7,28%);
  • энергетики (405,1 млн руб., или 6,79%).

Весомый вклад в пополнение бюд­жета внесли такие отрасли, как:

  • информация и связь (338,3 млн руб. – 5,67% всех поступлений);
  • производство напитков (333,7 млн руб. – 5,6%);
  • табачных изделий (297,9 млн руб. – 5%);
  • профессиональная, научная и тех­ническая деятельность (230,5 млн руб. – 3,87%);
  • операции с недвижимым имущест­вом (217,2 млн руб. – 3,64%);
  • образование (180,4 млн руб. – 3,05%).
В совокупности на все перечисленные отрасли пришлось более 70% всех налоговых поступлений. То есть от их благополучия и финансовой устойчивости зависит наполняемость бюджета. Логично было бы направить меры поддержки на эти ключевые для казны сферы

Однако уже сейчас понятно, что в первую очередь основную помощь получат  предприятия государственного сектора, а не те, кто обеспечивал основные поступления в бюджет.

Кроме того, отраслевой разрез позволяет увидеть, как просели налоговые поступления от отдельных отраслей.

Если в I квартале 2019 г. горнодобывающая промышленность и нефтепереработка принесли налогов в размере 315 и 273 млн руб., то в январе-марте 2020 г. – всего 100 и 115 млн руб. соответственно.

Отрицательные налоговые поступ­ления показали предприятия, работающие в:

  • производстве продуктов питания (–23 млн руб. против 32,6 млн руб. в I квартале 2019 г.);
  • химической промышленности (–18,6 млн руб. против 0,6 млн руб. в I квартале 2019 г.);
  • деревообработке (–38 млн руб. против –30 млн руб. в I квартале 2019 г.).

Отрасли с преобладанием частной формы собственности в первые месяцы этого года еще не пострадали, поэтому налоговые поступления по ним наблюдаются на уровне прошлого года. А по ряду видов деятельности можно даже увидеть рост.

Выросли средние налоговые поступления от плательщиков, занятых в сфере:

– строительства (20,7%);

– оптовой торговли (18,5%);

– образования (18,5%);

– здравоохранения (16,5%);

– энергетики (15%);

– информационных технологий (10,4%);

– розничной торговли (8,5%).

Начали снижаться средние налоговые поступления от плательщиков, работающих в сферах:

– операций с недвижимостью (–12%);

– торговли автомобилями и их ремонта (–3,2%);

– услуг по временному проживанию и питанию (–2,75%);

– финансовой и страховой деятельности (–0,8%).

Любопытно, что в транспортной отрасли налоговые поступления от организаций сократились на 14%, а от индивидуальных предпринимателей выросли на 12%.

Таким образом, уже в I квартале 2020 г. налоговые поступления от предприятий сократились, главным образом из-за «тяжеловесов» белорусской экономики – организаций горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, нефтепереработки.

Отдельные отрасли, где традиционно преобладают предприятия частной формы собственности, все еще чувствовали себя неплохо. Однако в последующие месяцы кризис наверняка заденет и их, что повлечет за собой еще большее снижение доходов бюджета.

 

Годовой запас прочности бюджета растворился за 4 месяца

Почему снизились доходы бюджета? 2020 год и без распространения коронавируса обещал быть непростым. Согласно пояснительной записке, которую депутаты палаты представителей Национального собрания получили к проекту бюджета, доходы и расходы сводились при следующих базовых параметрах:

  • рост ВВП – на уровне 101,9%;
  • среднегодовой курс российского рубля к USD – 67,5 руб.;
  • курс белорусского рубля к USD – 2,2447 руб.;
  • цена на нефть марки URALS – 60 USD за баррель;
  • ставка рефинансирования – на уровне 9,5%;
  • сохранение объема импорта нефти из РФ для переработки – 18 млн т.

Однако уже по итогам первых 4 месяцев стало понятно, что запас прочности бюджета по заложенным параметрам оказался недостаточным.

За январь-апрель ВВП Беларуси снизился на 1,3% относительно аналогичного периода прошлого года. Средний курс белорусского рубля к  доллару составил 2,2997 руб., а российского к американской валюте – 68,6056 руб.

Ситуацию могло бы спасти падение цен на нефть – стоимость нефти существенно снизилась из-за срыва договоренностей по ограничению добычи в рамках ОПЕК при одновременном падении спроса вследствие распространения коронавируса.

Однако напряженные отношения с Россией по нефтегазовым вопросам в I квартале 2020 г. помешали нам максимально эффективно использовать представившуюся возможность. Объем нефти, импортированной в январе-марте, составил 1,9 млн т – всего 10,5% от запланированного годового объема.

При этом 82% нефти, ввезенной в страну, мы купили в России по средней цене 268 USD за т, что для нефти марки URALS эквивалентно 36,8 USD за баррель. В марте цена импорта российской нефти составила уже 170,93 USD, или 23,5 USD за баррель.

