Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Транспорт
13.02.2022 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Искусственный интеллект против мошенников в сфере грузоперевозок

Фото: freepik

Высокий уровень цифровизации делает процессы в логистической отрасли все более прозрачными. Однако проблемы, связанные с недобросовестными исполнителями и мошенниками, все еще актуальны для этой сферы, констатируют на бирже грузоперевозок ATI.SU в Беларуси. Основная причина – динамичность рынка, на котором периодически появляются новые, не проверенные перевозчики.

«Один из самых распространенных вариантов мошенничества – это не оплата работы перевозчика. Например, под видом исполнителя регистрируется посредник, получает от заказчика деньги, а с самим перевозчиком не расплачивается или расплачивается не полностью», – рассказала директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко.

За несколько недель такой лжеисполнитель может набрать несколько подобных заказов, а потом исчезнуть с деньгами. Бывают случаи, когда пропадают и целые машины груза. Перевозчик просто не довозит товар до получателя.

По словам Татьяны Солдатенко, полностью исключить мошенничество даже на цифровых платформах грузоперевозок пока невозможно. Во-первых, постоянно появляются новые игроки, надежность которых изначально нельзя проверить. Некоторые из них даже какое-то время могут работать добросовестно. Во-вторых, мошенники могут перекупить аккаунт проверенного перевозчика или экспедитора, даже вместе с юрлицом и сим-картами, необходимыми для идентификации в системе.

Вручную проконтролировать все подозрительные движения на платформе грузоперевозок просто невозможно. Поэтому ведущие игроки отрасли ищут более современные и надежные способы, которые позволили бы свести к нулю количество таких случаев.

Одно из самых передовых решений – использовать технологии искусственного интеллекта (ИИ), полагают на Бирже грузоперевозок. Пока здесь применяют его ограниченно, чтобы изучить и оценить возможности ИИ. Например, используют алгоритм на основе машинного обучения, чтобы анализировать активность участников биржи. Специальная программа сопоставляет информацию о них с данными, указанными в аккаунтах компаний, и выявляет несоответствия.

Например, хорошо зарекомендовавший себя перевозчик решил уйти с рынка, а его аккаунт на платформе перекупили мошенники. В этом случае ИИ должен оценить ситуацию: «понять», что некоторое время пользователь был неактивен, а потом стал действовать не так, как раньше. Со временем обучающаяся система находит схожие черты и систематизирует модели поведения как добросовестных участников (экспедиторов, грузоперевозчиков, отправителей), так и мошенников. Такие нюансы, как аномально высокая ставка, длительное отсутствие, резкое изменение поведения пользователя на Бирже грузоперевозок служат сигналом тревоги и поводом для дополнительной проверки.

Кроме того, ИИ помогает компаниям определять справедливую рыночную стоимость перевозок. Особенно это актуально на непопулярных маршрутах.

«Основываясь на накопленных данных, алгоритм может очень точно определить, какую цену выставит транспортная компания за перевозку. Когда информации по каждому направлению много, можно обойтись простыми статистическими методами. Но для некоторых редких маршрутов данных может быть недостаточно. И вот как раз в таких случаях помощь ИИ очень кстати. Нейросети «восстанавливают» недостающие данные. При этом они учитывают ситуацию на схожих направлениях, на рынке в целом, и другие специфические факторы, например сезонные тенденции», – отметила Татьяна Солдатенко. 

Вместе с тем пока, по словам специалиста, внедрение технологий искусственного интеллекта в процессы логистических платформ происходит не очень быстро. И на это есть свои причины.

Чтобы грамотно обучить нейросеть, нужен большой объем релевантных данных. В отличие, например, от ритейла или банковской сферы, логистические компании еще не накопили достаточно информации, которая нужна для корректной работы цифровых алгоритмов. Четкое представление о том, какие именно данные и по каким критериям нужно рассматривать в сфере логистики пока только формируется.

Нет практики разработки и внедрения решений с применением ИИ — готовых кастомизированных аналитических модулей.

В логистике ,чтобы помогать перевозчикам подбирать сложносоставные маршруты, а также наиболее оптимальные по стоимости услуги, используются обычные программные алгоритмы. На их основе на бирже действует сервис, который предоставляет компаниям-заказчикам разные виды отчетности по заданным критериям. Но между технологиями искусственного интеллекта и такими алгоритмами есть разница. 

По мнению Татьяны Солдатенко, активные эксперименты с возможностями искусственного интеллекта в сфере логистики уже сегодня помогают бороться с мошенничеством и завышенной стоимостью грузоперевозок. Определенные успехи в этом уже есть. Метод показал свою эффективность, а потому активное и повсеместное применение ИИ – это вопрос времени.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by