Исполнение бюджета по итогам первого полугодия: меньше доходов, больше общегосударственных расходов
Минфин представил данные об исполнении государственного бюджета за первое полугодие 2020 г. сектора государственного управления. Цифры в целом от планируемых отличаются не радикально. Пока кризис коснулся немногих источников государственных доходов.
Из чего формируется белорусская казна
Доходы бюджета государственного управления (включает в себя республиканский бюджет, местные бюджеты, государственный внебюджетный фонд социальной защиты неселения) за январь-июнь 2020 г. сложились в сумме 24,22 млрд руб., или 45,8% уточненного годового плана.
Из этой суммы 10,3 млрд руб. составили доходы республиканского бюджета (41,0% годового плана), 8,5 млрд руб. – поступления в Фонд социальной защиты населения (42,9% годового плана).
Поступление НДС составило 6,0 млрд руб. (48,6% годового плана), акцизы – 1,4 млрд руб. (47,1% годового плана).
По данным источникам дохода запас прочности на второе полугодие еще есть – выбрано менее половины запланированных на год доходов.
Про другие налоговые источники так сказать нельзя. Налога на прибыль поступило 0,8 млрд руб. – всего 18,8% годового плана. Этот источник доходов бюджета пострадал больше всего: за полугодие по нему недобрали 1,32 млрд руб. (из расчета 50% по годовому плану).
Такая же ситуация наблюдается с доходами от внешнеэкономической деятельности: получено 1,5 млрд руб. (31,6% годового плана). Недобор составил 0,87 млн руб. Таким образом, только за счет этих двух источников бюджет пока недополучил более 2 млрд руб.
Очень небольшая часть налоговых потерь бюджета связана с предоставлением субъектам хозяйствования помощи в рамках Указа от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики». По данным Министерства экономики по состоянию на 16 июля объем налоговых льгот и преференций, представленных юридическим лицам, оценивается в размере 23 млн руб. Еще 8,3 млн руб. сэкономили индивидуальные предприниматели, которые воспользовались возможностями Указа для снижения ставок единого налога.
И все же даже эта небольшая сумма поступила очень вовремя и была востребована – предоставленными налоговыми льготами воспользовались 1,3 тыс. юридических лиц и 34,4 тыс. ИП.
Однако не все смогли своевременно исполнить налоговые обязательства. Согласно данным, предоставленным Минфином, по состоянию на 1 июля 2020 г. задолженность по налогам и сборам составила 129,6 млн руб.
Как тратит деньги государство
Расходы бюджета сектора государственного управления за январь-июнь 2020 г. составили 26,36 млрд руб., или 47,5% годового плана.
Расходы республиканского бюджета составили 12,1 млрд руб., или 44,3% годового плана.
На общегосударственную деятельность направлено 6,1 млрд руб. (47,2%).
На финансирование национальной экономики – 2,5 млрд руб. (44,6%).
На финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) – 8,6 млрд руб. (47,0%).
Расходы Фонда социальной защиты населения составили 8,4 млрд руб. (49,4% годового плана).
Дефицит (превышение расходов над доходами) бюджета сектора государственного управления за январь-июнь 2020 г. сложился в сумме -2,14 млрд руб., из которых -1,8 млрд руб. пришлись на республиканский бюджет. Бюджет Фонда социальной защиты населения по итогам полугодия остался профицитным (0,1 млрд руб).
Расходы растут. А на что именно?
Как мы видим, Минфин отслеживает исполнение государственного бюджета, ссылаясь на уточненный годовой план. По сути, уточненный план – это адаптация бюджета, утвержденного на текущий год, к сложившимся экономическим реалиям.
Однако нужно иметь в виду, что это другие цифры.
Например, в бюджете, который был утвержден в декабре 2019 г. (Закон от 16 декабря 2019 г. № 269-З «О республиканском бюджете на 2020 год»; далее – Закон), доходы республиканского бюджета запланированы в размере 24,425 млрд руб, в уточненном плане – 25,15 млрд руб., т.е. на 725 млн руб., или 2,95% больше. Расходы республиканского бюджета на 2020 год согласно Закону – 25,44 млрд руб., по уточненному плану – 27,31 млрд руб., т.е. на 1870 млн руб. больше.