То есть для Беларуси снижение мировых цен на нефть могло бы стать отличным способом заработать на увеличении маржи переработки нефти. Однако и здесь не обошлось без нюансов.

Дело в том, что из-за желания продемонстрировать независимость страны от поставок российской нефти наше правительство начало искать альтернативные источники поставок. И ладно, если бы эти источники позволяли покупать «черное золото» по более низким ценам, но альтернативные источники обходятся нам дороже, чем поставки из России.

Так, по данным Белстата, средняя стоимость поставок нефти из Казахстана по итогам марта составила 199,32 USD (объем поставки – 79,8 тыс. т), что на 16,6% дороже российской. Среднюю стоимость поставок из Азербайджана (181,6 тыс. т) Белстат не раскрывает, однако Дмитрий Иванович, автор теле­грамм-канала «Кладовая статистики», смог расчетным способом получить цену импорта азербайджанской нефти – 265,85 USD за т, что на 55,5% дороже российской.

В итоге можно посчитать, что из-за игры  «в альтернативные источники» на покупке нефти при благоприятной для этого экономической конъюнктуре мы потеряли 19,5 млн USD.

Таким образом, несмотря на то что цена нефти стала единственным параметром бюджета с позитивной динамикой, вряд ли это может нам поддержать снижающиеся доходы бюджета из-за покупок из альтернативных источников и общего сокращения объемов переработки нефти.

Доходы консолидированного бюд­жета по итогам января-марта 2020 г. получены в размере 8680,9 млн руб., что составляет 21,7% от годового плана. Для сравнения за аналогичный период прошлого года доходы составили 8808,7 млн руб., или 23,2% плана. Таким образом, доходы государственного бюджета в I квартале снизились на 1,5% в номинальном выражении и на 5,5% в реальном (с учетом поправки на уровень инфляции). Это означает, что в абсолютном значении бюджет уже в I квартале недополучил 590 млн руб.

 

Государственные расходы остаются в пределах годового плана

Расходы консолидированного бюджета в январе-марте 2020 г. профинансированы в сумме 8429,3 млн руб., что на 9,3% выше уровня за тот же период прошлого года в номинальном выражении (на 4,8% – в реальном, с учетом инфляции).

Несмотря на относительный рост, в рамках годового плана сумма расходов выглядит приемлемо – 20,4% против 21,1 в прошлом году.

Более того, по итогам квартала мы получили превышение доходов над расходами в 251,6 млн руб. Это очень хорошо, если учесть, что годовой бюджет сведен с дефицитом.

Но радоваться возможной экономии, на наш взгляд, рано. Обычно бюджетные средства выбираются ведомствами во втором полугодии, а значит, основные траты еще впереди.

В целом деньги расходовались в рамках годового плана с небольшими отклонениями по отдельным категориям.

За январь-март 2020 г. расходы на общегосударственную деятельность профинансированы в сумме 1897,8 млн руб. и составили 22,5% от общей суммы расходов консолидированного бюджета.

В эту сумму включены расходы на государственную и местные инвестиционные программы с объемом 470 млн руб., что составляет 24,8% от всех расходов на общегосударственную деятельность.

30,6% всех расходов на общегосударственную деятельность – обслуживание государственного долга.

Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура, средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 3980,4 млн руб., из них:

на образование было направлено 1704,9 млн руб.;

на здравоохранение1321,3 млн руб.

Расходы бюджета по разделу «Национальная экономика» за январь-март 2020 г. составили 1203,5 млн руб. (или 14,3% всех бюджетных расходов), из них более 40% были в буквальном смысле закопаны в землю – направлены на поддержку и развитие сельского хозяйства.

В разрезе экономической классификации значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату зарплаты и взносов (отчислений) на социальное страхование работников бюджетного сектора3214,3 млн руб.

По сравнению с январем-мартом 2019 г. эта статья выросла в номинальном выражении на 17,9% (в реальном – на 13,1%), составив 38,1% от общего объема бюджетных расходов.

На капитальные расходы направлено 1076,4 млн руб. бюджетных средств, или 12,8% всех расходов. По сравнению с январем-мартом 2019 г. они увеличились на 44,6% в номинальном выражении и на 38,6% – в реальном.

* * *

В целом пока что все траты бюджета осущест­вляются в соответствии с годовым планом. Однако уже сейчас понятно, что сложная экономическая ситуация, высокая кредитная нагрузка на предприятия госсектора, низкая обеспеченность оборотными средствами потребуют от государства расширения бюджетных дотаций и финансовой поддержки.

С нашей стороны было бы наивным утверждать, что эти деньги достанутся тем, кто исправно платит налоги.

Скорее всего, они в первую очередь будут направлены на спасение предприятий госсектора экономики, в то время как именно частники формируют большую часть налоговых поступлений бюджета.

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК, финансовый эксперт «ЭГ»


***
Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»