Искусственный интеллект выходит на прямую монетизацию: предприятиям пора перестраиваться
На конференции A1 Tech Day — 2025 искусственный интеллект и кибербезопасность стали ключевыми темами. Представители А1, регулятора и отраслевые эксперты обсуждали, как ИИ меняет бизнес-модели, какие риски сегодня критичны и почему скорость цифровой трансформации становится главным конкурентным преимуществом.
ИИ и восхищает, и пугает
Первый замминистра связи и информатизации Павел Ткач поделился с журналистами, что смотрит на ИИ уже как на настоящее, а не будущее, в том числе для телеком-сетей.
Ключевой задачей сетей связи регулятор считает увеличение их емкости как минимум вдвое — иначе качество услуг в условиях роста абонентской базы обеспечить невозможно.
Внедрение технологии 5G в Беларуси продолжается, возможно, еще в текущем году мы увидим тестовые пилотные зоны, однако о конечных сроках, регулятор считает, говорить преждевременно.
Журналистов также интересовал вопрос о роуминге при поездках в Россию («режим тишины» для абонента на первые сутки пребывания в стране). П. Ткач пояснил, что российские коллеги сейчас тестируют режим подтверждения для своих граждан через капчу — Беларусь ожидает распространения этого режима на своих граждан. Все в рамках приоритета кибербезопасности.
Монетизация ИИ
Искусственный интеллект окончательно перешел от этапа пилотирования к фазе прямой монетизации. Именно этот тезис коммерческого директора компании А1 Юрия Левданского стал лейтмотивом конференции.
В условиях стремительной цифровизации экономики компания А1 давно вышла за рамки оператора мобильной связи. На базе ее инфраструктуры выстраивается мощная экосистема цифровых сервисов для бизнеса и потребителей, и в этом цифровом марафоне компания остается признанным пейсмейкером. Неудивительно, что зал едва вместил всех желающих услышать о новых трендах «киберреальности».
ИИ как новая реальность для бизнеса
В своем выступлении Ю. Левданский подчеркнул, что сегодня на рынке выигрывает не самый большой, а самый быстрый, а скорость трансформации во многом обеспечивает ИИ. Однако, по данным исследований, почти 60% бизнесменов до сих пор воспринимают его как «игрушку для ИТ-компаний». Скепсис подпитывают информация о неточностях, допускаемых ИИ-моделями, рисках кибербезопасности, сомнения по поводу ресурсов, необходимых для такой трансформации. Поэтому внедрение искусственного интеллекта ограничивают не столько технологические, сколько ментальные барьеры. Кроме того, механическое внедрение ИИ в «старые» бизнес-процессы редко приносит результат. Поэтому спикер представил свой подход к внедрению искусственного интеллекта.
Спросить у ИИ, как его лучше внедрить
Не в буквальном смысле, разумеется. Но ИИ отлично справляется с предиктивной (предсказательной) аналитикой, обработкой больших массивов структурированных и неструктурированных данных, поиском аналогий, агрегированием информации и выявлением рисков, прописывая возможные сценарии.
Автоматизация производства и бизнес-процессов
ИИ эффективен при автоматизации процессов, которые могут быть четко регламентированы: работа производственных линий, колл-центров, подготовка отчетов и договоров.
Мониторинг и оптимизация
ИИ-инструменты позволяют отслеживать эффективность собственных ИИ-решений: искать корреляции между разными процессами, анализировать отзывы пользователей, давать рекомендации. Самообучение обеспечивает постоянное обновление бизнес-процессов.
Освобождая сотрудников от рутины, компании получают пространство для стратегических задач, креативности и взаимодействия с клиентами.
Начать с себя
Путь к масштабному внедрению ИИ в организации, по словам Ю. Левданского, стоит начать с личного опыта — использовать ИИ как помощника для написания писем, генерации отчетов и т.д.
Если античные мудрецы учили «познай самого себя», то сегодня более актуально «запромптить себе персонального ИИ-агента».
«Нанимайте ИИ» в первую очередь
Столкнувшись с задачей или проблемой, бизнес должен первым делом задаться вопросом: можно ли решить ее с помощью искусственного интеллекта. Такой подход меняет сами управленческие стратегии.
Как А1 использует ИИ у себя
По принципу «начни с себя» оператор А1 уже внедрил искусственный интеллект в ряд своих бизнес-процессов. Он используется для обработки звонков в колл-центре, для автоматического оповещения, для анализа клиентских данных, в маркетинговых целях. В этом году А1 представит рождественскую рекламу, полностью созданную ИИ.
«Кибергрехи» бизнеса
Эксперт А1 Клавдий Лаптенок рассказал о типичных ошибках бизнеса в обеспечении кибербезопасности. По словам эксперта, каждое четвертое уголовное дело в Беларуси относится к сфере киберпреступности. В этом массиве велик процент инцидентов, связанных с телефонным мошенничеством, но в целом масштабы впечатляют.
Бизнес за небрежность в кибербезопасности зачастую платит дважды: за возврат украденных данных и за молчание злоумышленников.
Приводят к этому, по определению спикера, «6 грехов кибербезопасности бизнеса в Беларуси».
1. Сохранение дефолтных (установленных производителем) паролей.
Громкий пример — недавнее ограбление Лувра, где в системе видеонаблюдения был выставлен пароль «Лувр». В даркнете («теневом интернете») можно найти базы как взломанных паролей, так и стандартных (топ-100, топ-1000), посредством перебора которых можно проникнуть в систему не слишком бдительного владельца. Поэтому, игнорируя простое, но необходимое по всем инструкциям действие — замену дефолтных паролей, мы здорово облегчаем жизнь злоумышленникам.
2. Бесконтрольное использование ресурсов.
Например, при использовании оборудования на демостендах на выставках.
3. «Языковой барьер» между ИТ и топ-менеджерами.
Руководителю нужно говорить о рисках понятным для него «простым» языком, например, не «уязвимость», а «если мы это не сделаем, сайт магазина не будет работать из-за DOS-атак, и каждый час простоя будет обходиться в 10 тыс. руб.»
4. Неконтролируемый подрядчик.
Владелец сайта часто предоставляет подрядчику права администратора. А подрядчики — лакомая цель для киберзлоумышленников, потому что после их взлома можно получить доступ с правами администратора не к одному, а сразу к 10 ресурсам. При этом, отдавая работы по сайту на аутсорсинг, не договариваются о регламентах реагирования на киберинциденты.
5. Небрежность в работе с бэкапами.
Часто резервные копии не создаются вовремя — «чтобы не мешать бухгалтерии» и по другим аналогичным причинам.
6. Формальный подход к процессам кибербезопасности.
Больше страх перед регулятором, чем перед хакером. Фактически часто документы оформляются, а реальное состояние кибербезопасности в организации остается вторичной задачей.
Цифровые процессы и «аналоговые» сотрудники
Общий вывод конференции: цифровизация движется быстрее, чем трансформация мышления. Бизнес-процессы — цифровые, а сотрудники часто остаются «аналоговыми», они не успевают адаптироваться к возможностям и рискам цифрового пространства.
Как определил проблему в своем выступлении управляющий «АйПиМатика Бел» Юрий Заиграев, главная задача — «подключить аналогового человека к процессу цифровой трансформации».
И именно эта тема, как считают участники конференции, станет центральной на следующем А1 Tech Day в 2026 году, который обещают провести в более крупном формате.
* реклама