Другими словами, согласно уточненному годовому плану дефицит республиканского бюджета стал больше – на 1,1 млрд руб.
Далее все становится еще интереснее: наибольший прирост расходов республиканского бюджета пришелся на общегосударственные расходы. Если сравнить значение расходов по уточненному годовому плану (14,07 млрд руб.) с расходами, заложенными в бюджет согласно Закону (12,51 млрд руб.), можно увидеть, что расходы данной категории выросли на 1,56 млрд руб.
Понять, какая именно статья выросла больше всего, очень сложно.
Вспомним общую структуру расходов, которые при формировании бюджета определяются как общегосударственные. Это деятельность государственных органов общего назначения, международная деятельность, проведение выборов и референдумов, обслуживание государственного долга, деятельность государственного материального резерва, межбюджетные трансферты, финансирование фундаментальных научных исследований и прикладных исследований в области общегосударственной деятельности, формирование резервных фондов – резервного фонда Президента, оказание помощи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, фонд финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами.
Любопытно, что еще при формировании бюджета на 2020 год именно общегосударственная деятельность отметилась существенным приростом финансирования.
В статье № 84 «ЭГ» от 12.11.2019 мы писали, что расходы данной категории по сравнению с 2019 годом выросли на 2,147 млрд руб. – на 20,73%. Наибольшее увеличение пришлось на трансферты в пользу местных бюджетов (+1,321 млрд руб., или +34,58% год к году) и ФСЗН (+673 млн руб., или 52,21% г/г).
Больше других выросли такие статьи расходов, как:
- обеспечение проведения выборов (+36,3 млн руб.);
- государственный материальный резерв (+32 млн руб.);
- фундаментальные научные исследования и прикладные исследования в области государственной деятельности (+35 млн руб.);
- резервные фонды, включая резервный фонд Президента (+37 млн руб.).
Однако, как мы видим, 2 млрд руб., направленных на общегосударственную деятельность сверх того, что было потрачено в 2019 году, оказалось мало, поэтому в уточненном плане расходы выросли еще на 1,1 млрд руб.
Остается пожалеть, что степень раскрытия государственного бюджета не оставляет места для обеспечения должной прозрачности.
Показатель |
Уточненный план 2020 года |
Исполнено за январь-июнь |
В % к уточненному годовому плану |
|||
Всего |
Респ. бюджет |
Всего |
Респ. бюджет |
Всего |
Респ. бюджет |
|
Всего доходов |
52 898,3 |
25 154,7 |
24 221,1 |
10 319 |
45,8 |
41 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
налог на прибыль |
4112,8 |
1649,8 |
772,1 |
137,6 |
18,8 |
8,3 |
НДС |
12 264 |
9273,1 |
5959,7 |
4533,4 |
48,6 |
48,9 |
акцизы |
3001,6 |
3001,6 |
1414,3 |
1414,3 |
47,1 |
47,1 |
доходы от ВЭД |
4785,2 |
4785,2 |
1511,4 |
1511,4 |
31,6 |
31,6 |
поступления в ФСЗН |
17 201,8 |
Х |
8468 |
Х |
49,2 |
Х |
Всего расходов |
55 547,4 |
27 308,1 |
26 360 |
12 095,3 |
47,5 |
44,3 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
общегосударственная деятельность |
12 976,8 |
14 077,1 |
6127,1 |
6475,8 |
47,2 |
46 |
национальная экономика |
5565,9 |
3710,8 |
2480,4 |
1601,9 |
44,6 |
43,2 |
расходы на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение и т.д.) |
18 314,6 |
5008,4 |
8616,5 |
2101,8 |
47 |
42 |
расходы ФСЗН |
16 964,7 |
Х |
8377,3 |
Х |
49,4 |
Х |
Превышение доходов над расходами (+), дефицит (-) |
-2649,1 |
-2153,4 |
-2138,9 |
-1776,3 |
|
|