Исполком потребовал расторгнуть договор аренды земельного участка
Предметом иска стало требование исполкома к индивидуальному предпринимателю о расторжении договора аренды земельного участка, заключенного до 27.12.2061. Госорган ссылался на то, что арендатор обязан использовать участок в соответствии с его целевым назначением и условиями отвода.
Индивидуальный предприниматель (ИП) по итогам аукциона, проведенного в 2011 г., получил в аренду земельный участок. Был заключен договор аренды земельного участка с целевым назначением под строительство многофункционального комплекса с объектами торговли, срок действия – до 27.12.2061.
ИП получил свидетельство о госрегистрации земельного участка в феврале 2012 г. С этого момента у него возникли обязательства по занятию предоставленного в аренду участка. Последнее в соответствии с абз. 11 ст. 1 Кодекса о земле (КоЗ) подразумевает строительство объекта недвижимого имущества, в частности, осуществление строительно-монтажных работ (СМР), в соответствии с утвержденной проектной документацией.
В силу ч. 4 ст. 70 КоЗ местный исполком определяет срок для начала строительства. В тех случаях, когда участок предоставляется юридическому лицу (по результатам аукциона на право заключения договора аренды) для возведения капитального строения, этот срок не должен превышать 6 месяцев со дня утверждения проектной документации на строительство. Необходимо в течение 6 месяцев со дня получения свидетельства о госрегистрации (в нашем случае ИП получил его 24.02.2012) приступить к занятию выделенного земельного участка – таковым было одно из условий его отвода.
Спустя 7 лет землеустроительная служба исполкома в ходе проверки целевого использования земель обнаружила, что арендатор фактически к занятию земельного участка не приступил, разрешений на проведение СМР не имеет. Им были получены только технические условия и разрабатывалась проектная документация. По результатам проверки в адрес ИП вынесено предписание, по которому он был обязан в срок до 09.09.2019 приступить к освоению участка.
Указанное предписание ответчик не оспаривал ни в судебном, ни в несудебном порядке, однако нарушения в указанный срок не устранил. Поэтому исполком обратился в суд с иском о досрочном расторжении договора аренды со ссылкой на подп. 1 п. 2 ст. 420 ГК, согласно которому основанием к расторжению договора по требованию одной из сторон может быть существенное нарушение договора другой стороной. ИП также ссылался на абз. 1 ч. 1 ст. 590 ГК и на условие самого договора аренды в части возможности судебного расторжения последнего в случае использования земельного участка не в соответствии с договором или его неиспользованием.
Экономический суд (его поддержала апелляционная инстанция) удовлетворил иск исполкома к ИП о расторжении договора аренды земельного участка. Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда оснований для отмены этих решений не нашла (постановление от 20.10.2020 по делу № 116-11/2020/263А/1045К).
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 70 КоЗ землепользователи обязаны использовать земельные участки, а также расположенные на них строения в соответствии с их целевым назначением и условиями отвода. ИП пользуется земельным участком не в соответствии с решением исполкома и с нарушением земельного законодательства.
В данном случае налицо ненадлежащее использование земельного участка.
При отсутствии факта занятия земельного участка в течение 6 месяцев со дня госрегистрации создания земельного участка, неиспользовании его в соответствии с абз. 6 ч. 2 ст. 60, ч. 1 ст. 64 КоЗ суд пришел к выводу, что имеются достаточные основания для прекращения прав аренды на земельный участок.
Судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением кассационной жалобы, распределены по правилам ст. 133 ХПК и отнесены на ИП.